Оскар: 11 фильмов перед «Оскаром»

2 сентября 2018

На этой неделе, вместе с фестивалями в Венеции и Теллурайде, стартует очередной оскаровский сезон. Синемафия выбирает 11 фильмов, на которые следует обратить внимание.

Тридцать первого августа начинается фестиваль в Теллурайде, и вместе с ним стартует традиционный оскаровский сезон. В прошлые годы сломалось много статистики, но одно остаётся неизменным: для того, чтобы претендовать на что-то серьезное, фильм обязан появиться на нескольких крупных фестивалях (чаще всего — в Торонто и Теллурайде, но не так давно в этот список добавилась и Венеция). Из большого числа претендентов на награды Американской киноакадемии, мы постараемся выделить одиннадцать, которые на данный момент находятся в наиболее выигрышной позиции. И что в этом сезоне уже хорошо — пока понятно только то, что ничего не понятно. Номинацию «Лучший популярный фильм» пока следует оставить в стороне.

«Рома» (Roma, режиссёр Альфонсо Куарон)

Фестиваль в Венеции, фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Нью-Йорке, фестиваль в Лондоне

После триумфа «Гравитации», Альфонсо Куарон возвращается с автобиографическим проектом, снятым в Мексике с малоизвестными актерами. В этот раз без Эммануэля Любецки, и режиссёр утверждает, что взял на себя функцию оператора. Из Венеции уже слышны восторженные отзывы, но место для скепсиса тоже остается: это не англоязычный проект, посвященный жизни мексиканской бедноты, не может похвастаться наличием звезд, к тому же права на прокат принадлежат Netflix. Прокатчик, тем не менее, настроен решительно, и заявил «Рим» на всех осенних фестивалях. Может быть, именно сейчас и именно с Куароном, удастся убедить общественность в том, что современное кино не нуждается в кинотеатральном прокате? По крайней мере, с номинацией на режиссуру у любимца Киноакадемии проблем возникнуть не должно. Есть и ещё один запасной вариант — если Мексика выдвинет «Рим» в категории «Лучший иностранный фильм», то там у Куарона серьезных конкурентов пока не предвидится.

«Фаворитка» (The Favorite, режиссёр Йоргос Лантимос)

Фестиваль в Венеции, фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Нью-Йорке, фестиваль в Лондоне

Новый фильм Йоргоса Лантимоса на бумаге выглядит безупречно — исторический антураж, красивые костюмы и декорации, съемки в естественном освещении, замечательные актрисы в главных ролях. Немного беспокоит то, что это первый фильм, который режиссёр снимает по чужому сценарию, и юмор по трейлеру кажется грубоватым для его стилистики. Даже если фильм покажется академикам слишком специфическим, он все равно может рассчитывать на технические и актерские номинации. Из трио актрис пока что наибольшие похвалы получает Оливия Колман, так что её можно считать сильной претенденткой не только на номинацию, но и на победу. И Робби Райану уже очень давно пора.

«Человек на Луне» (First Man, режиссёр Дамьен Шазелл)

Фестиваль в Венеции, фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Нью-Йорке

После легкого шока во время того самого объявления лучшего фильма, Дамьен Шазелл пришел в себя и снял первый крупный студийный проект. В его техническом уровне сомневаться не приходится, и именно визуальную часть критики хвалят в наибольшей степени. В данном случае чужой сценарий смущать не должен — будем честными, Шазелл никогда не был мастером многоуровневых драматических историй, а лауреату «Оскара» Джошу Сингеру они удаются вполне неплохо. Это позволяет надеяться на то, что режиссёру наконец-то удалось связать вместе визуальную и драматическую составляющие, а даже если нет — видов космоса вполне хватит. Без технических и актерских номинаций тоже навряд ли обойдется.

