Кинорулетка: 1999

28 сентября 2018; автор: Коллективный разум

Наша традиционная кинорулетка — мы советуем, что бы посмотреть, выбирая фильмы одного конкретного года.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов.

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Кутерьма» (Topsy-Turvy, 1999)

Режиссёр: Майк Ли

В ролях: Джим Бродбент, Алан Кордунер, Лесли Мэнвилл, Тимоти Сполл

О чём: Об одном известном лондонском театре в эпоху всеобщего увлечения опереттами и стилем «шинуазри».

1999: В этом году Майк Ли выпустил не только свой первый костюмный фильм, но и первый, основанный на реальных событиях — тандем Уильяма Швенка Гилберта и Артура Салливана был очень известен на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Комическая опера «Микадо», созданию которой посвящена «Кутерьма», не только была популярна в Лондоне, но и выдержала несколько постановок в России.

Почему: Перфекционизм, внимание к деталям и уникальный режиссёрский метод Майка Ли оказались невероятно уместными для костюмного жанра. Зритель на два с половиной часа погружается в Лондон конца девятнадцатого века, воссозданный с удивительной достоверностью, но достоинства фильма этим не ограничиваются. Увлекательная история, одновременно и смешная и грустная, здесь становится поводом для признания в любви не только эпохе, но и театру как таковому, с его бесконечными репетициями, закулисными интригами и прочей суетой. Актёрский ансамбль великолепен, и это касается исполнителей не только главных ролей, но и эпизодических — все мы знаем, что Тимоти Сполл может быть разным, но вот таким он бывает крайне редко. И только у Ли.

«Прах Анджелы» (Angela’s Ashes, 1999)

Режиссёр: Алан Паркер

В ролях: Девон Мюррэй, Эмили Уотсон, Роберт Карлайл, Джо Брин

О чём: О большой ирландской семье, живущей в голоде, холоде и нищете. Выбраться в Америку, может, и хотелось бы, но они только оттуда вернулись.

1999: В этом году Алан Паркер экранизировал мемуары Фрэнка Маккорта. Несмотря на то, что в североамериканском прокате фильм много не собрал, это не помешало ему получить номинации на премии «Бафта» и «Оскар».

Почему: История семьи глазами взрослеющего ребенка у Паркера лишена привычной для подобного сюжета сентиментальности и ностальгии. Он ничего не сглаживает, наоборот, всячески подчеркивает тяжесть существования главных героев, и на это работает всё, от операторской работы и монтажа до музыки. При этом, как всегда у режиссёра, несмотря на то, что смотреть его фильм непросто, выполнен он на таком высоком уровне, что оторваться от просмотра невозможно. Способствуют этому и актёры, среди которых в первую очередь выделяется Эмили Уотсон. Если вспоминать лучшие роли в её карьере, то именно Анджела приходит на ум в первую очередь.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«В поисках галактики» (Galaxy Quest, 1999)

Режиссёр: Дин Паризо

В ролях: Тим Аллен, Сигурни Уивер, Алан Рикман, Тони Шелхауб, Энрико Колатони, Сэм Рокуэлл, Мисси Пайл, Джастин Лонг

О чём: сыгравших в некогда популярном сериале об экипаже космического корабля актеров похищают инопланетяне — просто потому, что сериал они приняли за «исторические документы», а актеров — за их персонажей. И теперь команде предстоит противостоять вселенскому злу.

1999: в кино фильм не собрал большую кассу, однако быстро стал культовым, сработав и на некоторой ностальгии фанатов «СтарТрека» (с которого, скажем честно, описываемый в фильме сериал скопирован достаточно точно), и на четком понимании культуры гиков. Включая один из любимых концептов трекки — «краснорубашечников», то есть героев, появляющихся в кадре, чтобы погибнуть.

Почему: «В поисках галактики» работает не только как очень продуманный и душевный оммаж «Стар Треку» — но и как собственно авантюрная комедия; не надо представлять себе команду «Энтерпрайза», чтобы получить удовольствие от приключений капитана Таггарта и его экипажа… то есть Джейсона Нейсмита и его коллег. А какая это команда, ох.

«10 причин моей ненависти» (10 Things I Hate About You, 1999)

Режиссёр: Гил Джангер

В ролях: Хит Леджер, Джулия Стайлс, Джозеф Гордон-Левитт, Лриса Олейник

О чём: чтобы отправиться на свидание с младшей сестрой Катарины, Бьянкой, ухаживающий за ней парень подбивает школьного хулигана начать ухлестывать за старшей сестрой. Конечно, результат превосходит ожидания.

1999: краткий бум на переложение классической литературы в формате молодежных фильмов начался c «Бестолковых» (вдохновленных «Эммой» Джейн Остин) в 1995 году; в 1999 году вышло аж три таких фильма — «Жестокие игры» (по «Опасным связям» Шодерло де Лакло), «Это все она» (по «Пигмалиону» Бернарда Шоу), ну и «10 причин», обязанные своим появлением «Укрощению строптивой» Шекспира.

Почему: открывший Америке — да и всему миру — Хита Леджера, фильм запомнится не только как его бенефис (хотя местами трудно счесть картину чем-то еще, настолько Леджер заполняет собой весь экран).

Нет, еще это действительно хорошая подростковая комедия, в которой увлеченность отсылками к Шекспиру (школа «Падуя»! Фамилия главного героя — Верона!) не мешает выстраиванию вполне реалистичной и осовремененной версии его пьесы; это не театр в телевизоре, это вполне жизнеспособная и без отсылок история.

«Ноттинг-Хилл» (Notting Hill, 1999)

Режиссёр: Ричард Кёртис

В ролях: Хью Грант, Джулия Робертс, Анна Чэнселлор, Рис Иванс,

О чём: Анна Скотт — самая популярная актриса в мире; предположить, что она не только столкнется с владельцем скромного книжного магазинчика в Лондоне, но и между ними возникнет романтическое чувство — это нереально же, правда? Но именно так и случается.

1999: Джулия Робертс со времен «Красотки» — символ американской романтической комедии; Хью Грант благодаря «4 свадьбам и 1 похоронам» — ее британского аналога. Логично, что рано или поздно они должны были встретиться на экране. Это случилось на излете века романтических комедий — их вот-вот изменят всякие «Американские пироги» (сместив акцент на подростков) и Джудды Апатоу (решив, что ромкому нужно больше реализма); «Ноттинг Хилл» — это ромкомы, которые мы потеряли.

Почему: потому что это классическая история любви, в которой между героями возникает достаточно препятствий, от пронырливого соседа до съемочного графика, чтобы разлучить их — а они все препятствия пытаются преодолеть.

Наконец, потому что улыбка Джулии Робертс в конце пресс-конференции — это едва ли не лучшее, что случилось с ромкомами за всю историю.


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Тринадцатый этаж» (The Thirteenth Floor, 1999)

Режиссёр: Йозеф Руснак

В ролях: Крэйг Бирко, Гретхен Мол, Армин Мюллер-Шталь, Винсент Д’Онофрио, Деннис Хейсбёрт, Стивен Шуб, Джереми Робертс, Риф Хаттон, Леон Риппи.

О чём: На тринадцатом этаже одного из небоскрёбов Лос-Анджелеса группой учёных был создан суперкомпьютер, который в своих электронных недрах заключил совершенную модель виртуального Лос-Анджелеса 1937 года. Когда человек подключается к ней, его разум занимает тело одного из жителей, действовавшего до этого самостоятельно, а сознание виртуального персонажа на время погружения занимает тело реального человека. После того как «посетитель» покидает виртуальность, сознания человека и персонажа возвращаются на исходные места. Создание этой модели повлекло за собой цепь таинственных убийств. В числе убитых оказывается главный идеолог проекта Ханон Фуллер (Армин Мюллер-Шталь), а его ближайший компаньон Дуглас Холл (Крэйг Бирко) становится основным подозреваемым в убийстве. Чтобы разобраться в деталях и оправдаться, он сам погружается в созданную его командой виртуальную реальность.

1999: Может показаться, что фильм Йозефа Руснака поднимает схожую тему, что и фильм «Матрица» братьев Вачовски, который вышел на экраны в том же 1999 году, оставив выход «Тринадцатого этажа» практически незамеченным. В обоих фильмах зрителям предлагалось задуматься над тем, как определить реален ли мир, что предстаёт перед нашими глазами? Но в отличие от «Матрицы» при всей их кажущейся схожести «Тринадцатый этаж» вовсе не блокбастер — скорее это философский триллер, неонуар и психологический детектив, в котором персонажи пытаются найти смысл и оправдание собственного существования.

Почему: Этот фильм вряд ли похож на типичную фантастическую картину, любимую массовым зрителем. Здесь нет восстающего против человечества искусственного интеллекта созданного им суперкомпьютера, а виртуальная реальность является не антиутопическим фоном, а вполне мирной средой существования человеческого сознания. «Тринадцатый этаж» более близок к авторскому кино, ставя неудобные вопросы и подталкивая зрителей к поискам ответов на них. И по мере развития истории вместе с персонажем Крейга Бирко приходишь к ощущению заключённости в искусственном мире и пониманию, что всё, происходящее вокруг, абсолютно нереально и не имеет смысла. Более того — сбежать из этого мира невозможно. Если человек день ото дня занимается одним и тем же, решая одинаковые и повторяющиеся изо дня в день проблемы, то чем он отличается от компьютерной программы внутри виртуального симулятора?

«Джеки Чан: Мои трюки» (Jackie Chan: My Stunts, 1999)

Режиссёры: Джеки Чан, Ксавьер Ли

В ролях: Джеки Чан, Кэн Ло, Брэдли Джеймс Аллан, Энтони Карпио, Марс, Чунг Чи Ли

О чём: В документальном проекте «Джеки Чан: Мои трюки» самый известный китайский актёр показывает, как им создавались новые принципы движения персонажей и даёт возможность зрителям попасть внутрь трюковой студии, где сам Джеки Чан тренируется и тренирует свою команду. Кроме того зрители побывают на съёмочных площадках фильмов «Кто я» и «Час-пик», а также увидят как Джеки и его команда ставят драки, падения, перестрелки, взрывы, автокатастрофы и прочие приёмы за которые так любимы его фильмы.

1999: Стоит отметить, что корни техники кинематографического рукопашного боя Джеки Чан приобрёл на заре своей карьеры в школе китайской оперы. В китайской опере артисты дерутся на сцене так, что скорее напоминают цирковых артистов, а не мастеров боевых искусств. Именно это театрализованное представление о драке Джеки Чан привнёс в традиционный фильм о восточных единоборствах. И на рубеже тысячелетий в 1999 году Джеки Чан приглашает зрителей за кулисы, чтобы показать, как он совершенствует свое опасное ремесло.

Почему: Успех таких картин, как «Пьяный мастер», «Доспехи бога», «Час пик» и многих других заслуженно закрепил за эксцентричным китайцем статус одного из самых популярных актеров мира. Джеки Чан изменил представление о боевиках со зрелищными сценами восточных единоборств у зрителей всего мира и многим из них будет интересно узнать внутреннюю кухню, на которой эти зрелища готовятся.