Кинорулетка: 2004

9 ноября 2018; автор: Коллективный разум

Рассказываем о фильмах 2004 года, которые наши авторы советуют посмотреть или пересмотреть.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. Мы не ставим своей задачей рассказать о всех знаковых фильмах года — но о тех, которые именно нам запомнились.

Поехали!


Выбор Максима Поспелкова
Максим Поспелков

«Рэй» (Ray, 2004)

Режиссёр: Тейлор Хэкфорд

В ролях: Джейми Фокс, Керри Вашингтон, Реджина Кинг, Клифтон Пауэлл, Гарри Дж. Ленникс, Боким Вудбайн, Онжаню Эллис

О чём: режиссёр «Адвоката дьявола» Тейлор Хэкфорд предлагает зрителям захватывающую музыкальную историю о судьбе очень непростого и хорошего человека — хотя сразу это сложно понять — историю восхождения легенды R’n’B, соула, кантри и джаза — Рэя Чарльза. Преодолевая психологическую травму и чувство вины за случайную гибель младшего брата, а также последовавшую за ней слепоту, пробираясь сквозь ложь нечестных продюсеров, склоки с женой и любовницами, борьбу с наркотической зависимостью, предательства близких людей, изменявших отношение с ростом социального статуса, Рэй Чарльз Робинсон сумел добиться широчайшего признания, покорив своей музыкой и песнями миллионы слушателей.

2004: Печально, что Рэй Чарльз умер 10 июня 2004 года — буквально за несколько месяцев до премьеры фильма Тейлора Хэкфорда. Может быть поэтому, когда финал картины дополняется кадрами хроники, художественная и документальная реальности сходятся воедино и концовка становится удивительно близкой к реальной жизни, близкой к зрителю, приоткрывая ему понимание сложности и глубины внутреннего мира талантливых и выдающихся творческих людей.

Почему: можно предположить, что зрителям из числа наших соотечественников фильм о великом американском джазмене, даже в мастерском исполнении Джейми Фокса, будет не слишком интересен, поскольку джазовые традиции в нашей стране носят скорее экзотический характер, однако не стоит забывать, что язык музыки универсален, тем более музыки такой яркой, чувственной и страстной, как музыка Рэя Чарльза, слушая которую в правду задумаешься, что «возможно, гениев, зачастую, искушают самые хитрые демоны».

«Терминал» (The Terminal, 2004)

Режиссёр: Стивен Спилберг

В ролях: Том Хэнкс, Кэтрин Зета-Джонс, Стэнли Туччи, Чи МакБрайд, Диего Луна, Бэрри Шебака Хенли, Кумар Паллана, Зои Салдана, Эдди Джонс

О чём: Виктор Наворски (Том Хэнкс) прилетел в Нью-Йорк из восточноевропейской страны Кракожия. За время его перелёта на родине началась гражданская война, поэтому США расторгли все дипломатические отношения с Кракожией, авиационно сообщение прекратили, а визу Виктору аннулировали, и он на долгие месяцы вынужден остаться запертым в международной зоне аэропорта имени Джона Кеннеди. Несмотря на языковой барьер, проявляя находчивость и смекалку, Виктор сумел с учётом обстоятельств, достаточно неплохо обустроиться. Он деликатно избегает открытой конфронтации с начальником таможенной службы (Стэнли Туччи), налаживает тёплые и дружеские отношения с персоналом и служащими пассажирского терминала и даже начинает роман с обворожительной стюардессой (Кэтрин Зета-Джонс).

2004: Пока за стенами аэропорта развивается внешне благополучное начало двухтысячных, Спилберг подчёркивает уязвимость отдельно взятого человека, противопоставляя его чему-то большому или гигантскому, будь то бюрократическая мощь таможенной службы США, огромные толпы пассажиров или целиком весь пассажирский терминал аэропорта Джона Кеннеди.

