11 знаковых ролей Жана Рено

30 июля 2018

Сегодня Жану Рено исполняется 70 — в честь этой даты рассказываем о самых запоминающихся образах в карьере актёра.

Урождённый Хуан Морено-и-Эррера Хименес, ныне известный всему миру под именем Жан Рено, появился на свет в Касабланке, но знаком всем именно как французский актёр. На счету Рено как комедийные роли, так и драматические, как второстепенные персонажи, так и главные. Карьера актёра пошла в гору благодаря знакомству с Люком Бессоном, а там уж потрясающе исполненные образы во французском кино открыли Жану и дорогу в Голливуд. Сейчас поклонников Рено по всему миру не счесть, а реплики его персонажей давно разобраны на цитаты. К семидесятилетию актёра вспоминаем, какие из его образов впечатлили нас больше всего.


Барабанщик — «Подземка» (Subway, 1985)

Режиссёр: Люк Бессон

В ролях: Кристофер Ламберт, Изабель Аджани, Ришар Боренже, Жан Рено

Юлия Данилина

Первый период творчества Люка Бессона сложно не любить. Он всегда умел эффектно снимать несложные истории, удачно подбирал саундтрек и отлично работал с актёрами. «Подземка» — фильм, который сделал Бессона знаменитым, помог Кристоферу Ламберту закрепиться в европейском кино, подарил Изабель Аджани ещё одну яркую роль, и дал настоящий старт карьере эмигранта, с большим трудом получившего французское гражданство.

У Барабанщика нет имени. Это, на первый взгляд, проходной персонаж, ничего существенного в историю не привносящий и даже не имеющий реплик. Он просто несколько раз возникает в кадре и играет на ударной установке. При этом именно Барабанщик (а не главный герой) появляется в открывающей сцене фильма, становится неотъемлемой частью атмосферы и крадёт буквально каждый кадр, в котором присутствует. Мы так и не узнаем, что это за человек, но узнать очень хочется. Сделать настолько запоминающимся персонаж даже не третьего плана — безусловная заслуга актёра, и даже если бы Рено не получил в последствии больших ролей, он навсегда остался бы в нашей памяти как «тот-самый-парень-который-уронил-тарелки».


Энцо Молинари — «Голубая бездна» (Le Grand Bleu, 1988)

Режиссёр: Люк Бессон

В ролях: Жан-Марк Барр, Жан Рено, Розанна Аркетт, Пол Шенар

Юлия Данилина

Получив известность и возможность браться за проекты с большим бюджетом, Бессон первым делом осуществил свою давнишнюю мечту и снял фильм о фридайверах. В юности режиссёр сам был неплохим ныряльщиком и хотел посвятить свою жизнь изучению дельфинов, поэтому в том, что он смог с такой любовью раскрыть, казалось бы, нетипичный для него сюжет, нет ничего удивительного. И без его любимого актёра здесь тоже не обошлось.

В этот раз Рено досталась уже полноценная роль второго плана. Его персонаж — существовавший в реальности ныряльщик, друг и постоянный соперник главного героя. Актёр снова по максимуму использует свою уникальную харизму и становится эмоциональным центром фильма, незаменимым настолько же, насколько музыка Эрика Серра и фантастически красивые подводные съёмки. Роль Энцо, тридцатилетнего большого ребёнка, который любит море даже больше, чем родную маму, принесла Рено первую номинацию на «Сезар» и доказала, что актёр может быть не только королём эпизода.


Годфруа де Монмирай — «Пришельцы» (Les Visiteurs, 1993)

Режиссёр: Жан-Мари Пуаре

В ролях: Жан Рено, Кристиан Клавье, Валери Лемерсье, Мари-Анн Шазаль

Ольга Володина

Проклятый ведьмой граф де Монмирай случайно убивает будущего тестя, и вместо собственной свадьбы оказывается на похоронах; невеста, конечно, решает уйти в монастырь. Что остается делать честному рыцарю XII века? Приходится обратиться к колдуну, чтобы тот изменил прошлое. Но что-то идет не так, и Годфруа со своим верным слугой Жакуем оказываются в нашем времени.

Рено играет настоящего рыцаря без страха и упрека, который с одинаковым упорством готов сражаться с англичанами в своем времени и пытаться понять новый жизненный уклад в XX веке. И публика оценила сочетание комедийной и лиричной линий: в родном прокате фильм стал чемпионом 1993 года и до сих пор занимает пятое место среди сборов всех французских фильмов.

