Кинорулетка: 1979

21 сентября 2018; автор: Коллективный разум

Кинорулетка возвращается — мы продолжаем советовать, что бы посмотреть на выходные, но взяли на вооружение новый принцип отбора фильмов.

Идея кинорулетки прежняя: посоветовать вам фильмы, которые стоит посмотреть, вот только принцип отбора фильмов стал другим. Теперь — как вы видите прямо в заголовке — мы берем какой-то конкретный год, и смотрим, какое кино родом из этого года нам бы хотелось вспомнить.

Ну что, поехали?


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Тот самый Мюнхгаузен»

Режиссёр: Марк Захаров

В ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Долинский, Леонид Броневой

О чём: история о человеке, который даже из самого простого выстрела из ружья по уткам мог сделать праздник. Барон Мюнхгаузен — это человек-скандал, новостной повод для окружающих его людей, но за славой и всеобщим вниманием всегда кроются последствия, особенно, если привирать о своих подвигах для «красного словца».

1979: богатый период для отечественного кино. Много хороших фильмов было в тот период, но творение Захарова по сценарию Горина стоит особняком не только в выделенном нами году, а вообще в любом топе. Это шедевр и вишенка на торте нашего кино.

Почему: несмотря на некоторую театральность, — что и не удивительно, если посмотреть на актёрский состав и имя режиссёра, — экранная история Мюнхгаузена живёт по сей день и актуальности не теряет.

«Сталкер»

Режиссёр: Андрей Тарковский

В ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих

О чём: сталкер, берётся сопровождать Писателя и Профессора в таинственную «зону», куда некоторое количество лет назад упал метеорит. Героям предстоит путь в мифическую комнату, где исполняются самые заветные желания.

1979: спустя годы мытарств и многочисленных проволочек, фильм Тарковского всё же увидел свет. Это стоило режиссёру инфаркта.

Почему: но все мучения, казалось, того стоили — фильм заслуженно стал классикой кинематографа. Экранная версия романа Стругацких даже взяла приз на Каннском кинофестивале годом позднее.

«Москва слезам не верит»

Режиссёр: Владимир Меньшов

В ролях: Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Алексей Баталов

О чём: три провинциальных барышни приезжают в Москву, где каждой уготована своя судьба.

1979: история с успехом и «Оскаром» началась уже в следующем году, но премьера состоялась в конце 1979, а как мы можем пройти мимо отечественного лауреата американской киноакадемии?

Почему: очень простая, трагичная и счастливая одновременно, понятная каждому человеку история, рассказанная с душой. Великолепные артисты и созданная в фильме атмосфера заставляет смотреть этот фильм при каждой возможности, несмотря на хронометраж в два с лишним часа. Да, для всех Георгиев и Жоржей этот фильм стал проклятием, но и что с того — переживут, искусство требует жертв.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Норма Рэй» (Norma Rae, 1979)

Режиссёр: Мартин Ритт

В ролях: Салли Филд, Бо Бриджес, Рон Лайбмен, Пэт Хингл

О чём: О том, что, даже если ты всю жизнь работаешь на заводе, растишь двоих детей и не видишь особых перспектив, у тебя всё равно есть права, за которые нужно бороться.

1979: В конце семидесятых и начале восьмидесятых годов в американском кино вышла целая серия социальных драм, посвящённых жизни рабочего класса. В 1979 таким фильмом был «Норма Рэй». Сыгравшая в нём главную роль Салли Филд получила приз Каннского кинофестиваля и первый «Оскар».

Почему: Салли Филд. На мой скромный взгляд, именно эта роль является лучшей в очень сильной фильмографии актрисы, и благодаря ей рядовая производственная драма становится очень хорошей. Её Норма далека от идеала, но при этом ей нельзя не сопереживать. Она далеко не героиня, скорее, самая обычная женщина, способная как на ошибки, так и на маленькие победы. И каждый раз, когда она их совершает, радуешься вместе с ней. В её действиях не чувствуется пафоса, скорее, элементарная необходимость, и это снимает пафос и с самого фильма, делая его историей о простых людях, которые тоже могут совершать поступки, как бы тяжело это не было.