Почему: Отчасти «Терминал» тоже про джаз, как и «Рэй». Ближе к концу фильма, зрителю откроется цель поездки Виктора Наворски в Нью Йорк — взять автограф для отца у знаменитого американского джазового саксофониста Бенни Голсона (играет самого себя). И, как многие фильмы Спилберга, он очень музыкален, благодаря многолетнему сотрудничеству режиссёра с Джоном Уильямсом.

Стоит отметить, что когда «Терминал» вышел на экраны, мнения зрителей и критиков разошлись, некоторые особо недовольные называли его «худшим режиссёрским проектом». Уж слишком сладкой, сентиментальной, дружелюбной и «беззубой» получилась история. Фильм действительно сделан очень профессионально, в нём не к чему придраться с этой точки зрения, кажется, что он просто идеален, как и главный герой, а каждый второстепенный персонаж очень вовремя толкает свою линию, поддерживая ровный и чёткий темп всей истории.

В работах Спилберга ванильная сентиментальность часто сталкивается и уравновешивается лёгкой ироничностью. Режиссёр регулярно подчёркивает гуманистическую направленность своих работ, наполняя их безупречными съёмочным техниками и приёмами, поэтому оторваться от его кино крайне сложно. Спилберг не был бы Спилбергом, если бы для съёмок не построил огромную копию пассажирского терминала, на территории которого ему мастерски удалось заставить зрителя следить за человеком, день ото дня пребывающего в поисках выхода из того тупика, в котором он оказался.


Выбор Валентины Ивашовой
Валентина Ивашова

«Ван Хельсинг» (Van Helsing, 2004)

Режиссёр: Стивен Соммерс

В ролях: Хью Джекман, Кейт Бекинсейл, Ричард Роксбург, Дэвид Уэнэм, Шулер Хенсли, Елена Анайя, Уилл Кемп

О чём: Охотник за нечистью по имени Ван Хельсинг, не помнящий собственного прошлого, отправляется в глубь Карпат на охоту за графом Дракулой. Ван Хельсинг объединяет свои усилия с Анной Валери, семья которой погибла от рук легендарного вампира.

2004: Картина не пришлась по душе критикам и фанатам фильмов о вампирах, но вот обычная публика приняла ее на ура. По мотивам фильма вышла игра, мультфильм и серия комиксов. В дальнейшем фильм послужил вдохновением для нескольких режиссеров, также решивших обратиться к теме борьбы с нечистью.

Почему: Блестящий дуэт Хью Джекмана и Кейт Бекинсейл, отличная картинка и атмосфера.

Образ Дракулы в это фильме несколько отличается от каноничного, но тем и интересен: его шарм завораживает, а «невесты» сногсшибательны. В сюжет замешаны не только вампиры, но и оборотни и даже Чудовище Франкенштейна. Ван Хельсинг — мрачный человек, суровый, но способный на сочувствие и любовь, загадки его прошлого добавляют изюминку в сюжет. Анна Валери — отнюдь не бледная дева, ждущая спасения, а отчаянный воин, способный постоять за себя. И венчает все это прекрасная музыка Алана Сильвестри.

«Стэпфордские жены» (The Stepford Wives, 2004)

Режиссёр: Фрэнк Оз

В ролях: Николь Кидман, Мэттью Бродерик, Бетт Мидлер, Гленн Клоуз, Кристофер Уокен, Роджер Барт, Дэвид Маршалл Грант

О чём: Целеустремленная и пробивная Джоанна Эберхарт переживет крах карьеры, брак трещит по швам, она находится на грани нервного срыва. Муж предлагает ей переехать в идеалистический город Степфорд, где все женщины — безупречные жены, хозяйки и матери. Джоанна начинает подозревать, что причины этой идеальности не так просты, и оказывается права.

2004: Вечно актуальная тема о том, что женщина для некоторых — всего лишь объект. И его можно улучшить и апгрейдить, лишить личности, для того, чтобы жизнь стала более комфортной.

Почему: Отличные актеры, злободневный интересный сюжет. Хоровод красивых платьев и прекрасных декораций. Николь Кидман и Мэттью Бродерик сумели сыграть супругов, у которых есть проблемы, но то главное, что когда-то их соединило — любовь, все еще живо, и с её помощью они смогут победить многое.