Кинорулетка: 1959

19 октября 2018

Рассказываем о фильмах 1959 года, которые вы, возможно, не видели — а напрасно.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов.

В 1959 году вышло много отличных фильмов, и три из них — «В джазе только девушки», «На север через северо-запад» и «Судьба человека», — мы не включили в нашу подборку совершенно сознательно. Вы же их точно видели, правда?

Поехали!


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Оглянись во гневе» (Look Back in Anger, 1959)

Режиссёр: Тони Ричардсон

В ролях: Ричард Бёртон, Мэри Юр, Клэр Блум, Гари Реймонд

О чём: Джимми Портер — феноменальный засранец, не ставящий ни во что ни общество, ни друзей, ни беременную жену. Его можно было бы искренне ненавидеть, но при всем этом он — глубоко несчастный человек и в целом продукт своего времени.

1959: В 1959 году Тони Ричардсон экранизировал знаменитую пьесу Джона Осборна, в которой главную роль играл Ричард Бёртон. До знакомства последнего с Элизабет Тейлор и попадания во все таблоиды подряд остаётся ещё несколько лет.

Почему: Пьеса Осборна сама по себе уже достойна отдельного внимания — она породила целое направление в английском театральном и киноискусстве, и сложно найти что-то, настолько же сильно отражающее метания молодёжи того времени. Бёртон особого признания за свою роль не получил (не считать же проходные номинации на «Золотой Глобус» и «Бафту»), но при этом именно она остаётся одной из лучших в его карьере. Он играет буквально на разрыв, не жалея ни себя, ни своих экранных партнёрш, и настолько сильно вживается в образ Портера, что самого актёра за ним не видишь. Он добивается того, что этот сложный, вспыльчивый, раздираемый страстями мужчина, делающий всё, для того, чтобы люди его ненавидели, вызывает искреннее сочувствие. И в финале поступок его жены совершенно не кажется странным.

«Имитация жизни» (Imitation of Life, 1959)

Режиссёр: Дуглас Серк

В ролях: Лана Тёрнер, Сандра Ди, Хуанита Мур, Сьюзен Кохнер, Джон Гевин

О чём: На пляже знакомятся театральная актриса и простая негритянка. Первая предлагает последней работу, и они проживут под одной крышей двенадцать лет. У них были замечательные отношения, и они поддерживали друг друга, когда было плохо, но мы знаем, что это была всего лишь имитация.

1959: В 1959 году вышел последний фильм Дугласа Серка, поднимавший актуальную тему расовой сегрегации в рамках семейной драмы и получивший две номинации на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.

Почему: Прежде всего, потому, что Серк умел снимать невероятно красиво. Красиво одетые красивые женщины и мужчины в красивых интерьерах, красивые пейзажи, снег и осенние листья даже немного затмевают не самые сложные истории. В данном случае и история довольно любопытная — актуальная тематика подаётся с довольно редкой стороны, и, несмотря на типичную для Серка сглаженность, всё равно производит впечатление. Не каждый день наблюдаешь за драмой девочки, изо всех сил пытающейся скрыть, что она наполовину негритянка. Отсюда вытекает еще одна очевидная причина, по которой этот фильм стоит посмотреть — номинированный на «Оскар» дуэт Хуаниты Мур и Сьюзен Кохнер, создавших одни из самых трогательных образов матери и дочери в истории кино. И, конечно же, фантастические украшения Ланы Тёрнер.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Рио Браво» (Rio Bravo, 1959)

Режиссёр: Говард Хокс

В ролях: Джон Уэйн, Дин Мартин, Рикки Нельсон, Энджи Дикинсон

О чём: шериф городка Рио Браво в Техасе арестовывает брата местного воротилы за убийство ни в чем не повинного посетителя салуна, пытавшегося прекратить драку. Конечно, последует попытка правосудию воспрепятствовать.

1959: фильм в контексте года интересен прежде всего тем, что снят был как ответ вестерну «Ровно в полдень» 1952 года, который, в свою очередь, был аллегорией на маккартизм и охоту на ведьм. «Рио Браво» же показывало не только видного активиста маккартизма Джона Уэйна как самого крутого парня в городе, но и ситуацию, когда город весь за него, от местного пьяницы до молодежи.

Почему: но если отвлечься от политической подоплеки — то это просто хороший вестерн (да еще и с песнями — недаром там два певца в главных ролях), ставший одной из самых главных картин в описании типичного «голливудского вестерна», и положившего еще один кирпичик в легенду о Джоне Уэйне как персонализации этого самого вестерна. Обращение «пилигрим», ставшее фирменным для героев Уэйна, появляется именно тут.

«Анатомия убийства» (Anatomy of a Murder, 1959)

Режиссёр: Отто Премингер

В ролях: Джеймс Стюарт, Ли Ремик, Бен Газзара, Джордж С. Скотт, Артур О'Коннелл

О чём: провинциальный адвокат Пол Биглер берется защищать убившего владельца бара лейтенанта Мэньона. По словам Мэньона, убитый изнасиловал его жену — и потому лейтенант действовал в помутнении рассудка.

