Кинорулетка: Маньяк
6 июля 2018
К выходу фильма «Зверь» Синемафия вспоминает другие фильмы о маньяках.
Маньяк — то ли макгаффин, то ли интересный образ. Через него можно раскрыть главного героя — а можно вскрыть пороки общества; можно сосредоточиться на психологическом портрете преступника, а можно — на его поимке. Иными словами, маньяк — чаще всего в версии серийного убийцы — один из излюбленнейших персонажей, регулярно извлекаемых режиссерами всего мира на свет божий.
Итак, тема рулетки — МАНЬЯК, а правило только одно — мы берем фильмы не моложе 2015 года выпуска.
Поехали!
«Боже, благослови Америку» (God Bless America, 2011)
Режиссёр: Бобкэт Голдтуэйт
В ролях: Джоэл Мюррей, Тара Барр
О чём: Фрэнк в разводе, его достала работа, шумные соседи, навязчивая поп-культура и тупые люди вокруг, а тут ещё и врач объявил ему, что у него рак мозга.
Дома у Фрэнка завалялся пистолет, но прежде чем вынести себе мозги, он решает забрать с собой людей, которые его бесят.
Маньяк: Фрэнк и сам понимает, что его стремление убивать неугодных ему людей ненормально, но ничего с этим поделать не может. Подталкивающим фактором стало случайное знакомство со школьницей Рокси, восхищенной решимостью Фрэнка.
Почему: простая сатира на вполне бытовые моменты нашей жизни, которые раздражают. Чувства главных героев порой близки каждому из нас. Это не делает нас маньяками, но иногда эта грань очень близка, стоит лишь обратить внимание на безумную составляющую нашей цивилизации.
Вероятно, самая известная роль Джоэла Мюррея, брата Билла Мюррея.
«Власть страха» (The Bone Collector, 1999)
Режиссёр: Филлип Нойс
В ролях: Дензел Вашингтон, Анджелина Джоли, Куин Латифа, Майкл Рукер, Лиленд Орсер
О чём: опытный следователь парализован на больничной койке и мечтает о самоубийстве. Но тут появляется инспектор Амелия, нашедшая труп мужчины и никто, кроме этой парочки не разгадает серию убийств, последовавших далее.
Маньяк: парализованный инспектор Линкольн, словно заправский Шерлок, рассуждает лёжа и даёт задания Амелии, которая «в поле» пытается найти улики, которые приведут к таинственному маньяку. Но убийца всё время опережает их на один шаг.
Почему: отличное кино, если вам нравится «Семь», например. Гнетущая атмосфера погони за маньяком, жестокие убийства и непредсказуемый мотив — тут всё это есть. Ну и Джоли в расцвете, Дензел на пике, тут прям любо-дорого смотреть, несмотря на некоторые глупости сюжетные.
«Воспоминания об убийстве» (Salinui chueok, 2003)
Режиссёр: Пон Джун-хо
В ролях: Сон Кан-хо, Ким Сан-гён, Ким Рве-ха
О чём: в провинции происходит серия убийств. Двое неумелых детективов пытаются найти убийцу, но делают это крайне непрофессионально, в итоге к ним на помощь приезжает коллега из Сеула.
Маньяк: фильм основан на реальных событиях, произошедших в восьмидесятых. Из-за непрофессионализма местных полицейских убийцу было почти нереально поймать.
Почему: культовый корейский фильм, наравне с «Олдбоем» и «Двойной рокировкой». Тут и атмосфера соответствующая, и актёрская игра — недаром Тарантино называет это кино в списке лучших за прошедшие 25 лет. Корейское кино крутое, смотрите корейское кино.
«Взгляд изнутри / Мясник / Чоппер» (Chopper, 2000)
Режиссёр: Эндрю Доминик
В ролях: Эрик Бана, Винс Колосимо, Рени Брэк, Грегори Питт
О чём: О хорошем человеке, который любит пытать людей.
Маньяк: Марк Брэндон Рид, получивший в местах не столь отдаленных прозвище «Мясник», всегда стремился к популярности и добился ее, когда получил срок за жестокое убийство девятнадцати человек (в том числе). Учитывая, что жертвами становились преимущественно представители криминалитета, он искренне считал, что занимается крайне благородным делом. В тюрьме Рид засел за написание многочисленных мемуаров, благодаря которым на момент выхода фильма о себе он являлся одним из самых продаваемых авторов в Австралии.
