«ВМаяковский»: Попытка найти героя сегодняшнего

6 сентября 2018

В рамках кинофестиваля «Окно в Европу», прошедшего в Выборге, состоялась премьера нового фильма «ВМаяковский» Александра Шейна. Правда, сам показ проходил у наших финских соседей в Котке, где и посчастливилось побывать Синемафии.

Фильм Александра Шейна не вышел на Московском кинофестивале, хотя многие его там ждали. Режиссёр пожертвовал хорошей площадкой ради итогового качества картины, посвящённой поэту.

«ВМаяковский» Шейна — это хорошо подготовленное символистское высказывание о судьбе художника в эпоху перемен. Как выяснилось из разговора с Александром, его интересовала мифологичность поэта, его универсальная судьба, которая стала собирательным образом для некого общего памятника художнику.

Начинается фильм с кадров читки сценария актёрами. В фильме заняты такие артисты, как Юрий Колокольников, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Михаил и Никита Ефремовы. Внимая голосам актёрского состава, понемногу вплетаются эпизоды из жизни Владимира Маяковского, отсылающие нас в непростое для страны и поэта время.

Максимально путая зрителя, картина создаёт атмосферу, когда органично смотрятся даже документальные вставки националистического марша из наших дней или кадры идолопоклоннического обожания вождей населением Северной Кореи.

Получилась мрачная трагедия о безвременье и любви, об извечном противостоянии добра со злом и судьбе одного поэта.

Шейн начал работать над проектом десять лет назад. Фигура Маяковского привлекла его с подачи отца, с которым они вместе трудились над фильмом, но Шейн-старший не дожил до премьеры всего один год. Его памяти посвящена картина. Дочь Маяковского, как и отец режиссёра, не дожила до выхода фильма в свет, но на стадии производства активно сотрудничала с проектом.

После показа режиссёр любезно ответил на все возникшие у публики вопросы.

Отмечая сложность своего фильма, Александр Шейн назвал его «смысловой матрицей». Фактологически режиссёр ручается за каждый кадр картины, была проведена огромная архивная работа, а к работе над фильмом были привлечены ведущие специалисты по творчеству и биографы Маяковского. Само собой, отснятого материала гораздо больше, чем на два часа экранного времени (которых и так более чем достаточно, фильм длинноват), одной из последних правок стала вырезанная двадцатиминутная линия Бориса Пастернака, с которым Маяковский был знаком ещё с юности.

За 10 лет производства бюджет фильма составил 110 миллионов рублей. По словам Шейна, форма и содержание фильма вышли именно так, как и было задумано с самого начала, однако замысел фильма претерпевал изменения и «всегда ускользал».

«ВМаяковский» собрал завидную палитру имён, занятых в проекте. На вопрос о кастинге и сходстве актёров с их героями, Шейн отвечал:

Артисты хорошие, глубокие люди, мне было важно наблюдать за тем, как современные герои принимают на себя эти образы. Попытка найти героя сегодняшнего — тот способ, через который можно показать актуальность тем, затронутых в фильме. Артистов я приглашал по личностным качествам, было важно, чтобы артист совмещал в себе неравнодушие, аналитические качества жизни, а не конкретное сходство, хотя иногда это совпадало.

Немалая часть фильма посвящена взаимоотношениям творческих людей и НКВД. Разумеется, не обошла публика стороной фигуру Якова Агранова, чекиста и «куратора» творческой интеллигенции, приложившего руку к расстрелу Николая Гумилёва. Агранова играют сразу три актёра: Евгений Миронов, Никита Ефремов и Пётр Верзилов. По словам Шейна это сделано не для того, чтобы показать многогранность зла, а многообразие состояний сложного героя, который является «более объёмной фигурой, чем просто зло».

Вопрос вызвали и документальные вставки. Оказалось, что кадры национал-патриотических шествий трёхлетней давности в фильме «ВМаяковский» это «абсолютная аналогия того, что происходило в стране 100 лет назад». Для пущего осознания трагедии, произошедшей в 1917 году, в картину вплетены кадры из Северной Кореи, где люди поклоняются огромным бронзовым фигурам давно умерших вождей, лишний раз подчёркивая тупиковость выбранного сто лет назад курса.

В титрах создатели выразили благодарность посольству Северной Кореи, обеспечившему съёмочной группе поездку в свою страну. Из зала прозвучало замечание, что представителям Северной Кореи фильм не понравится, режиссёр парировал:

Я очень благодарен людям, которые мне помогали, они открытые, добросердечные. Я не хотел их обманывать, но у нас с ними взгляд разный. Нарочито их дразнить и унижать я бы не хотел, но если они увидят фильм, то мне скрывать нечего.

Перед просмотром Шейн призвал абстрагироваться от личности Маяковского и посмотреть на него, как на художника и творца. Именно мифологическая, вневременная составляющая образа поэта оказалась столь для режиссёра притягательной.

Синемафия задала режиссёру резонный вопрос: наше время очень часто сравнивают со временем Маяковского, Бриков, Пастернака, есть ли сейчас люди, способные творить и действовать в тех же масштабах?

Александр Шейн дал весьма развёрнутый ответ:

Последнее время происходят цивилизационные изменения, мы все это ощущаем. Функция двигателя истории раньше принадлежала людям, таким как Маяковский или Жанна д'Арк. А сейчас время движется само с собой с такой скоростью, что у человечества лишь одна проблема — успеть за ним. Но на данном этапе развития человечества невозможны личности, которые могли бы оказывать такое влияние на изменения в мире. Можно либо попытаться времени соответствовать, но тогда человек разрушится, потому что он не приспособлен к такой скорости изменения всего. Или он может уйти в осознанную миграцию по отношению ко времени и его скорости, но тогда он неминуемо погибнет, потому что время уйдёт, а третьего варианта пока нет. И если этот третий вариант появится, то это станет спасением. Пока у меня прогноз максимально пессимистичный.

Дежурный вопрос о дальнейших планах слегка огорошил публику. Шейн признался, что ему очень интересен Пушкин, но следующий его фильм будет посвящён Карлу Марксу и «Капиталу»:

Да, я разделяю в большом смысле коммунистические идеи. Братство, равенство, это мне близко. Но «Капитал» к этому не имеет отношения, это скорее об общей социо-культурной ситуации в мире, как таковой. Показывает природу возникновения тех или иных явлений. Для меня это маршрут, чтобы осознать и описать сегодняшний день и действительность.

«ВМаяковский», пролетев мимо ММКФ, получил специальный приз на фестивале «Окно в Европу» и при должной подготовке режиссёр обещал, что картина выйдет в широкий прокат к концу осени. И есть что-то символичное в том, что премьера фильма о поэте революции и его трагичной судьбе состоялась именно в Котке, месте, где император Александр III провёл суммарно около трёх (из тринадцати) лет своего правления, занимаясь преимущественно рыбной ловлей. Нарочно не придумаешь.