«Долгая страстная пятница» (The Long Good Friday, 1979)

Режиссёр: Джон Маккензи

В ролях: Боб Хоскинс, Хелен Миррен, Дерек Томпсон, Брайан Маршалл

О чём: О том, что если ты, занимаясь легальным бизнесом, продолжаешь подвешивать людей на крюки, не нужно думать, что этот колокол никогда не зазвонит по тебе.

1979: Несмотря на то, что премьера фильма состоялась в 1980 году, а в широкий прокат он вышел только в марте 1981, его производство было окончено в 1979. Релиз переносился во многом из-за неоднозначной тематики, она же послужила причиной для попыток перемонтажа.

Почему: «Долгая страстная пятница» хороша прежде всего тем, что её можно воспринимать и как крепкую криминальную драму о неизбежном возмездии, и как очень откровенное и очень сильное высказывание о политической обстановке в Великобритании. Во втором случае действительно приходится признать, что Джон Маккензи склоняется на сторону ИРА и не особо это скрывает. Самое любопытное, что эти два смысловых слоя совершенно не мешают друг другу, и зритель может остановиться на любом из них. Финальная сцена не становится от этого слабее, наоборот, для криминальной драмы она просто очень хорошая, а для политического высказывания — великая. И очень точная.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Чужой» (Alien, 1979)

Режиссёр: Ридли Скотт

В ролях: Сигурни Уивер, Иэн Холм, Джон Хёрт, Том Скерритт, Гарри Дин Стэнтон, Яфет Котто, Вероника Картрайт

О чём: если ты по пути домой останавливаешься на имеющей только номер луне, то будь готов, что к твоей команде из семи человек присоединится восьмой пассажир.

1979: вышедший в мае 1975 года в США фильм не только собрал отличную кассу и получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, но и определил новый путь развития кинофантастики на много лет вперед — космос стал не только ареной для сказок (привет, «Звездные войны»), но и местом, где никто не услышит, как ты кричишь. Дэн О'Бэннон, сценарист фильма, докрутил свои идеи космоса как места ужасного из «Темной звезды» начала 70-х до своего логического конца.

Почему: ярчайшая представительница типажа «сильных женщин» Эллен Рипли — лучшая, наверное, в своем роде. Она не сексуализирована нарочито (хотя Сигурни Уивер сама по себе такая, что от нее экран рвется), она логично действует в страшных ситуациях, и, наконец, она похожа на нас в чем-то — она боится в ситуации, где бы боялись и мы. Сделать визуальный ряд и историю пугающими для всех — полдела; создать героиню, которая и сорок лет спустя будет возглавлять списки лучших в истории — вот за что мы «Чужого» будем любить вечно. Ну и за «Чужого», конечно.

«Безумный Макс» (Mad Max, 1979)

Режиссёр: Джордж Миллер

В ролях: Мэл Гибсон, Джоэнн Сэмюэл, Хью Кияс-Бёрн, Стив Бисли, Том Барнс

О чём: полицейский Макс Рокатански участвует в арестах членов терроризирующей разваливающуюся на постапокалиптические части Австралию банды — и ни к чему хорошему это не приводит. После гибели напарника он отправляется в отпуск с семьей — и это тоже ни к чему хорошему не приводит.

1979: снятый за австралийские копейки энтуазиастом Миллером фильм вышел на родине в апреле 1979 года и постепенно — по миру; в итоге фильм заработал сотню миллионов долларов и попал в Книгу Рекордов Гиннесса как самый прибыльный фильм в истории — свой бюджет он окупил пару сотен (!) раз.

Почему: редчайший пример не мира победившего постапокалипсиса (в эту сторону уйдут все три продолжена франшизы), а мира, сваливающегося из старого порядка в новое беззаконие. Очень жесткая картинка, приведшая к запрете на показ фильма в некоторых странах, очень мрачный взгляд на будущее. Ну и, конечно, еще подростково-щекастый Мэл Гибсон в главной роли — и создание еще одного образа, который переживет несколько десятилетий и не очень пострадает от замены австралийца Гибсона британцем Харди.