11 лучших ролей Вигго Мортенсена

20 октября 2018; автор: Коллективный разум

Сегодня неподражаемый Вигго Мортенсен отмечает свой шестидесятый день рождения, и Синемафия рассказывает про 11 его самых впечатляющих (по нашему мнению) ролей.

Вигго Питер Мортенсен-младший дебютировал в кино в 26 лет, после чего долгое время появлялся в разных проектах на второстепенных ролях. Главные роли тоже были, но лишь работа с Питером Джексоном над «Властелином колец» позволила раскрыться актёру в новом свете и помогла множеству далеко не последних лиц в Голливуде (и не только) обратить внимание на яркий талант Мортенсена. Сейчас Вигго снимается не так часто, но каждая из картин с его участием определённо заслуживает внимания, да и отзывы эти работы получают всегда самые благоприятные.

Сегодня мы вспомним лишь 11 ролей, которые считаем главными в творческой карьере Мортенсена.

Фрэнк Робертс — «Индеец-беглец» (The Indian Runner, 1991)

Ольга Володина

В 1990 и 1991 годах Вигго снялся в двух фильмах, где играл ветерана, которому нет места в мирной жизни после возвращения. В «Отражающей коже» Филиппа Ридли его герой умирал от радиации; а вот в режиссерском дебюте Шона Пенна Мортенсен сыграл человека, которому просто скучно.

История братьев Робертсов, помощника шерифа и преступника, появилась в песне Брюса Спрингстина Highway patrolman, и все детали взаимоотношений братьев и их жизни Пенн взял из песни. Старший, Джо (его играет Дэвид Морс) — хороший со всех сторон парень, у которого не получилось стать фермером — и он пошел в слуги закона, чтобы содержать жену и сына. А младший, Фрэнк, всегда был беспокойным — и, когда он возвращается после службы во Вьетнаме, его родным хочется объяснять его поведение какой-то травмой:"парни оттуда возвращаются не такими, какими были" - говорит его отец, которого играет Чарльз Бронсон. А он просто такой вот сам по себе — скучно ему, неспокойно.

И Мортенсен отлично передает это сочетание постоянной угрозы (доходящей до кульминации в сцене с барным стулом, где ни один мускул не движется на лице Фрэнка, когда он убивает человека) и тоски, где самые обыденные вещи вроде ежедневной работы и ужина с женой превращают Фрэнка из участника в наблюдателя, которому, кажется, ничто не интересно. И ничья безусловная любовь — ни жены (ее играет молоденькая Патрисия Аркетт), ни брата, ни отца — не могут заставить Фрэнка жить этой самой обыденной жизнью, даже если он поначалу прилагает какие-то усилия.

Джон Джеймс Аргайл — «Солдат Джейн» (G.I. Jane, 1997)

Ольга Володина

В фильме Ридли Скотта о равных правах женщин — если женщина хочет стать «морским котиком», так флаг ей в руки, — Мортенсен играет, конечно, роль не главную — но вторую по важности. Его загадочный герой — собственно, символ того препятствия, которое должна преодолеть героиня, чтобы доказать — ей по плечу невыносимые условия тренировки «котиков», она сможет стать «своим парнем».

Роль поначалу не столько человека, сколько символа (что-то человеческое проявляется в Аргайле разве что в финале картины) удается Мортенсену на ура — прежде всего потому, что он умеет без особых гримас, ужимок и прочих элементов заметной пантомимы передавать внутренний настрой своего персонажа. И то, что физически он не производит впечатления машины для убийства — дополнительный плюс его передаче героя; поначалу очень мягкое впечатление от героя немедленно рассеивается, стоит ему снять очки.

Дэвид Шоу — «Идеальное убийство» (A Perfect Murder, 1998)

Татьяна Кислякова

Фильм вдохновлён картиной Хичкока «В случае убийства набирайте М», но при этом перед нами иная интерпретация сюжета, адаптированная к реалиям конца 20 века. Муж с финансовыми трудностями, жена с многомиллионным состоянием, любовник, замышляющий свою аферу, плюс коварный план убийства и ряд неожиданных обстоятельств — неплохой сюжет для успешного триллера, ну, а главным его украшением стал актёрский ансамбль.

Майклу Дугласу очень к лицу амплуа матёрого дельца, готового на всё для успеха своего бизнеса, Гвинет Пэлтроу чудо как хороша в роли обворожительной девы в беде, ну, а Вигго Мортенсену достался образ вольного художника, который раскрывается перед зрителем с разных сторон. Поначалу это романтичный юноша, а затем коварный и циничный аферист, не лишённый при этом определённой сентиментальности.