1959: кубок Вольпи на Венецианском фестивале за лучшую мужскую роль — у Джеймса Стюарта, а также номинации на «Оскар» у Стюарта, О'Коннелла и Скотта (за лучшую мужскую роль и лучшую мужскую роль второго плана соответственно). И три «Грэмми» — за музыку Дюка Эллингтона.

Почему: саундтрек Эллингтона, ставшие легендарными титры и афиша Сола Басса, да еще и титул лучшего американского судебного фильма. Два с лишним часа действия, большая часть которого происходит в суде — и обсуждение преступления, которое вообще не показано, и потому зрителю предстоит сделать свои собственные выводы о том, действительно ли Мэньон действовал в момент помутнения или все прекрасно рассчитал; действительно ли его жену изнасиловали — или они с мужем придумали оправдание убийству и теперь ни на шаг не отступают от этой истории. Историю, в которой зрителю предлагается подумать (а не принять объяснение режиссера, единственно верное), актеры делают еще лучше — при этом очень реалистично показывая разницу между поведение адвоката и прокурора на заседании суда и вне его. И, конечно, сразу понятно, почему Джеймс Стюарт — национальное достояние (как и Джордж С. Скотт, конечно).

«Внезапно, прошлым летом» (Suddenly Last Summer, 1959)

Режиссёр: Джозеф Л. Манкевич

В ролях: Кэтрин Хепбёрн, Монтгомери Клифт, Элизабет Тэйлор

О чём: Богатая южанка Вайолет Венейбл предлагает переехавшему из Чикаго доктору Кукровицу спонсировать развитие его клиники — если он проведет лоботомию ее племяннице Кэтрин, прошлым летом ставшей свидетельницей смерти ее единственного сына. Себастиан Венейбл был светом в окошке его матери Вайолет — и, конечно, совершенно идеальным, если верить ее словам, а Кэтрин рассказывает о его смерти какие-то глупости, и совершенно очевидно поэтому безумна. Доктор перед операцией хочет узнать, действительно ли девушка неизлечимо больна.

1959: экранизация одноактной пьесы Теннесси Уильямса в 1959 году стала этаким мостиком между излишне театральными постановками 50-х и Новым Голливудом. Кодекс Хейса еще действует — поэтому с экрана ни разу не произносится слово «гомосексуализм» (а именно это может испортить посмертную репутацию Себастиана), однако тема для студийного фильма достаточно отчаянная.

Почему: две актерские номинации на «Оскар» (у Тэйлор и Хепбёрн), «Золотой глобус» у Тэйлор, попадание в десятку лучших фильмов года у критиков и в десятку лучших фильмов по сборам в США, сценарий Гора Видала и Теннесси Уильямса по пьесе Уильямса — в общем, все это звучит так, будто фильм был восторженно принят. Увы, нет — сам Уильямс от фильма открестился, Манкевич фильмом был не очень доволен, да и критики обвиняли его в излишней затянутости, явном несоответствии шикарной Тэйлор образу провинциальной простушки и излишней театральности. И тем не менее это отличный пример «театральщины» в кадре: красиво, дорого, богато и актеры хорошие. За яркими образами Тэйлор и Хепбёрн в описании фильма обычно теряется Монтгомери Клифт — а он тут отчаянно хорош: это одна из немногих его больших ролей после автомобильной аварии, которая привела его к фактическому параличу половины лица и увлечению алкоголем и болеутоляющими, сведшими его в могилу через пять лет.

«На двойной поворот ключа» (A double tour, 1959)

Режиссёр: Клод Шаброль

В ролях: Мадлен Робинсон, Жан-Поль Бельмондо, Жак Дакмин, Антонелла Луальди, Бернадетт Лафон

О чём: немолодой буржуа Анри влюбляется в живущую неподалеку художницу Леду — но жена не дает ему развода. Дочка влюблена в венгерского бунтаря Ласло, который совершенно спокойно может напиться и привести друзей в буржуазный дом; сыну интересно только слушать музыку и подглядывать за шикарной горничной. Понятно, что добром это не кончится.

1959: первый цветной фильм Шаброля и первый же его триллер, когда преступление не так интересно, как атмосфера вокруг него; тут же еще и перекличка с витавшими в воздухе идеями вот-вот начинающейся французской «новой волны». И очень актуальная для этого времени идея столкновения традиционных ценностей с новыми; недаром Мадлен Робинсон за роль жены, которая на все пойдет, лишь бы удержать привычный образ жизни (виноградники ей важнее мужа), получила кубок Вольпи на кинофестивале в Венеции.

Почему: а еще тут появляется бунтарь, нарушающий все приличия и алчущий правды, и играет его Бельмондо — который через какой-то год появится в похожем образе у Годара (и назовется тем же именем, что носил его персонаж у Шаброля — «Ласло Ковач»). Детектив с прыжками во времени и показом одних и тех же событий с разных точек зрения — и при этом наигранно-театральный (диалоги Анри и его супруги или же Анри и его возлюбленной Леды серьезно слушать невозможно) и вообще мало интересующийся собственно ходом расследования; детектив, в котором психологическая составляющая куда важнее режиссеру, чем детективная. Все это станет фирменным почерком Шаброля — и потому интересно, с чего же оно всё начиналось.