Почему: Дебютный фильм Эндрю Доминика хорош не до такой степени, как два последующих, но всё, что будет отличать режиссёра в дальнейшем, заметно уже здесь. Его занимает визуальная форма (пока выражающаяся только в изменении освещения в той или иной сцене), не интересуют байопики и побуквенные экранизации, а в центре действия снова без пяти минут сверхчеловек. Полный отморозок при этом, но кого выбрали, того выбрали. И то, что здесь делает Бана, нужно видеть обязательно. Он не только полностью себя видоизменил, резко поправившись в короткие сроки и став точной копией прототипа. Его Рид — абсолютный подонок, мерзкий настолько, что под конец на него физически тяжело смотреть, и благодаря этому финальные титры смотрятся не столько констатацией факта, сколько приговором для Австралии. Если всего этого не достаточно, следует заметить, что без этого фильма и его локальных софитов у нас вряд ли был бы тот Николас Виндинг Рефн, который у нас есть сейчас. Так что «Взгляд изнутри» не только дал старт новой волне современного Австралийского кино, но и оказал немалое влияние на европейское.
«Человек кусает собаку / Это происходит прямо перед вами» (C'est arrivé près de chez vous, 1992)
Режиссёры: Реми Бельво, Андре Бонзель, Бенуа Пульворд
В ролях: Бенуа Пульворд, Реми Бельво, Жаклин Пульворд-Паппер, Нелли Паппер
О чём: О душе компании и просто обаяшке, который любит папу, маму, музицировать, писать белые стихи, а также насиловать и убивать. А какой в нем спит режиссёр!
Маньяк: Бен не особо скрывает, что хочет популярности, поэтому нанимает парочку кинематографистов, чтобы снять фильм о себе любимом. К тому же, когда нужно быстро ликвидировать очередной труп, три пары рук лучше, чем одна.
Почему: Серьезных драм про маньяков много, комедий про маньяков намного меньше, но тоже есть, а снять комедийное мокьюментари про маньяка пришло в голову только трем развесёлым бельгийцам. Больше они вместе не работали, да и популярности добился только Пульворд (что неудивительно, при такой харизме), но оно даже к лучшему — не успели заштамповаться. Единственное, что может оттолкнуть в этом очень оригинальном и очень смешном фильме — концентрация черного юмора на единицу времени, но ценителям жанра он обязателен к просмотру. Для всех остальных здесь есть замечательный Пульворд, его родители, появляющиеся в паре эпизодов (он, как выяснилось, невероятно похож на маму), и классные киноманские отсылки.
«Американский психопат» (American Psycho, 2000)
Режиссёр: Мэри Херрон
В ролях: Кристиан Бэйл, Уиллем Дефо, Джош Лукас, Риз Уизерспун, Кэра Сеймур, Джастин Теру, Джаред Лето, Хлоя Севиньи
О чём: криминальный триллер, снятый по одноимённому роману Брета Истона Эллиса, погружает зрителей в мир нью-йоркской элиты, в котором самыми важными вещами являются визитная карточка, баснословной цены костюм и посещение самых дорогих заведений в городе. Чтобы соответствовать этому миру, Патрик Бэйтман (Кристиан Бейл) маниакально старается следить за своим внешним видом: лицом, телом и прочими необходимыми атрибутами. Однако с наступлением ночи неестественность дневного существования в виде пустышки выливается в череду немотивированных убийств, совершаемых с особой жестокостью, граничащей с абсурдом.
Маньяк: практически с самого начала бросается в глаза, насколько главный персонаж в исполнении Кристиана Бейла одержим манией гипертрофированной заботы о своём внешнем виде, но это словно вершина айсберга — в его недрах кроется несравнимо более чудовищная и кровожадная мания.
Почему: от «Американского психопата» не стоит ожидать погружений в исследование психологии маньяков, как, например, в знаковом фильме Дэвида Финчера «Семь». Картина Мэри Херрон по своей сути является изящной сатирой, через чёрный юмор приведённой к абсурду, высмеивающей слепое стремление к внешним атрибутам успеха и престижа, которое в итоге приводит главного персонажа к абсолютной безликости, одинаковости и незаметности, несмотря на все немыслимые потуги создания индивидуальности.
«Зелёная миля» (The Green Mile, 1999)
Режиссёр: Фрэнк Дарабонт
В ролях: Том Хэнкс, Дэвид Морс, Майкл Кларк Дункан, Бонни Хант, Джеймс Кромуэлл, Майкл Джитер, Грэм Грин, Даг Хатчисон, Сэм Рокуэлл
О чём: эта мистическая история, поставленная по роману Стивена Кинга, представляется зрителю рассказом уже пожилого Пола Эджкомба (Том Хэнкс). Он делится со своей подругой по дому престарелых воспоминаниями о том, как много лет назад работал охранником в тюремном блоке смертников. Пол в нём был выкрашен зелёной краской, отчего и был прозван «Зелёной милей». Среди заключённых и охранников главному герою встречались очень разные люди — он видел и настоящих подонков, и удивительно добрых людей. Однажды в тюремный блок для смертников привозят молчаливого чернокожего гиганта Джона Коффи (Майкл Кларк Дункан), которого приговорили к смертной казни за зверское убийство двух девочек, но, несмотря на это, Эджкомб проникается к нему симпатией. Ему сложно поверить, что такой добродушный и смущающийся здоровяк оказался способен на приписываемое ему зверство. Чем больше Пол проникается симпатией к Джону, тем ближе к нему предстаёт нелёгкий выбор: выполнить свою работу, отправив на смертную казнь невиновного, или поступить по-человечески правильно.