«Звезда родилась» (A Star is Born, режиссёр Брэдли Купер)

Фестиваль в Венеции, фестиваль в Торонто, фестиваль в Нью-Йорке

Доставшийся Брэдли Куперу после Клинта Иствуда ремейк классической голливудской мелодрамы сложно чем-то испортить. Несложная история восхождения одной звезды и падения другой всегда получала теплый прием у аудитории, и каждая из ее версий получала номинации на «Оскар» в тех или иных категориях. Леди Гага, занявшая место Джуди Гарленд и Барбры Стрейзанд, больших нареканий не вызывает — эту роль всегда играла крупная эстрадная звезда, и раз уж Бейонс не в состоянии, то других вариантов мы не имеем. Трейлер обещает именно то, чем этот фильм был всегда — приятную красивую мелодраму без лишних претензий. Если «Звезда родилась» окажется хотя бы вполовину так хорош, как говорят увидевшие его в Венеции — номинации будут, и может даже у Гаги. В первую очередь хотелось бы больше наград для главной звезды трейлера, оператора Мэттью Либатика.

«Если Бил-Стрит могла бы заговорить» (If Beale Street Could Talk, режиссёр Барри Дженкинс)

Фестиваль в Торонто, фестиваль в Нью-Йорке, фестиваль в Лондоне

Новый фильм лауреата «Оскара» двухлетней давности Барри Дженкинса — экранизация культового американского романа, затрагивающего актуальные темы, судя по трейлеру, очень красивая и аккуратная, и с сильными актёрскими работами. При этом мировая премьера состоится в Торонто, а не в Теллурайде, не смотря на то, что с последним Дженкинса связывают длительные творческие отношения. Сложно сказать, в чем здесь дело, но факт остаётся фактом — режиссёр не привозит новую работу на свой самый любимый фестиваль. Учитывая смешанные отзывы с тестовых просмотров, не верится, что дело всего лишь в том, что его фильм не был готов. Но, даже если он не претендует на какие-либо крупные награды, хорошим он должен получиться в любом случае — других Дженкинс пока не снимал. И номинаций всё же очень хочется, хотя бы для Кики Лэйн.

«Вдовы» (Widows, режиссёр Стив МакКуин)

Фестиваль в Торонто, фестиваль в Нью-Йорке, фестиваль в Лондоне

В случае со Стивом МакКуином, то, что мировая премьера его нового фильма состоится в Торонто, беспокоить не должно. Это его первый жанровый проект, и судя, по трейлеру, очень удачный — качественный криминальный триллер с хорошими актёрами и актуальной тематикой. Конечно, хотелось бы очередной раз Фассбендера, но Дэниэл Калуя представляется не самой плохой заменой. Жанровые студийные фильмы уже очень давно не получали главный «Оскар», и, может быть, пришло время именно сейчас, в не самый сильный год?

«Сможете ли вы меня простить?» (Can You Ever Forgive Me?, режиссёр Мариэль Хеллер)

Фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Лондоне

Но вый фильм Мариэль Хеллер, несколько лет назад заявившей о себе на «Сандэнсе» с «Тайным дневником девочки-подростка», в первую очередь примечателен неожиданной драматической ролью Мелиссы МакКарти. Киноакадемия очень ценит подобные смены амплуа, так что, если всё сложится, актриса может получить вторую номинацию. В целом трейлер ничего нового не обещает — ещё одна основанная на реальных событиях приятная независимая драмеди, которая может претендовать на номинации как в актерских, так и в сценарной категориях.

«Главный кандидат» (The Front Runner, режиссёр Джейсон Райтман)

Фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Нью-Йорке

В Теллурайде дебютирует второй в этом году фильм Джейсона Райтмана. Это история сенатора Гэри Харта, который был в шаге от того, чтобы стать президентом США, но вместо этого стал героем жёлтой прессы. Политические фильмы и фильмы о журналистике чаще всего занимают неплохую позицию в оскаровской гонке, так что вполне возможно, что «Главному кандидату» удастся закрепиться в сезоне. На данный момент он представляется темной лошадкой, и в лучшем случае также может претендовать на сценарную и актерские номинации.

