Кадр из фильма «Хроники хищных городов»

11 фактов о фильме «Хроники хищных городов»

6 декабря 2018

В нашей традиционной рубрике рассказываем интересные и/или забавные факты о продюсерском проекте Питера Джексона.

6 декабря в прокат выходят «Хроники хищных городов» — режиссерский полнометражный дебют Кристиана Риверса под продюсерским патронажем Питера Джексона и его супруги Фрэнсис Уолш, приложившей руку к сценарию. В основе лежит тетралогия Филипа Рива «Смертные машины», и перед нами пока что — ее первая часть. Люди когда-то давно уничтожили мир за 60 минут. Теперь на Земле царят голод и истощение, а все города встали на колеса и передвигаются по планете в поисках ресурсов. Крупные города вроде Лондона поглощают мелкие — буквально. Главный герой Том Нетсуорти работает подмастерьем в Гильдии Историков, но жизнь поворачивается так, что он попадает в самую гущу мировых интриг и смертельных опасностей. Все эти неприятности имеют лицо рыжеволосой Эстер Шоу — загадочной девушки, которая стремится уничтожить Лондон и его главного военачальника Таддеуса Валентайна.

Как всегда, рассказываем вам забавные и/или интересные факты о фильме.

ВНИМАНИЕ! ДАЛЕЕ ВЫ МОЖЕТЕ СТОЛКНУТЬСЯ СО СПОЙЛЕРАМИ!

1.

Кристиан Риверс вообще-то специалист по визуальным эффектам, и за свою работу в «Кинг Конге» получил «Оскар». С Питером Джексоном он работал на «Хоббите», и режиссер решил дать Кристиану шанс визуализировать книгу Рива не только технически, но и с помощью команды «Мотор!» Причина, правда, еще была и в том, что компания Джексона Wingnut Films выкупила права на экранизацию книги в 2008 году, начала подготовку к съемкам — но потом Джексон занялся «Хоббитом», и проект пришлось заморозить. А когда кинотрилогия была закончена, Питер решил оставить себе лишь продюсерские функции у проекта.

2.

За двадцать пять лет до этого Риверс послал Джексону письмо со своими рисунками драконов и попросил найти для него работу. Питера впечатлили работы художника, он решил нанять Риверса и для начала предложил новичку заняться раскадровкой его дебютного фильма «Инопланетное рагу». С этого момента и началось их плодотворное сотрудничество.

3.

Эстер Шоу, которую сыграла исландка Хера Хильмар, по книге пережила чудовищную драму: родителей убили у нее на глазах, а ее саму изуродовали — лицо девочки обезображено жутким шрамом. В первых трейлерах картины у Эстер, однако, не было никакого шрама на лице. Фанаты забили тревогу, упрекнув создателей в том, что они хотят сделать героиню красивой. В итоге шрам на лице Эстер все-таки появился — но все равно он не такой страшный, как описывал Филип Рив. Впрочем, мы помним, что и у сериального Тириона Ланнистера остались нос и волосы — в отличие от книжного бедолаги.

4.

Тем не менее, над созданием шрама Эстер дизайнер пластичного грима Джино Акцеведо («Хоббит», «Кинг Конг») потрудился основательно. Он создал несколько вариантов при помощи программы компьютерного моделирования Zbrush. Когда Хилмар была утверждена на роль, различные шрамы начали примерять на слепок с головы актрисы. Специалисты прислушивались к тому, что сама Хильмар думала по поводу этого шрама. «Я хотела, чтобы Эстер была предельно изуродована, — говорит актриса. — Шрам не должен был украшать её». Шрам должен был быть хорошо заметен, но при этом не притягивать к себе всё внимание. «Очень непросто изобразить на экране то, что описано в книге, поскольку читатели уже нарисовали это в своём воображении, — продолжает Хильмар. — Самое главное было показать, что Эстер через многое прошла, и кем в конечном итоге стала».

5.

Один из персонажей книги и фильма — загадочный Шрайк. Это прямая отсылка к тетралогии «Песни Гипериона» Дэна Симмонса, первая часть которой была написана еще в 1989 году. Там Шрайк — робот гуманоидного типа трехметрового роста и с двумя парами рук. Он весь состоит из острых предметов — шипов, проволоки, лезвий, и попасться ему означает верную смерть. Шрайк у Филиппа Рива выступает не такой божественной фигурой: он — последний сталкер на Земле, мертвец, оживлённый при помощи новейших технологий. Несколько столетий назад с момента событий тела погибших солдат подбирали с поля боя и превращали в безжалостных, неудержимых зомби с мозгом человека и стальным телом. Когда война закончилась, Шрайк стал охотником за головами. Именно он вырастил Эстер Шоу и привил ей дурной характер.