К слову, картины, которые зритель видит в квартире Дэвида Шоу, нарисовал сам Мортенсен — так что в «Идеальном убийстве» можно оценить не только актёрское мастерство Вигго, но и его недюжинный талант художника.

Арагорн — «Властелин колец» (The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring, The Lord of the Rings: The Two Towers, The Lord of the Rings: The Return of the King, 2001/2002/2003)

Татьяна Кислякова

Эту роль без приуменьшения можно назвать самой знаковой для актёра — образ Арагорна принёс Мортенсену мировую славу и задал новый виток его карьере.

Сам Вигго неоднократно признавался в интервью, что ярым фанатом творчества Толкиена никогда не был, а согласие на роль дал благодаря уговорам сына. Но при этом, по мнению большинства фанатов книг, Мортенсен просто идеально воплотил на экране образ Арагорна: волевого, расчётливого, уверенного в себе, благородного воина, который не так часто даёт проявляться эмоциям. Хотя романтическая история Арагорна лишь добавляет персонажу привлекательности.

Загадочный странник, верный друг, преданный возлюбленный, истинный король с добрым сердцем — Мортенсен смог показать каждую из многих граней образа Арагорна и отразить изменения персонажа от фильма к фильму, тем самым навсегда завоевав места в сердцах толкинистов!

Том Столл / Джо Кьюсак — «Оправданная жестокость» (A History of Violence, 2005)

Ольга Володина

Владелец закусочной в небольшом городке во время ограбления проявляет недюжинный талант по убийству людей, чем привлекает внимание не только местных, но и тех, кому знакомо его тщательно скрываемое прошлое. История простого парня с темным прошлым пришла на экран из графического романа 1997 года — впрочем, если завязка осталась по большей части прежней, то чем дальше от начала — тем больше расхождений.

Мортенсен не первый раз оказывается в роли персонажа, которого с первого взгляда в темном прошлом, особых талантах или вообще чем-то и не заподозришь; но понятно, что с такими глазами действительно простого парня ему играть не с руки. Здесь же очень интересно посмотреть на мгновенные превращения туда и обратно, такие «переключения» между практически мистером Хайдом и доктором Джекиллом — которые по сути никакие не смены личин, а один и тот же человек.

Это первая совместная работа Мортенсена и Кроненберга — и следующие две (спойлер) тоже попали в наш список; Кроненберг умеет использовать таланты Мортенсена на экране максимально эффективно, будь то насилие физическое и физическая же угроза, которую он способен транслировать, будь то диалоги.

Диего Алатристе — «Капитан Алатристе» (Alatriste, 2006)

Ольга Володина

Испанский фильм, снятый по серии романов Артуро Перес-Реверте, рассказывает о капитане Алатристе, солдате и наемнике; история охватывает несколько десятилетий. Одна из самых дорогих картин в испанской киноистории — дороже оказалась только «Агора» Алехандро Аменабара. 15 номинаций на национальную кинопремию «Гойя» — и три победы. И, наконец, Вигго Мортенсен, говорящий по-испански.

Мортенсен в фильме плаща и шпаги чувствует себя как раба в воде — тем более герой его не традиционно для жанра плакатный красавец и удалец, а куда более сложная фигура.

И кто еще мог бы так передать героя, пораженного, но не побежденного? «Простите, но это — испанская терция».

Николай Лужин — «Порок на экспорт» (Eastern Promises, 2007)

Татьяна Кислякова

Непростая роль, ради подготовки к которой Вигго путешествовал по разным городам России, изучал символику тюремных татуировок (самому актёру во время съёмок ежедневно по четыре часа наносили 50 татуировок) и знакомился со спецификой жизни «воров в законе». Образ получился выдающийся, как результат: номинации на «Золотой глобус», премию Британской академии, «Сатурн», премию Гильдии актёров и первое попадание в список претендентов на «Оскар».

Мортенсен оказался крайне удачным выбором на роль сдержанного и рассудительного Николая. Актёру удалось очень проникновенно вжиться в образ, показать непростое положение героя, его умение приспосабливаться к любой ситуации и при этом не терять лица. Хладнокровность Николая поначалу пугает, но затем к нему проникаешься симпатией, причём чаще Вигго при помощи лишь одного только взгляда удаётся передать истинные эмоции персонажа. Ну и русский язык из уст Мортенсена звучит чуть ли не идеально!

Отец — «Дорога» (The Road, 2009)

Максим Девяткин

Экранизация постапокалипсиса Кормака Маккарти скакнула на экран чуть ли не из-под пера автора — стоило писателю получить Пулитцеровскую премию и шестерёнки киноиндустрии завертелись мгновенно.

Вигго досталась роль отца-одиночки, который бредёт по серым пейзажам разрушенного мира вместе с сыном. Парочка пытается найти хоть какое-то пропитание и не умереть от голода в пути до береговой линии, в надежде, что там их ждёт иная судьба.

Воспитать ребёнка в таких условиях, дать сыну ролевую модель в мире, о котором ты уже ничего не знаешь — та ещё задачка.

Герою Мортенсена непросто даётся жизнь после «часа Х», но стремление выжить помогает отцу и сыну двигаться к своей цели, несмотря даже на каннибалов, которыми кишит новый мир.

Мир фильма настолько суров, что если бы не флэшбеки с Шарлиз Терон, то можно было бы решить, что фильм чёрно-белый. Нехватка ярких красок компенсируется светящимся изнутри Вигго, который, кажется, выдал перфоманс, достойный премии «герой постапокалипсиса десятилетия», если бы такая существовала.

Зигмунд Фрейд — «Опасный метод» (A Dangerous Method, 2011)

Татьяна Кислякова

Тандем Кроненберг/Мортенсен продолжил радовать зрителя любопытными проектами, и на сей раз Вигго примерил на себя образ отца психоанализа Зигмунда Фрейда. За который заслуженно получил номинацию на «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль второго плана».

Говорят, при подготовке к роли Мортенсен проштудировал практически всю литературу, которую смог найти о Зигмунде Фрейде и его деятельности. В итоге Фрейд у Вигго вышел неоднозначным: не особо приятный человек, весьма циничный, излишне самоуверенный, но при этом страстно заинтересованный делом своей жизни и его продолжением. Чтобы вжиться в образ, актёр с особой тщательностью подошёл ко всем деталям: выверены жесты, интонации, улыбки, даже осанке уделено пристальное внимание.

И никак нельзя говорить о персонаже Мортенсена, при этом не упомянув героя Майкла Фассбендера — Карла Юнга. На взаимоотношениях этих двоих строится динамика картины, благодаря их интеллектуальным беседам не устаёшь следить за развитием истории, наслаждаясь плавным, но увлекательным повествованием.

Честер МакФарланд — «Два лика января» (The Two Faces of January, 2014)

Татьяна Кислякова

Показанный в числе внеконкурсных работ Берлинале 2014 года фильм «Два лика января» является экранизацией одноимённого романа Патриции Хайсмит (по её же книге снят «Талантливый мистер Рипли»). Режиссёр картины Хуссейн Амини в своё время при прочтении очень проникся не столько сюжетом, сколько героями, которые хоть и не лишены недостатков, при этом западают в душу. Несмотря на нелицеприятные черты характера, персонажи у Хайсмит самые что ни на есть живые, поэтому так важно было найти подходящих актёров для воплощения книжных образов.

Честер МакФарланд в исполнении Вигго Мортенсена производит неизгладимое впечатление в первого взгляда. Элегантный, уверенный в себе, рассудительный — к такому мужчине трудно не проникнуться симпатией. У Честера непростое прошлое, и по ходу действия события дней минувших напомнят о себе, что заставит мистера МакФарланда проявить себя с новой стороны. Решительный и расчётливый делец уступит место сомневающемуся ревнивцу, а затем и человеку, неожиданно вполне способному на самопожертвование. Вигго с присущим ему мастерством воплотил на экране этот преисполненный достоинства противоречивый образ. Сам фильм по итогу тоже покажется зрителю неоднозначным и точно оставит после себя интересное послевкусие.

Бен Кэш — «Капитан Фантастик» (Captain Fantastic, 2016)

Максим Девяткин

Семейная пара живёт в лесу и воспитывает своих детей в изоляции от внешнего мира. Они умеют добывать себе пищу, владеют основами выживания в лесу, но при этом знают множество языков, наук и живут в гармонии с окружающим миром, отсекая лишние примочки цивилизации. Мать умирает и герою Вигго приходится отправиться в путешествие с многочисленными отпрысками, чтобы исполнить последнюю волю любимой жены и мамы.

Отец семейства, решивший радикально изменить жизнь своей семьи, воспитывая своих детей в лесу — сама по себе роль интересная. Вигго продолжил тему «отцов и детей», и наблюдая за эксцентричной семейкой Бена за празднованием «дня рождения Ноама Хомского», ещё не знаешь, что выбрал бы сам. Их осуждает общество, бабушки и дедушки, но жизнь отшельников показана Россом с явной симпатией, противопоставляя их нестандартные взгляды скучным и забродившим понятиям о жизни большинства людей.

Мортенсен идеально справился с ролью, так посчитали и академики: Вигго получил свою не первую (надеемся, что не последнюю) номинацию на «Оскар».