«Старик с пистолетом» (Old Man and the Gun, режиссёр Дэвид Лоури)

Фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Лондоне

Дэвид Лоури всегда производил впечатление человека, которому комфортно снимать маленькие (на первый взгляд) фильмы для узкого круга, привозить их на «Сандэнс», устраивать летние премьеры, и этим ограничиваться. В этом году он, для разнообразия, дебютирует в Теллурайде. К тому же, теперь это не мелодрама, не детский фильм, не микробюджетный маргинальный арт-хаус, а криминальная комедия — совершенно новый для него жанр. Именно это режиссёр заявлял в интервью, и таким фильм выглядит по трейлеру. Критики в Теллурайде приняли его очень тепло. Сейчас сложно сказать, как «Старик и ружье» покажет себя в оскаровском сезоне — Академии может понравиться стилизация под кино 1970-х, может сработать нарратив Роберта Редфорда, утверждающего, что это его последняя роль (он вскользь говорил об этом перед съемками, потом опроверг, потом опять подтвердил), может сработать что-то ещё. Сейчас главное то, что один из самых талантливых молодых американских независимых режиссеров впервые привозит свою новую работу на крупные осенние фестивали, и очень интересно посмотреть, чем это закончится. Дэвид, мы всё ещё ждём от тебя ту самую научную фантастику.

«Исчезнувший мальчик» (Boy Erased, режиссёр Джоэл Эдгертон)

Фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто

На бумаге второй фильм Джоэла Эдгертона выглядел как идеальный претендент на «Оскар» — сильная семейная драма с отличным актерским составом и свежим взглядом на актуальную тематику — но летом что-то пошло не так. Сначала смешанные отзывы с тестовых показов, потом слухи о пересъемках, наконец, когда фестиваль в Торонто объявлял первую партию фильмов, «Стертого мальчика» там не оказалось. Это можно списать на то, что фильм не был готов, и Эдгертон отправил заявку в последний момент, но проблема в том, что все фильмы, впоследствии успешно выступавшие в сезоне, оргкомитет Торонто объявлял в первую очередь. В итоге можно выдохнуть — Эдгертон приглашен в Теллурайд и Торонто и все еще имеет шансы на успех. Сможет ли Лукас Хеджес добиться второй номинации на «Оскар» за очень выигрышную роль? Учитывая то, что он задействован ещё в двух фильмах, попавших в Торонто — «Середине 90-х» Джоны Хилла и «Вернуть Бена» Питера Хеджеса — у него намечается очень сильный сезон.

«Красивый мальчик» (Beautiful Boy, режиссёр Феликс ванн Гронинген)

Фестиваль в Торонто, фестиваль в Лондоне

Семейная драма о борьбе с наркозависимостью со Стивом Кареллом и Тимоти Шаламе (в крайне выигрышной роли) — еще один проект, который изначально выглядел очень сильным кандидатом в оскаровской гонке, но потом немного просел. Отзывы с тестовых просмотров также были неоднозначными, и ходили даже слухи о том, что фильм будет полностью переснят. Мы всё же увидим его в этом году, и со счетов его списывать нельзя, даже несмотря на трейлер, не обещающий ничего экстраординарного. Да, в Теллурайде фильма нет, и заявлен он только в Торонто и Лондоне, но, может быть, этого хватит? В не самый сильный год для актерских номинаций даже средней критики и выигрышной темы может быть достаточно.


Среди других фильмов, принимающих участие в грядущем наградном сезоне — «Разрушитель» Карин Кусама с Николь Кидман, «Её запах» Алекса Росса Перри с Элизабет Мосс (самый длинный в карьере режиссёра, к тому же, снятый в рекордные сроки), «22 июля» Пола Гринграсса, «У ворот вечности» Джулиана Шнабеля, «Баллада Бастера Скраггса» братьев Коэнов, «Дикая жизнь» Пола Дано, «Колетт» Уоша Уэстмоленда. Фильм Адама МакКея о Дике Чейни с Эми Адамс и снова рекордно поправившимся Кристианом Бейлом, скорее всего, будет показан ближе к зиме, как и предыдущая «Игра на понижение». Еще один загадочный проект — «Обратная сторона ветра», последний фильм Орсона Уэллса, который великий режиссёр не успел закончить, и только сейчас, через сорок лет, будет представлен зрителям. Он заявлен на максимальном количестве фестивалей, но сейчас не совсем ясно, стремятся ли Netflix раскручивать его на награды. Сейчас вырваться в лидеры может кто угодно (как и отвалиться — любой фаворит), поэтому самое интересное будет происходить в ближайшие две недели.