…и тем не менее, из-за авторских прав в американском издании «Смертных машин» Шрайка переименовали в Грайка.

6.

Хотя на экране Шрайк будет появляться в виде полностью отрисованной на компьютере модели, кинематографистам было крайне важно, чтобы за компьютерной графикой скрывалась игра настоящего актёра. Выбор пал на Стивена Лэнга, которого все помнят как безжалостного полковника из «Аватара» и не менее безжалостного слепого ветерана войны из триллера «Не дыши». Лэнг согласился на роль, когда прочитал описание Шрайка и почувствовал, как у него волосы встали дыбом.

Стивен Лэнг, Роберт Шиэн (Том) и Хьюго Уивинг (Валентайн)

7.

Готовясь к роли, Стивен Лэнг черпал вдохновение в повадках хищных птиц. «Меня завораживало их терпение, кроме того, я присматривался к тому, как они усаживались на ветках, — рассказывает актёр. — Мне хотелось перенять это положение тела, несвойственное людям, в котором Шрайк мог бы отдыхать. Впрочем, он и работал иногда вприсядку. Это была одна из его отличительных особенностей».

Лэнг также наблюдал за повадками охотящихся богомолов и лебедей. Однако финальный штрих в работе над ролью Шрайка сделал видеоролик, в котором Рудольф Нуреев танцевал в балете «Лебединое озеро». «Когда Нуреев двигался, его руки оставались неподвижными, а это совершенно не свойственно людям, — объясняет Лэнг. — Во время ходьбы мы раскачиваем руками, сохраняя баланс. Нуреев отводил руки за спину и выглядел, как птица со сложенными крыльями. Это было невероятно грациозно и чем-то напоминало робота, что идеально подходило для моего персонажа».

8.

В книге время действия было целенаправленно сокрыто от читателей. Однако кинематографисты решили обозначить временные рамки более чётко. По сюжету Шестидесятиминутная Война состоялась через столетие после нашего времени, то есть примерно в 2118 году, а действие фильма происходит через 1600 лет после войны, то есть где-то в 3718 году. То есть с момента войны прошло столько времени, что период действия фильма следует называть не постапокалиптическим, а, скорее, эпохой возрождения. Земля уже оправилась после катаклизма, и на ней началась Эра Мобилизации.

9.

Филип Рив описал в книге эстетику викторианского стимпанка, и в 2008 году это казалось невероятно заманчивым для изображения на экране, но спустя годы создатели решили немного изменить дизайн фильма. Многие цифровые технологии были уничтожены, им на смену вернулись аналоговые средства связи и транспорт. Массивные города смогли двигаться быстро и плавно, несмотря на неровную поверхность, а небо бороздят летучие корабли. Чтобы воплотить все это в жизнь, декораторы фильма создали в общей сложности 70 различных площадок для съемок. Некоторые были созданы целиком, на других декораторы сделали лишь часть интерьера или экстерьера, а остальное пространство было задрапировано хромакеем. Однако не было ни одной полностью цифровой площадки. «Я хотел, чтобы актёрам всегда было, за что зацепиться взглядом», — объясняет с улыбкой Риверс.

10.

Саундтрек к фильму написал Том Холкенборг («Дэдпул», «Безумный Макс: Дорога ярости»), известный как Junkie XL. Внушительность хищного города Холкенборг решил подчеркнуть монументальными духовыми инструментами. Новозеландский симфонический оркестр, который исполнял саундтрек на запись в Веллингтоне, собрал всех известных музыкантов этой специализации, чтобы сделать «духовую запись». Вместо положенных пяти бюгельгорнов было двенадцать. Кроме того, было девять тромбонов, включая контрабасовый трамбон. Отдельно записывались струнные музыкальные инструменты. «В мире нет столько исполнителей на духовых инструментах, чтобы заглушить скрипки», — смеется композитор. Помимо оркестра, он использовал ударные, синтезаторы, бас-гитары, арфы и хор, словом, всё, что подсказывало ему вдохновение, включая крышки от мусорных контейнеров и водопроводные трубы.

11.

Фильм снимался в Новой Зеландии, для которой фантастические миры стали своеобразной визитной карточкой. Съёмки начались в Веллингтоне 20 марта 2017 года и продолжались 86 дней. Картина снималась на 10 различных площадках на территории трёх студий, включая Stone Street и Avalon, а также на трёх натурных площадках в Веллингтоне. Над фильмом работали около 1000 человек, 98% - новозеландцы. То есть Питер Джексон продолжает обеспечивать местное население рабочими местами.

На студии Stone Street съёмочную группу и актёров встретила традиционная церемония маори, которая называется пофири, включая впечатляющий танец капа хака в исполнении юных туземцев.