Маньяк: несмотря на то, что за зверское убийство был осуждён Джон Коффи, маньяком в итоге в «Зелёной миле» окажется совершенно другой персонаж, но который всё же получит по заслугам, — это Дикий Билл, сыгранный замечательным актёром Сэмом Рокуэллом.
Почему: «Зелёная миля» лишь косвенно ассоциируется со словом «маньяк», но при этом история удивительно многогранна. В ней тугим клубком переплелись линии нескольких человеческих жизней: печального и несправедливо осуждённого Джона Коффи, мышонка и его дрессировщика Делакруа, начальника тюрьмы, четы Эджкомб и других. Некоторые из этих жизней прервались в этом тюремном блоке, а некоторые продлились сильно больше положенного срока. Однако каждая из них добавляет свой оттенок очарования «Зелёной миле».
«Я видел дьявола» (악마를 보았다, 2010)
Режиссёр: Ким Джи-ун
В ролях: Ли Бён-хон, Чхве Мин-сик
О чём: когда неизвестный жестоко убивает беременную невесту спецагента Ким Су-хёна, он берет на работе отпуск («две недели, мне хватит») и отправляется на охоту за преступником. Его цель — не просто найти и убить злодея, но и заставить его страдать.
Маньяк: немолодой, обычный, скучный до зевоты Чан Гён-чхоль подбирает на пустых дорогая юных девушек, избивает, насилует, а потом и убивает. Спрашивать его «почему», как-то какой-то момент делает Ким — бесполезно; маньяк просто смотрит своим бесстрастным и бессмысленным взглядом и не дает ответа. Его приятель, тоже серийный убийца и по совместительству каннибал, хотя бы оправдывает убийства тем, что мясо вкусное; у Чана и такого оправдания нет. Он убивает, потому что может. Победить его можно лишь став таким же, как он, но это уже — проигрыш.
Почему: корейский кинематограф вообще не очень стесняется излишей жестокости в кадре, но тут Ким Джун-ун ставит рекорды — все насилие происходит под пристальным взглядом камеры, и снято в насыщеннейших кроваво-красных, белых и черных оттенках, никаких полутонов. Даже корейские цензоры настаивали на то, чтобы вырезать отдельные кадры; но в этом фильме если уж вырезать — так все, потому что неясно, что тут страшнее — наполовин утопленная голова девушки или спокойный, непронимающий взгляд злодея. Да, это то кино, которое не стоит смотреть не только гипервпечатлительным — но и вообще не любящих крови на экране людям; режиссёр не брегзгует ничем — но при этом ему куда интереснее психологическое прекращение номинально положительного Кима в наслаждающегося процессом убийцу.
Как выше правильно говорит Максим — корейское кино крутое, смотрите корейское кино.
«Мышьяк и старые кружева» (Arsenic and Old Lace, 1944)
Режиссёр: Фрэнк Капра
В ролях: Кэри Грант, Присцилла Лейн, Джозефин Халл, Джин Эдер, Питер Лорре, Рэймонд Мэсси, Джон Александер
О чём: театральный критик Мортимер Брюстер, ярый и громогласный противник брака, женится и собирается в медовый месяц. Однако приезд в родной дом приводит его к неприятному открытию — трупу пожилого джентельмена в сундуке.
Маньяк: тетушки Мортимера — милейшие дамы, оплот местного общества, мухи не обидят, — оказывается, в свободное время травят пожилых джентельменов. Помимо трупа в сундуке, в подвале у них закопано еще пятнадцать тел…
Почему: мегауспешная театральная пьеса вышла на киноэкраны, стоило ей только сойти с подмостков — после почти полуторы тысяч представлений; более того, снятый в 1941 году фильм до экрана смог добраться только после того, как был закончен показ на Бродвее. Часть актеров перекочевала в фильм прямо из бродвейской версии: и тетушки, и их полагащий себя Тедди Рузвельтом племянник; к сожалению, игравший преступного брата Мортимера Борис Карлофф в съемках участвовать не смог — поэтому шутка «как вы похожи на этого актера из фильма» работает не так удачно, как это было в театре.
Черная комедия стала одним из лучших фильмов на Хэллоуин, если только вам не нужны простые ужасы.