«Пришельцы» были пересняты для американской аудитории (главные роли остались у Рено и Клавье), а также получили два сиквела, последний из которых вышел всего два года назад. Но культовой сценой, ставшей символом для всей франшизы, остается первая встреча Годфруа и его слуги с современной цивилизацией в виде почтовой машины и почтальона-«сарацина».


Леон — «Леон» (Leon, 1994)

Режиссёр: Люк Бессон

В ролях: Жан Рено, Гэри Олдман, Натали Портман, Дэнни Айелло

Юлия Данилина

После «Голубой бездны» актёр снова снялся у Бессона в ярком запоминающемся эпизоде, но благодаря этому получил главную роль всей жизни. Свой следующий фильм режиссёр создавал уже специально для Рено. Да, конечно, здесь есть и Портман, и Олдман, но мы же понимаем, что в первую очередь это не их шоу.

Леона, конечно, есть за что ненавидеть, особенно учитывая, что он убивает людей за деньги. При этом он оказывается способен на сопереживание, и жизнь другого человека, особенно того, кто ему дорог, для него не пустой звук. Леон может быть не только жестоким, но и трогательным, забавным и очень милым, причём именно эти черты своего персонажа актёр делает основными. В конце концов, как можно не встать на сторону того, кто спасает от смерти девочку-подростка? Редко когда антигерой оказывается настолько обаятельным, и ещё реже его жаль до такой степени, что каждый раз, когда смотришь финал, рыдаешь вместе с Натали Портман.


Жан Кампана — «Ягуар» (Le jaguar, 1996)

Режиссёр: Франсис Вебер

В ролях: Жан Рено, Патрик Брюэль, Дэнни Трехо, Патрисия Веласкес, Харрисон Лоу

Максим Девяткин

После культовой картины Люка Бессона о наёмном убийце Жан Рено засветился в фильме у другого столпа французского кинематографа — Франсиса Вебера. «Ягуар» больше похож на приключенческий боевик, хотя иногда во время просмотра о себе даёт знать и комедийный опыт Вебера. По сюжету индеец-шаман приезжает с переводчиком во Францию, где судьба сталкивает их с простофилей Перреном (его, о боги, сыграл не Ришар), а дальше героям предстоит целый квест, чтобы найти душу старого индейца, а заодно и свою.

Жан Рено играет переводчика, который вырос среди племени индейцев, и он просто образец для подражания: смел, умён, сдержан, с уважением относится к культуре народа Амазонки и осуждает коварных наркоторговцев.

Он стал гидом ничего не смыслящего «избранного» Перрена, хотя Кампана на эту роль подходит куда лучше. Он и сам это понимает, но со смирением самурая принимает волю шамана Вану.


Франц Кригер — «Миссия: невыполнима» (Mission: Impossible, 1996)

Режиссёр: Брайан Де Пальма

В ролях: Том Круз, Джон Войт, Эммануэль Беар, Генри Черни, Жан Рено, Винг Реймз, Кристин Скотт Томас, Ванесса Редгрейв, Ингеборга Дапкунайте

Татьяна Кислякова

Первая часть из серии шпионских фильмов, основанных на одноимённом телесериале, вышла на экраны уже больше 20 лет назад, но за приключениями Итана Ханта и компании зритель следит, затаив дыхание, и по сей день. Картина де Пальмы собрала приличную кассу, подарила миру один из самых узнаваемых саундтреков всех времён и надолго обеспечила Тому Крузу возможность самостоятельно выполнять самые рискованные, кажущиеся невозможными трюки.

Важной составляющей успеха каждой из картин серии является актёрский состав. Первый фильм собрал многонациональный звёздный каст, но сегодня нас интересует лишь персонаж Жана Рено. Актёр очень колоритен в образе асоциального агента, списанного ЦРУ со счетов — зритель видит того ещё мерзавца, но при этом абсолютного профессионала своего дела. От этого персонажа совершенно не знаешь, чего ожидать, но тем интереснее наблюдать за происходящим на экране. Рено не потребовалось много экранного времени, чтобы его герой запомнился надолго.


Винсент / Венсан — «Ронин» (Ronin, 1998)

Режиссёр: Джон Франкенхаймер

В ролях: Роберт де Ниро, Жан Рено, Стеллан Скарсгард, Джонатан Прайс, Наташа МакЭлхоун, Шон Бин, Катарина Витт

Ольга Володина

Международная команда, собранная ирландкой для похищения под носом русской мафии чемоданчика с неизвестным содержимым, почти все делает правильно — но в последний момент свой же предает их. Американец Сэм и француз Венсан пускаются по его следу.

Один из лучших поздних фильмов Франкенхаймера был обласкан критикой и неплохо прошел в мировом прокате; одна из главных составляющих успеха — не только отлично снятый экшн (гонки на Лазурном берегу — такие, что и Перевозчику есть чему поучиться), но и прекрасно подобранный тандем главных героев. Франкенхаймер в интервью рассказывал, что его главной целью было показать дружбу Венсана и Сэма — иначе бы вся картина не сработала. И у него получилось: молчаливые и сдержанные герои де Ниро и Рено показывают мастер-класс старомодной и одновременно с тем очень эффективной подачи триллера.


Пьер Ньеманс — «Багровые реки» (Les Rivières pourpres, 2000)

Режиссёр: Матьё Кассовиц

В ролях: Жан Рено, Венсан Кассель, Надя Фарес

Максим Девяткин

Экранизация детектива Жана-Кристофа Гранже стала первой работой Рено в новом тысячелетии. Его Пьер Ньеманс — это супер-ищейка, полицейский, который может всё, но при этом имеет свои слабости. И для их преодоления ему в напарники подвязан герой Венсана Касселя.

Тёмный, жуткий триллер с отрубленными конечностями, кровью, маньяками и их безумными мотивациями — чего в картине Кассовица в избытке — впечатляет ещё и неподражаемой работой пары ведущих французских актёров своего поколения.

Что тут скажешь — красота! Фильм очень старается дать эффект а-ля финчеровского «Семь», а где-то это даже вполне удаётся.


Юбер Фиорентини — «Васаби» (Wasabi, 2001)

Режиссёр: Жерар Кравчик

В ролях: Жан Рено, Рёко Хиросуэ, Мишель Мюллер

Максим Девяткин

Поход на сторону добра продолжается: Рено снова играет сотрудника правопорядка. Настолько крутого, что даже командировка в Японию двадцатилетней давности ещё жива в памяти очевидцев. Юбер Фиорентини прервёт свою затворническую жизнь и снова полетит в страну восходящего солнца: на этот раз для знакомства с собственной дочерью и чтобы попасть на похороны женщины, которую он любил все эти годы.

Описание обещает мелодраму? Ничего подобного: залихватский боевик Кравчика, благодаря продюсерскому таланту Бессона и актёрскому мастерству Рено получился смешным, интересным и динамичным, а главное дал Жану ещё одну роль заботливого опекуна и крутого парня с пистолетом (где-то заиграл Стинг).


Безу Фаш — «Код Да Винчи» (The Da Vinci Code, 2006)

Режиссёр: Рон Ховард

В ролях: Том Хэнкс, Одри Тоту, Иэн МакКеллен, Жан Рено, Пол Беттани, Альфред Молина, Жан-Пьер Марьел

Татьяна Кислякова

Рон Ховард умеет снимать эффектное кино, и экранизацию скандального романа Дэна Брауна вполне можно отнести к данной категории. Интригующий сюжет, потрясающие визуальные решения, великолепная музыка Ханса Циммера и удачный выбор актёров определили успех картины у зрителя.

Жан Рено, по мнению многих читателей романа, как нельзя лучше подошёл на роль непреклонного инспектора полиции. Актёр передал целеустремлённость, даже некую излишнюю твердолобость доверенного ему образа — напора и настойчивости Безу Фашу не занимать. Грозный блюстителей порядка никогда не отступает и доводит начатое до конца. Так что Фаша смело можно добавить к немалому числу целостных и запоминающихся образов в карьере Рено.


Александр Лагард — «Шеф» (Comme un chef, 2011)

Режиссёр: Даниэль Коэн

В ролях: Микаэль Юн, Жан Рено, Рафаэль Агоге, Жюльен Буасселье, Саломе Стевенен, Пьер Вернье

Ольга Володина

Большой любитель высокой кухни вынужден перебиваться мелкими подработками — но однажды ему выпадает шанс поработать с известнейшим поваром Александром Лагардом. Конечно, все не так чтобы гладко — характеры у обоих не сахар…

Жан Рено входит в пору, которую можно назвать «осенью патриарха» — он переходит от ролей главных героев и друзей главных героев к персонажам, так сказать, со значительным опытом. Пусть в некторых случаях (как, скажем, в недавнем «Семейном ограблении») ему достается скорее роль свадебного генерала, все же никакую кашу Рено не испортишь. Вот и эта милая семейная кулинарная комедия — сущая безделица, а смотришь с удовольствием. Не в этом ли проявляется талантливый актер — в умении создать персонажа, за которым интересно наблюдать, даже в проходном, казалось бы, фильме?

Жан Рено — как раз такой талант.