Синемафия посмотрела: «Mamma Mia! 2»

20 августа 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Mamma Mia! 2».

Один из самых, казалось бы, ненужных сиквелов в истории кино неожиданно пришёлся по душе нашим авторам. Разбираемся, зачем вообще этот сиквел был нужен и почему его обязательно стоит посмотреть.

Ольга Володина

Одновременно сиквел, приквел и два часа ностальгии и умиления, а никакое не кино. Оценивать второй фильм — как и первый, впрочем, — именно как фильм, а не как определенный аттракцион и экспириенс — задача абсолютно бесполезная. Хотя формально режиссер Ол Паркер ставит киномюзикл, на деле это концерт по заявкам — лучшее, любимое и только для вас.

Собственно мюзикл Паркер снимает лучше, чем Филлида Ллойд первую часть — просто за счет того, что у него полный карт-бланш и отсутствие четкой модели перед глазами. Ллойд работала с прошедшим на подмостках всего мира театральным мюзиклом, а Паркеру досталось продолжение, сделанное специально для экрана. И несколько эпизодов, которые было бы трудно представить на сцене, он сделал: скажем, сцена про шутку с козлом, или визуальное решение песни One of Us.
Но по большей части это все еще номера сугубо сценические: вот актер поет, вот подтанцовка, дело оператора — переводить наш взгляд с одного на другое и обратно.

Актерам-ветеранам на фоне их молодых версий выступать не так чтобы сложно (мало что в мире есть сложного для Стрип, Фёрта или Скарсгарда), но вот энергетикой помериться приходится — и молодежь не теряется. Лили Джеймс в роли юной Донны хороша не только тем, как она копирует Мерил Стрип, но и как естественна в этом образе; а Джош Дилан в роли молодого Билла дает фирменную скаргардовскую ухмылку как влитую (хотя неясно, неужели у Стеллана Скарсгарда закончились сыновья, что позвали Дилана?).

Что еще сказать о фильме? Виды красивые. Песни прекрасные и по большей части спеты прекрасно же — аналога невытянутого Стрип в первом фильме номера The Winner Takes It All тут нет. Шер выходит на пару сцен — и делает это так, что всем понятно, кто тут живая богиня.

Это не очень кино, но это два часа хорошего настроения.

Николай Балашов

Поначалу с «Mamma Mia! 2» трудно. Потому что в голову лезут две настойчивые мысли. Первая — все главные хиты уже отыграны в первой части. Во второй — остатки «the best» и куда менее известные вещи. Само собой, Money, Money, Money и The Winner Takes It All куда проще подпевать нежели When I Kissed The Teacher или Andante, Andante. Полагаю, что половину саундтрека рядовой зритель вообще услышит впервые. Вторая мысль — очевидно, что весь сюжет строится именно на песнях ABBA и поэтому все сцены являются лишь чередой ветхих мостиков для того, чтобы связать сюжеты песен между собой.

И вроде бы все так. Но на самом деле эти минусы внезапно начинают работать как раз в плюс фильму. Конечно, приятно в очередной раз услышать Dancing Queen, но вся соль в том, что талант легендарных шведов настолько велик, что даже не столь известные песни звучат поразительно свежо и остаются в душе зрителя с первого же прослушивания, хотя еще пять минут назад он даже не подозревал о том, что они прозвучат (отдельное спасибо, кстати, за мой любимый One Of Us). А что касается связи сюжета и музыкальных номеров — давайте посмотрим на это с другой стороны: насколько сценаристы молодцы, что смогли подстроить всю историю под песни, написанные сорок лет назад! Да, Оскара за сценарий не дадут, но этого и не требуется. Мюзикл есть мюзикл — у него свои законы, поэтому если посетитель ресторана внезапно вскочил и начал пет, то это нормально (к слову, передайте мальчику, играющему молодого персонажа Колина Ферта, что он ни капельки на него не похож, да и петь не умеет).

И вот тут вроде бы можно подвести черту и снисходительно похлопать авторам за приятно проведенное время, но тут из колоды появляется главный джокер вечера. Сюрприз! Сценаристом и продюсером у фильма числится сам Ричард Кертис — автор сюжетов для лучших английских комедий и мелодрам последних лет двадцати. И я абсолютно уверен, что именно благодаря ему фильм с массой предсказуемых твистов (серьезно, в этом плане картине нас сложно удивить) внезапно выдает под конец настолько мощный месседж об отношениях матерей и детей, что иные обласканные Оскарами драмы позавидуют (чувствуется рука создателя «Реальной любви»). Почти весь хронометраж Кертис очень тонко подводит нас к паре потрясающих сцен (с идеально подобранными песнями ABBA, разумеется), которые просто искрятся эмоциями, искренностью и душевностью — всем тем, чем так известны картины этого изумительного автора. Именно в этот момент ты понимаешь, что «Mamma Mia! 2» — это не столько комедия, сколько драма. И именно осознание этого поворачивает все предыдущее восприятие фильма с ног на голову: от мало нужного сиквела известного мюзикла — к одной из лучших британских картин последних лет. Браво!

Максим Девяткин

«Спустя десять лет они решили снимать продолжение, как же! Эксплуатация, очередное… Mamma Mia, here I go again, my, my…» — и далее по плейлисту. Примерно такой будет реакция даже самых непробиваемых. Слеза по щеке, два часа ретро-счастья и непрошибаемая улыбка на весь день — вот что такое сиквел «Mamma Mia!». Пусть это игра на ностальгии, но она искренняя, добротная и талантливая: сюжетные сцепки текстов, артисты, сценические номера и подбор песен — с этим у ленты нет проблем.

Безусловно, группу ABBA можно послушать и дома, но так ведь можно сказать про любой мюзикл. Этот тип удовольствия сродни просмотру клипа или концерта в записи, разве что не потанцевать в кинотеатре, к сожалению. Фильму помогает предсказуемая, но милая история, открывающая прошлое героев первой части, в которую прочно вплетена аббовская лирика. «Mamma Mia! 2» подобрала с дороги те хиты, что остались, а смотрится выгоднее и красочнее, живее и драйвовее. Отчасти так вышло из-за свободы полёта фантазии Ричарда Кёртиса, о котором Николай писал выше. Сценариста «Рок-волны» видно издалека. Вспомните во время Dancing Queen.

Лили Джеймс и трио молодых англичан — это самый настоящий пожар, который бушует, когда Аманда Сайфред выплакала последнюю слезу, а томный образ Пирса Броснана уже не работает и надо спасать положение. А насколько похожа экранная молодёжь на своих «стариков». Здесь отдельный поклон ответственным за кастинг.
Вряд ли фильм соберёт награды, скорее уж Броснану опять всучат «Золотую Малину», но зрительскую любовь мюзикл найдёт точно.

Наш вердикт: