Синемафия посмотрела: «Богемская рапсодия»

6 ноября 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Богемская рапсодия».

Удивительным образом распределились мнения наших авторов о картине «Богемская рапсодия» — три самых низких оценки и одна самая высокая. Разбираемся, как же так могло получиться.

Юлия Данилина

Заслуживают ли известные личности, ушедшие из жизни сравнительно недавно, фильма о себе? Такие, как Фарух Бульсара, более известный как Фредди Меркьюри — безусловно. Даже те, кто не являются фанатами группы Queen, знают о нем, помнят и до сих пор слушают написанные им песни. Песни эти могут спасти многое. Каждый раз, когда они звучат в фильме, частично снятом Брайаном Сингером, хочется просто отключиться, закрыть глаза, и послушать их, и даже возникает ощущение, что вот сейчас, буквально через пару минут, всё станет как минимум сносно. К сожалению — сносно оно в самые лучшие моменты, связанные, как уже понятно, с песнями. Выше, чем сносно, не получается.

Попытаемся разобраться, почему так вышло. Брайан Мэй и Роджер Тейлор, контролирующие всё наследие Queen и завернувшие слишком откровенную, по их мнению, версию Саши Барона Коэна, показали историю так, как считают нужным. Фредди появляется на их концерте с бухты-барахты, тут же напрашивается в солисты, тут же (а не через год, как гласит официальная биография группы) они знакомятся с Джоном Диконом, и в этом составе проработают двадцать лет. У Фредди семья, у Фредди творчество, у Фредди девочка, у Фредди мальчики — короче говоря, на место Фредди можно подставить любого теоретического рок-музыканта. Есть Фредди и все понимающий Мэй, и, кажется, ещё где-то там есть Дикон и совсем где-то там — Тейлор (позиция последнего, если подумать, нивелируется наибольшим образом). Рами Малек борется со вставной челюстью, которая, ко всему прочему, ужасно мешает ему говорить, и придумал себе странный акцент, из-за которого его речь невозможно разобрать без субтитров. И в целом слишком гей, даже для Фредди. С усами — неожиданно — становится похож на Боярского, но куда больше в нем от маленького мальчика, стащившего папин гардероб. Остальные изначально беспокоившие в нём черты (другая конституция, асексуальность, отсутствие должной энергетики) остаются на месте и ничем не компенсируются. Всё это, включая запись «Богемской рапсодии», происходит в первой половине фильма. Во второй к типичным для байопика сюжетным ходам, относительной схожести артистов на главных ролях, и стерильности происходящего добавляется ещё кое-что очень странное.

Сначала Фредди бросает группу, уходя в сольное плавание (на самом деле, официально никто никого не бросал, и сольными проектами занимались все участники). Потом оказывается, что сольная карьера у Фредди не клеится. Потом выясняется, что у него СПИД (на секундочку, за три года до того, как это выяснилось на самом деле). Потом начинается ДРАМА и Фредди очень сильно просит группу взять его обратно (без комментариев). Потом они воссоединяются для Live Aid (и опять же, они вели активную концертную деятельность и до, и после данного легендарного выступления). В процессе репетиций у Фредди драматично болят связки (да, у него был ларингит и он перешел на пение под фонограмму, но это был период «Ночи в опере» задолго до). Есть другая группа, вокалист которой ушёл в сольное плавание, которая единственный раз воссоединилась специально для Live Aid, и у вокалиста в тот день действительно были проблемы со связками, но речь идёт о Led Zeppelin. Далее все становится еще более драматично и совсем уходит за рамки научной фантастики. Ах да, и ещё, кто такие эти Live Aid без Queen, и собрали бы они без Queen миллион фунтов? Ответом на этот вопрос будет многозначительное многоточие. Бедный Боб Гелдоф, надеюсь, ему наплевать и он этого не видел.

Всё это время создатели фильма уверены, что, в те моменты, когда ты совсем зарылся в клише, диалоги — сплошной примитив, а актёры хлопают глазами, так как играть им совершенно нечего, нужно включить музыку (любую, не всегда уместную) и показать котиков. Да, котики замечательные. Да, «Богемская рапсодия», как и многие другие песни, написанные Queen, великая, и уникальная, и может поднять с кресла даже мёртвого. Да, в конце я лично сидела и напевала Radio Ga Ga, потому что нужно было найти хоть что-то хорошее. Но к заслугам фильма отнести это очень сложно.

