Фото: ММКФ

ММКФ: 11 эпизодов Московского кинофестиваля

29 июня 2014

В выходные завершился Московский международный кинофестиваль, и мы подводим его итоги в свойственной нам манере.

«Золотой Георгий» достался японской ленте «Мой мужчина» — кстати, это был единственный конкурсный фильм, который Синемафия рекомендовала, анонсируя фестивальные программы. Хотя, честно признаться, он получился совсем не таким интересным, как история его создания. Сыгравший главную роль в «Моем мужчине» Таданобу Асано получил «Серебряного Георгия» за мужскую роль. За женскую наградили Наталку Половинку («Братья. Последняя исповедь»). Награда за режиссуру ушла Валерии Гай Германике («Да и да»), спецприз жюри — турецкой ленте «Свет моих очей», награда за лучший документальный фильм — польской «Глубокой любви». А мы вспоминаем самые забавные и яркие цитаты из фильмов фестиваля.

«Просто отдайте золотую медаль русским, и пусть они едут домой»

«Красная армия», Гейб Польски (Фильм открытия)

Выходец из семьи русско-украинских иммигрантов снял документальный фильм о советском хоккее на излете СССР. Об этом фильме уже написано и сказано столько, что надежда на его появление на наших кино- или телеэкранах сохраняется. Как и полагается каждому действительно хорошему фильму, «Красная армия» — сразу о многом. Это и рассказ о советских хоккеистах, их отношениях друг с другом, их мировой славе. И о политике — о том, как родина скрипела, выпуская их в Америку. А еще — драматическая история о том, как трудно было людям по разные стороны океана после холодной войны находить общий язык. Даже тем из них, кто был объединен общей страстью. История, особенно важная в наши смутные времена.

«Я ездил в Тибет за телевизором, на обратном пути он упал с лошади и сломался»

«Счастье» (Документальный конкурс)

Известный французский документалист Томас Бальмес снял фильм о том, как семья сельских жителей в Бутане покупала телевизор. В 1999 году король Бутана разрешил в стране интернет и телевидение, высказавшись в том смысле, что пусть все это и опасно для рассудка, но не стоит отлучать людей от цивилизации. Семья сельского мальчика, семилетнего монаха, решила купить телевизор заранее, то есть даже еще до того, как к ним провели электричество. Это поразительно красивый фильм о столкновении культур, но он и заставляет задуматься о том, где граница между самобытностью и жизнью, которая в XXI веке выглядит дико.

«Психиатры промывают мозги родителям!»

«Сетевой торчок» (Документальный конкурс)

Совместный американо-израильский фильм об одной из китайских клиник, где работают с интернетзависимыми подростками (зимой «Сетевой торчок» принимал участие в документальном конкурсе фестиваля Sundance). И он, скорее, разочаровывает. Нет подробностей о ситуации с Интернетом в Китае (казалось бы, о китайской практике в этой сфере известно многое, но как можно обойтись в фильме без политических подробностей?) Речь идет не об интернетзависимых подростках, а узко об игроманах. На пресс-конференции в Москве режиссеров даже спросили, понимают ли они, что интернет — это не только сетевые игры. Есть намек на художественный образ многослойной клетки (подростки сбежали в виртуальный мир из тюрьмы реальности, и за это в реальности их посадили за решетку), но он очень слабый. Впрочем, тема такая актуальная, что разглядывать китайский опыт интересно даже через крохотную замочную скважину «Сетевого торчка».

«После 24 часов допроса у русских любой из нас в чем угодно сознается»

«Самый опасный человек» (Конкурс)

Главный хит конкурса ММКФ, новый фильм Антона Корбейна, шпионский триллер о международном контртерроризме и маленьком человеке. В Германию прибывает беженец из Чечни, наследник банковского счета своего высокопоставленного русского отца. В схватку за право использовать беженца и его деньги в своих интересах (но всё — для борьбы с терроризмом) вступают конкурирующие спецслужбы.

Триллер оказался совсем каким-то традиционным. В ролях — целая череда известных актеров, но разглядывать их интересно в том смысле, что здесь то Робин Райт брюнетка, то Даниэль Брюль в эпизоде, то Григорий Добрыгин изображает чеченца. Добрыгин, кстати, наряду с Филипом Сеймуром Хоффманом — лучшее, что есть в этом кино. Но все же фильм крепкий, любимых актеров много, в российский прокат «Самый опасный человек» должен выйти уже осенью.

«Последние 20 лет я работал приспешником одного ужасного злодея, а до этого участвовал в авангардной постановке «8 женщин»

«Город без застежек» (Далекое близкое)

Один нехороший человек получил в наследство от отца установку, замораживающую найденного в капусте ребенка в куклу, девочки играют в эти куклы, потом взрослеют, и ненужные игрушки нехороший человек забирает, чтобы сделать из них работников секретной фабрики по производству новых детей-кукол из капусты. Но однажды один из таких работников сбегает с секретного предприятия, узнает в показанной по телевизору женщине девочку, которая когда-то с ним играла, и отправляется ее искать. В «Городе без застежек» происходит еще много чего интересного, но, увы, этот фильм Крейга Гудвила (явного поклонника Терри Гиллиама) разочаровывает — сцены кажутся короткими, диалоги и персонажи недоработанными, и в целом все как-то неаккуратно. Но сюжет грандиозный.

«Курение — это блаженная иллюзия»

«Хардкор диско» (Конкурс)

Герой приезжает по варшавскому адресу, пряча в кармане огромный нож, зрелой семейной пары хозяев в квартире нет, зато есть их дочь. Далее следуют трехдневный роман с девушкой, богемные вечеринки, секс, наркотики и рок-н-ролл, встречи с ее родителями, два убийства, ощущение античного размаха трагедии, «Варшава в розах» Анны Герман на финальных титрах. Не сказать, что оригинальное, но живое, мрачное, загадочное кино (зрителю не объясняют мотивации героя). Кшиштоф Сконечный — актер, снимавшийся у Агнешки Холланд и Анджея Вайды. «Хардкор диско» — его полнометражный дебют. На экране много и с упоением курят, как видно из цитаты, даже идеологически обосновывают курение, ссылаясь на великих. Вообще в смысле курения, мата и прочего запрещаемого сегодня в России 36-й ММКФ выглядит прямо фрондой. Хочется верить, что даже если этот фильм после фестиваля в России не увидят, то нам повезет увидеть следующие работы талантливого поляка.

«Спасибо что вы слушали меня и портили себе глаза»

«Свет моих очей» (Конкурс)

Обладатель спецприза жюри, турецкая трагикомедия, основанная на реальных событиях из жизни одного из режиссеров. История о киномане, который мечтал снимать кино, но имел очень плохое зрение, практически ослеп и однажды решился на сложную операцию. Фильм наполнен уютным юмором: громогласно чихающий дядя, полная семья очкариков (без очков только кот), фееричная сцена послеоперационной примерки героем очков всех дальних и близких родственников. Предсказуемый перегруз киноцитатами, которые интересно разглядывать. Наиболее очевидная — из Бунюэля, только разрезается не глаз, а торт с изображением глаза. Самый приятный фильм конкурсной программы фестиваля.

«У него («у Путина — Синемафия») хирургический характер, он умеет резать по живому»

«Кардиополитика» (Документальный конкурс)

Фильм, к сожалению, не оцененный жюри документального конкурса. Известный пермский кардиохирург вынужден согласиться на сделку с партией власти: хирург агитирует за Путина в преддверии скорых выборов, после выборов в регионе достраивают давно обещанный кардиоцентр. А дальше — история о том, как уверенный в себе мощный во всех смыслах человек в непривычной и нежеланной роли выглядит жалко. Цитировать тут можно через реплику. Вот, к примеру, еще: «Я ни закую партию ни это самое». Или вот, медсестра — больному: «Да все за него (за Путина — Синемафия) проголосуют, ложитесь». Центр в Перми достроили, как и обещали. Мефистофель держит свое слово.

«Тараканы лижут раны»

«Да и да» (Конкурс)

Самая ходовая цитата нынешнего Московского кинофестиваля, использованная Валерией Гай Германикой вместо канонического «Мама мыла раму». История любви художника и учительницы, картина, нарисованная широкими мазками настоящего мастера. Мат, сигареты, различные вещества (есть даже хлопнутый главным героем стакан собственной мочи) и нежность, гиперреализм и гиперсказка, героические актерские работы Агнии Кузнецовой и Александра Горчилина. Наконец, популярные предсказание фильму сложной прокатной судьбы, при том, что в продюсерах у него Федор Бондарчук. Несмотря на общий социальный пессимизм, хочется верить в Бондарчука. Потому что этот фильм, несмотря на алкоголь, сигареты и мочу — удивительное, чистое, почти прозрачное высказывание о резком чувстве, в котором от «я тебя люблю» до «иди на***" совсем недолго.

«Мы не используем слова на букву «х»

«Трансформеры: Эпоха истребления» (Спецпоказы)

Один гражданин купил замаскированного под старый грузовик автобота, и пока он (гражданин) пилит свою дочь, а та пилит его, в дело вступают коррумпированные спецслужбы и еще одна трансформерская раса. Вместо Шайи ЛаБафа — Марк Уолберг. Также в этот раз между битвами, взрывами и красивыми гонками слышны уже почти политические высказывания. Есть даже шуточки про систему страхования и необходимость сотрудничества со спецслужбами. Цитата про букву «х» — ответ героя на упрек дочери по поводу заполнившего их дом хлама. Российская аудитория, конечно, шутку оценит по-своему. Фильмы про трансформеров сложно искренне не любить, потому что это бодрое, доброе и очень здоровое кино. Правда, нынешняя серия пока нравится критике меньше остальных. Уже в российском прокате.

«Журналисты не пьют»

«Репортер» (Конкурс)

Ну и, наконец, главная цитата этого обзора, выдернутая из фильма довольно-таки чудовищного. По мнению зрителей ММКФ, это самый плохой фильм конкурса. У «Репортера» самый низкий показатель в результатах голосования в номинации «Приз зрительских симпатий». История фаната спасателей, пожарных и их техники, человека не в себе и малосимпатичного действительно напрягает. Озабоченный своими неудачами герой начинает ревновать к успеху своего малолетнего соседа, и кончается все не просто трагически, а, так сказать, too much. Хотя казалось бы — породистые физиономии персонажей, хороший текст, качественная съемка. Да и режиссера Тайса Глогера на ММКФ хорошо знают. Единственный фильм фестиваля, который запомнился тем, что после просмотра возникло горячее желание немедленно его развидеть.

P. S.: Я не ходила на «Кавказскую пленницу». Извините, но было очень страшно.