Макс Хубахер: «Я всё время ищу вызов»

23 ноября 2018

Восходящая звезда швейцарского кино — о Голливуде, супергероях и перспективе сыграть Путина.

Не так давно в Петербурге проходил фестиваль кино Швейцарии, где нам удалось пообщаться с восходящей звездой европейского кинематографа, Максом Хубахером. Макс приехал на фестиваль, чтобы представить три картины со своим участием. Поговорили о России, молодёжи, Голливуде, байопике о российском президенте и многом другом.

Макс, вы первый раз в России?

Уже четвёртый.

То есть имеете представление о стране и людях?

Я был в Москве, в Петербурге и Новосибирске. Разные города и очень разные люди. Впечатление, что менталитет очень отличается в разных частях страны.

Вы наверняка подметили, что люди в России по большей части консервативны. Ваши фильмы затрагивают очень актуальные темы. Тему отцов и детей, ЛГБТ сообщества в спорте, и что особенно важно для нашей страны, тему фашизма. Почему в Швейцарии, стране, которая занимает лидирующие позиции в различных рейтингах по уровню жизни, проблемы, волнующие кинематографистов, примерно те же, что и в других странах, в России в том числе? Можно ли назвать это общее стремление к серьёзным темам «новой волной» в кинематографе?

Да, у меня впечатление, что приходит «новая волна». Наше поколение очень хорошо осознаёт свою ситуацию. Доступна почти вся информация, которая только может понадобится, произведено множество исследований. Фактов вокруг полно и всё, что нужно узнать — на ладони, стоит лишь достать телефон. Другой вопрос, насколько правильна и правдива эта информация.

Глобализация, постоянный обмен данными, всё это приводит к тому, что мы вынуждены разбираться с огромным количеством тем. Это как раз то, что сейчас переживаю я и моё поколение. Каждый вынужден выработать мнение по огромному количеству самых разных вопросов. Это круто.

Людям, у которых никакой позиции нет, трудно выработать своё мнение. Человек, который не в состоянии сформировать своё мнение, а это ведь нелегко, оказывается уязвим. Таких можно дискриминировать, они оказываются вне иерархической лестницы, хотя в каком-то смысле они честнее в своём неформулировании отчётливой позиции до полного понимания современной повестки.

Происходит множество глобальных социальных процессов. У людей моего круга и возраста уже нет особенного желания вступать в контакт или конфликт с темами, которые кажутся обязательными. Вегетарианство, веганство, расизм или другие вопросы, которыми принято заниматься, их не интересуют. А некоторые из протеста и вовсе не хотят принимать участие ни в чём. Аполитичность и сознательное игнорирование вообще всего. И этот фронт противостоит другому, сознательному фронту, где у людей есть потребность разобраться и подключиться к обсуждению важнейших вещей. И тема этих двух фронтов касается всего нашего поколения.

В фильме «Капитан» хорошо показана трансформация человека в чудовище. И как люди этому сознательно потворствуют. За столько лет мы отлично изучили феномен фашизма, написано много книг и исследований проведено. Мы знаем природу этого явления, как оно происходит в человеческой голове. И зная всё о болезни, кажется, что она никогда не вернётся. Но вы говорите о двух лагерях, людях, имеющих позицию и тех, кому всё равно. Это очень опасная точка, эти два мировоззрения могут превратиться в катастрофу, как в Америке во время выборов…

В Бразилии и Германии тоже. Много где, увы. У нас есть партия «Альтернатива для Германии». Немецкая правая партия, её возглавляла женщина, госпожа Фрауке Петри, но сейчас её сместили.

У нас очень опасное время. Поэтому я хотел бы сниматься в фильмах, которые подчёркивают проблему и заставляют зрителя сомневаться. Не такие фильмы, которые подсказывают, что зритель должен думать, а такие, которые позволяют потом открыть диалог. Чтобы люди собрались, подискутировали и хотя бы просто познакомились с разными мнениями друг друга.

И если такое произойдёт, то я надеюсь, что конфликты взглядов на жизнь сойдут на нет. В пользу более мирного взаимодействия, когда человек обретает бОльшую чувствительность по отношению к той или иной теме.

Вы очень молодой артист, всего двадцать пять лет, и если посмотреть на вашу фильмографию, то там множество картин на серьёзные темы и совсем нет развлекательного кино. В каких фильмах видите себя дальше?

Если история занимательная и мне интересен герой, то я берусь за работу. Если мне предлагают что-то такое, чего я раньше в кино никогда не делал, то я готов практически на всё. Я всё время ищу вызов. Только в моменты, когда я удивляю себя сам, я достигаю чего-то нового. И это безумно приятно.

А если в Голливуд позовут?

Конечно, не откажусь от такого предложения.

Даже если блокбастер?

Этот вопрос мне часто задают и я много об этом думаю. Моё отношение к этой теме всё время меняется. У меня очень большие проблемы с фильмами о супергероях. На американском кинорынке практически все большие проекты — о них. А я не понимаю, зачем их снимают в таком количестве, какой в этом смысл. Вот если бы можно было поиграть с этой традицией… Или засветиться в одной картине, а потом в другой преломить жанр и поэкспериментировать с ним.

Мне всегда везло, я никогда не использовал свою работу, как средство достижения каких-то целей. И никогда не был ориентирован на карьеру. Но мне повезло, что у меня не было такой потребности. Иногда нужно идти на какие-то компромиссы, чтобы потом сделать шаг вперёд.

С экспериментами проще будет проявить себя в Европе. Европейское кино, увы, проигрывает американскому по количеству зрителей и финансовым показателям. Но работы иногда гораздо сильнее. Как европейскому кино преодолеть эту стену?

Способ один — не надо пытаться что-то копировать. В Швейцарии киноиндустрия упорно твердит, что мы будем рассматривать наши темы, которые касаются нашей страны. Мне кажется, это правильно. Не брать универсальную тему, потому что это продаётся лучше. Поиск своей идентичности очень продуктивная позиция. По крайней мере в Швейцарии, о других странах я сказать не могу, потому что я не так много работал за пределами своей страны.

Вы же знаете, что показ «Марио» на фестивале пришлось отменить. И вы наверняка понимаете, из-за чего это произошло?

Подозреваю, что знаю. Единственное, что я могу сказать по этому поводу, что мне ужасно жаль. «Марио» показывали во всём мире. Но я и сам удивился, что так вышло.

К сожалению, у нас отношение к таким темам очень неоднозначное. В Швейцарии кинематографистам дана полная свобода, вы вольны поднимать любые темы?

Теоретически — да. Во всяком случае, за это точно не посадят в тюрьму. Но всё это зависит от финансирования. И если на финансирование не решаются, то проект ждёт сложная судьба. Могут не дать денег, потому что люди, ответственные за финальное решение, принадлежат к другому поколению. Им может показаться, что тема не будет интересовать людей. Ещё могут подумать, что проект слишком далёк от острых болевых точек. «Пусть старики умрут» и «Марио» очень долго собирали финансирование. Десять лет искали деньги.

В Швейцарии деньги на кино даёт государство?

Почти все фильмы так финансируются.

Вам не говорили, что вы напоминаете нашего президента в молодости?

Что? О боже! Покажите мне фотографию. Никогда ещё о себе такого не слышал. Я часто слышал, что у меня есть оттенки славянской внешности, но чтобы так…

Я заметил сходство, когда смотрел ваши фильмы. Может быть, лет через десять сыграете в байопике Путина?

На эту тему я выскажусь, когда буду уже в Швейцарии (смеётся).