Николай Балашов

«Богемская рапсодия» получилась именно такой, какой и должна была быть. По одной очень простой причине: это фильм для зрителей, а не для критиков. Именно поэтому он вышел слегка поверхностным и прилизанным, но это его практически не портит. Дело в том, что Фредди — кумир миллионов. Грандиозная фигура, на музыке которого выросли поколения. По сути, он святой для громадного количества людей. А о таких людях, как известно, либо хорошо, либо никак. Все более или менее знают факты его биографии. Ну да, что-то употреблял, а кто в то время нет? Ну да, оказался геем, и что? Он стал от этого хуже петь? (Вообще, к слову, это уникальный случай, когда в нашей довольно гомофобной стране мужские поцелуи на экране не сопровождаются ни единым смешком из зала — вот это сила харизмы Меркьюри!)

По большому счету, темные стороны Фредди нам тоже показали в этом кино, просто прошлись по ним легкими мазками. И, серьезно, это куда лучше чем если бы фильм получился more darker more realistic, и нам бы демонстрировали через рваный монтаж и трясущуюся камеру обкокаиненного гения, который постоянно пропадает в туалетах гей-клубов. Не такой идол нужен зрителю на экране. Потому что, как уже было сказано выше, все мы не без греха, а лишний раз очернять святого кумира — грешновато.

Не забудем также то, что история Queen длилась не одно десятилетие, поэтому то, как ее смогли уложить в двухчасовой хронометраж, это вполне себе достижение. Ну, а то, что какие-то факты перевирали или события вольно передвигали во времени, так это как раз объяснимо. Уж сколько раз твердили миру, что фильм основанный на реальных событиях — это художественное произведение, и заниматься в нем буквоедством — довольно бесполезное занятие. Кому нужны идеально отточенные факты — для тех есть документальное кино и википедия.

А еще «Расподия» по настроению куда более британское кино, нежели американское. Своей атмосферой оно напоминает как недавний фильм про музыкантов «Синг Стрит», так и старые добрые «Билли Эллиот» и «Мужской стриптиз». Когда на экране показывают вроде бы непростые события, драму, но при этом все выглядит не чернушно, с заламыванием рук, а мягко и трогательно. Плюс постоянный юмор. Также хотелось бы отметить четырех главных актеров: то, насколько каждый из них похож на своего персонажа — это отдельное достоинство картины. Пожалуй, именно Рами Малек наименее похож на самого Фредди, но об этом почти сразу забываешь как только он начинает двигаться на сцене и повторять мимику Меркьюри. Образ сел как влитой. Не знаю насчет «Оскара», но номинацию на «Глобус» точно отхватит. К слову, за идеально воссозданный концерт Live Aid в конце (и сейчас не только про Малека, а вообще про все съемки) — отдельный респект!

Подытоживая: несмотря на возможно излишнюю легкость повествования, мы получили как раз ту картину, которую и ждали миллионы людей. А судя по первым оценкам на IMDB и Score Audience на «Томатах» — все так и есть. Зритель пошел и ему нравится. Именно для этого кино и снимают.

Ольга Белик

Если верить Коле, то фильмы для зрителей отличаются некоторой поверхностностью и прилизанностью, и зрителей это устраивает. Хотелось бы верить в лучшее, но с «Богемской рапсодией» ситуация несколько хитрее, чем просто баттл критики vs зрители, грамотные сюжет-драматургия-игра vs нажатие на кнопочку зрительской любви.

Просто потому, что это фильм ни для критиков, ни для зрителей. Это вообще не фильм. Это месть — блюдо выдержанное, холодное и стерильное.

Брайан Мэй держал руку на горле проекта (вон отправились Бен Уишоу и Саша Барон Коэн с их more dark, more realistic версиями) и вместо яркой жизненной истории группы решил прочитать нам лекцию из серии «Великие люди. История успеха. Уроки для средней школы». Вместе с Роджером Тейлором он садится, гладит нас по голове и начинает: «Хочешь, я расскажу тебе сказку, дружок?» И в этой сказке, как упоминала Юля выше, перевраны все факты — якобы в угоду зрелищности и художественности. И правда, кому интересно знать, что Фредди на самом деле — не просто грузчик на фоне астрофизика, дантиста и электронщика, а выпускник кафедры искусств и дизайна Илинг колледжа. Опустим, что сольными проектами занимались все музыканты, а не только сбрендивший от славы фронтмен. Подтасуем, что выступление на Live Aid стало первым для группы после долгой ссоры. Ну, и чтобы мама заплакала, скажем — Фредди на это шоу пришел едва ли не при смерти. Зритель, и правда, плачет под великую музыку Queen, а когда все завершается грандиозным шоу «Один в один» — то есть артисты зачем-то воссоздают отрывок из концерта Live Aid — то, конечно, трудно удержаться и не подпевать, воспаряя душой. В итоге из кинотеатра выходишь с песней на устах и еще одной историей о тернистом пути к славе. И вроде бы даже довольный.

И это очень, очень нечестный ход. Потому что убери из фильма котиков и музыку — и что от него останется? Святая троица и блудный сын, талантливый, но кто он без остальных. Бедняжка сбивается с пути под тлетворным влиянием злодея (которого позже и изгнали за злодейство — дословно), а когда приходит в себя, то поздно — его песенка спета. На прощание он устраивает Галилео-Фигаро и уходит в закат. Сколько раз мы с вами видели это в кино? Про менеджеров, брокеров, программистов, изобретателей и прочих-прочих-прочих. Величайший шоумен Хью Джекман совсем недавно рассказывал нам нечто подобное про цирк. Так что — какой такой Queen? А, что-то про геев и песня 6 минут, слышали.

Хочется верить, что у Брайана Мэя лежит завещание Фредди, в котором указано что-то вроде: через 20 лет сними про нас кино, где я — мудак, а вы все молодцы. Потому что иначе, конечно, из «Богемской рапсодии» становится видно, как сильно выжившие ненавидят ушедших. Как сильно Мэй не может простить Меркьюри, что тот умер и оставил их ни с чем. Что затмил собой остальных — несмотря на то, что они, действительно, написали многие хиты. И как со всем этим жить в XXI веке?

Да очень просто. Можно снять кино, где великим будешь ты сам. И заставить людей вспоминать именно эту версию. Потому что все мы знаем, как это работает: никто ничего не читает, без Гугла не живет и запомнит только то, что видел. Даже если и знал про Queen больше, чем про геев и песню 6 минут.

Потому что иначе можно было не мучить Рами Малека вставной челюстью, а выпустить к какому-нибудь юбилею группы музыкальную документалку в 3D на большом экране, как это нынче принято: с разными концертными номерами и клипами, редкими кадрами и цитатами. И при всей своей нехудожественности эффект был бы в разы мощнее и интереснее.

Но ведь нет.

Брайан Мэй — да ты, оказывается, сатана.

Максим Девяткин

Наверняка «Богемская рапсодия», и уже сейчас можно об этом судить по первым отзывам, будет принята публикой «на ура». Картина умело пользуется тем, что Queen — это бренд, Меркьюри — легенда, и ругать ни тех, ни другого никто не будет. Но король-то голый.

Фильм выхолощенный, с яркой картинкой и чуть не диснеевским посылом, давит на дешёвую ностальгию и приправляет это песнями легендарной группы. Такое расчётливое иглоукалывание даёт свои плоды, но ужас в том, что если наложить We will rock you на видео с любого авторегистратора, — эффект будет тот же. Это не магия картинки. Это магия звука, которым создатели воспользовались, чтобы замаскировать бездарные банальные диалоги, картонных и непроработанных героев и на соплях развешанные конфликты.

«Лёгкие мазки» приводят к тому, что ни один заявленный конфликт картины не выкручен и не доведён до конца. В фильме про группу (не про Фредди) все, кроме солиста, это коллективный Артур Дент без полотенца и халата, рассуждающие о мимолётной ерунде за кружечкой чая.

Такое происходит, когда подобного рода фильмы делаются «под присмотром» прототипов, когда боязнь совершить «святотатство» над собой любимым выше, чем желание снять крутое кино. Там, где надо было препарировать, добавить драматизма и красок настоящего художественного вымысла, историю переписали и сделали то, о чём выше сказали Юлия и Ольга. Нечто подобное мы видели в «Движении вверх», помните? Прилизанная история и матч/концерт на двадцать минут. Разница лишь в том, что Queen всё же за фильмом присматривали.

В итоге Live Aid выглядит так, будто ВСЕ деньги собрали исключительно Queen, а все остальные музыканты нашли себя на помойке и тихо комментировали происходящее по телеку. Отношения группы, а вернее Фредди и двухмерных картонок, очень похожих на Queen, строятся на идее «ну, мы же семья». Строить рок-н-рольную, драйвовую, эпичную историю, какой она могла бы быть, по схеме, на которую опираются при создании мультиков про принцесс?! Да даже тему гомосексуализма, на которой можно и нужно было играть, умудрились запороть. Рами Малек старается, но старается настолько, что идеально вписывается в сценический образ Мика Джаггера, а это не комплимент, если твоя цель сыграть Фредди Меркьюри.

Наш вердикт: