Кадр из фильма «Кто подставил Кролика Роджера»

Кинорулетка: 1988

7 декабря 2018; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии вспоминают любимые фильмы, вышедшие в 1988 году.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. Путешествуем мы по всей истории кино — в этом году нас занесло в 1988 год.

Поехали!


Выбор Валентины Ивашовой
Валентина Ивашова

«Близнецы» (Twins, 1988)

Режиссёр: Айвен Райтман

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Дэнни ДеВито, Келли Престон, Хлоя Уэбб, Бонни Бартлетт, Маршалл Белл, Трей Уилсон, Дэвид Карузо

О чём: В результате эксперимента по получению идеального человека родились 2 близнеца, совершенно не похожих друг на друга. Одного близнеца, Джулиуса, отправили на тропический остров, где обучали и воспитывали, а второго, Винсента, — в приют. Джулиус в 35 лет узнает правду и пускается на поиски брата, который вырос довольно непутёвым человеком. Встретившись, близнецы затевают найти свою мать. Но на хвосте у них висят преступники, которым Винсент задолжал.

1988: Арнольд Шварценеггер, до этого известный как актер боевиков, в 1988 году впервые открыл свой комический талант — в тот году него вышли «Красная жара» и «Близнецы» (но в последнем он раскрылся больше). «Близнецы» вышли в декабре 1988 года и все свои награды — премию ASCAP «Лидер кассовых сборов года» и премию Kids Choice «Любимый актёр» (она ушла Арнольду Шварценеггеру) — получили уже в последующих годах.

Почему: Брутальный Арнольд Шварценеггер в роли наивного силача с высоким интеллектом — на это уже стоит посмотреть. Но и в целом фильм отличный, Шварценеггер и Денни ДеВитто неплохо сыгрались, и близнецы из них получились убедительные. Это замечательная смешная комедия про семейные связи, которые существуют, даже если ты не в курсе, что у тебя есть брат. О том, что жизнь можно изменить к лучшему, а люди способны измениться в лучшую сторону.

«Опасные связи» (Dangerous Liaisons, 1988)

Режиссёр: Стивен Фрирз

В ролях: Гленн Клоуз, Джон Малкович, Мишель Пфайффер, Свузи Кёрц, Киану Ривз, Милдред Нэтвик, Ума Турман, Питер Капальди, Джо Шеридан

О чём: Франция, славящийся своей галантностью XVIII век. Маркиза де Мертей — светская львица с незапятнанной репутацией, но за этим благопристойным фасадом скрывается жестокая интриганка, желающая отомстить за малейшую обиду и легко разрушающая судьбы людей. Виконт де Вальмон — высокородный распутник и повеса, обожающий плести интриги и обольщать женщин. Маркизе нужно разрушить репутацию юной Сесиль Воланж, невесты человека, который бросил де Мертей. Вальмон же хочет соблазнить мадам де Турвель, счастливую замужнюю женщину, чтобы упрочить свою славу непревзойденного искусителя. Маркиза и виконт начинают плести интригу, результаты которой будут непредсказуемы и разрушительны.

1988: Один из ярчайших фильмов 1988 года, вышел он в конце года и свои награды собрал уже в 1989-м и 1990-м годах — 3 премии «Оскар» (лучшие декорации, костюмы и адаптированный сценарий), 2 премии BAFTA (лучшая женская роль второго плана и адаптированный сценарий), премия «Бодил» за лучший неевропейский фильм, премия «Сезар» за лучший зарубежный фильм, премия Жозефа Плато за лучший зарубежный фильм. «Опасные связи» ввел в мир звезд юных Уму Турман и Киану Ривза

Почему: Замечательная костюмная драма и одна из лучших экранизаций романа Шадерло де Лакло «Опасные связи». В фильме очень наглядно показано, как пресыщенные люди ломают чужие судьбы для исполнения собственных прихотей. Как мало стоят чужие жизни в руках великосветских интриганов. Как легко игра людьми перерастает в трагедию. Но возможен и бумеранг, который ударит и по самим интриганам.

Потрясающий актёрский состав делает фильм еще ярче, игра Гленн Клоуз и Джона Малковича бесподобна. Костюмы и декорации, получившие Оскар совсем не зря, погружают в эпоху галантного века, где постоянное стремление к празднику жизни, а главными задачами были борьба со скукой и исполнение капризов, что порождало порой чудовищ в человеческом обличии.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Большой» (Big, 1988)

Режиссёр: Пенни Маршалл

В ролях: Том Хэнкс, Элизабет Перкинс, Роберт Лоджа, Джон Хёрд

О чём: Джошу тринадцать, он не вышел ростом и очень хочет подрасти. Обнаружив на ярмарке автомат по исполнению желаний, он загадывает именно это. Иногда, загадывая желания, нужно быть предельно точным в формулировках.

1988: Фильм, который изначально хотел снимать Стивен Спилберг, окончательно закрепил Тома Хэнкса в ряду лучших американских актёров своего поколения. До его оскаровского рекорда оставалось ещё немного времени, но первую номинацию он получил именно в этом году.

Почему: Классическая комедия с классическим Томом Хэнксом в самом расцвете своего комедийного таланта — что может быть лучше для вечера выходного дня? «Большой» выдерживает многочисленные пересмотры, совершенно не приедается, да и удовольствие от него получаешь не только из чувства ностальгии.

«Кто подставил кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit, 1988)

Режиссёр: Роберт Земекис

В ролях: Боб Хоскинс, Кристофер Ллойд, Джоанна Кессиди

О чём: О том, что даже маленькому кролику требуется морковный пирог и игра в ладушки.

1988: Роберт Земекис, сделавший в восьмидесятые много всего революционного, в этом году выпустил художественный фильм с огромным количеством анимации. Он не только задал новый тренд, но и вдохнул новую жизнь в жанр короткометражных мультфильмов, постепенно сходивший на нет.

Почему: Кролика Роджера очень сложно не любить. Кролика Роджера очень сложно критиковать. Яркий, остроумный, разошедшийся на крылатые фразы (не только в оригинале, но и в отличном советском дубляже), подходящий как для детей, так и для взрослых. И при этом, по всем внешним признакам — нуар, с детективом, запутанным преступлением, роковой женщиной и криминалитетом. За последнее фильм Земекиса критиковали, но право же, в каком еще нуаре дело расследуется в нарисованном городе, а преступление заключается в том, что мультяшек топят в сиропе? Да и второй такой роковой женщины днём с огнём не сыщешь.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Отпетые мошенники» (Dirty Rotten Scoundrels, 1988)

Режиссёр: Фрэнк Оз

В ролях: Майкл Кейн, Стив Мартин, Гленн Хидли, Барбара Харрис, Иэн МакДермид

О чём: Французская Ривьера слишком мала для двух профессиональных мошенников — и изысканный британец Лоуренс с разбитным американцем Фрэнком решают заключить пари, чтобы решить, кому же остаться «работать» в столь тщательно подобранном выгодном местечке. Кто из них первый выманит 50 тысяч долларов у наивной Дженет Колгейт (да-да, наследницы сделанного на зубной пасте состояния) — тот и победил.

1988: Год был богат на комедии, и даже комедий о мошенниках хватало — в этом же году вышедшая «Рыбка по имени Ванда» принесла «Оскар» Кевину Клайну, а «Битлджус» Тима Бёртона сыграл на поле мошенников потусторонних. «Отпетые мошенники» же прошли немного тише — впрочем, принеся Майклу Кейну номинацию на «Золотой Глобус» (он проиграл Тому Хэнксу из «Большого»).

Почему: Милейшая, очаровательнейшая водевильная комедия, добравшаяся до советских зрителей в видеосалонах — и покорившая целое поколение, ведь тут есть все, что надо — обаятельные мошенники, прекрасный сеттинг и совершенно каникулярное настроение.

В 2019 году нас ждет ремейк с Ребел Уилсон в главной роли. Заранее трепещем.

«Крепкий Орешек» (Die Hard, 1988)

Режиссёр: Джон МакТирнан

В ролях: Брюс Уиллис, Бонни Беделиа, Алан Рикман, Александр Годунов

О чём: нью-йоркский полицейский приезжает на Рождество к жене в Лос-Анджелес, и как назло ровно тот небоскреб, в котором расположена ее компания, притягивает внимание жаждущего денег Ханса Грубера и его банды. Впереди — захват заложников и попытки Джона МакКлейна всех спасти. Это трудно, когда у тебя и носков-то нет.

1988: лучший рождественский фильм всех времен и народов вышел в прокат летом, собрал немаленькую кассу, научил нас всех выражению yippee-ki-yay motherfucker, превратил комедийного актера Брюса Уиллиса в последнего героя боевика и породил такое количество продолжений, что до сих пор им конца-края не видно. Фильм занимает 20 место в списке журнала Empire лучших фильмов в истории, а лично Джон МакКлейн — 7 место в списке лучших киногероев того же журнала. При этом сам герой — плоть от плоти 80-х, когда старые герои со стоическим мировоззрением и спасением вселенной одной левой уже устарели, а нового все еще искали. Вот он и нашелся.

Почему: Можно придумать добрый десяток причин того, почему фильм МакТирнана завоевал свое место в наших сердцах — от «негероического» героя до максимально напряженного экшна, сосредоточенного в едином месте и на протяжении всего нескольких часов, да не забыть еще и первую кинороль Алана Рикмана (что бы дальше кино без него делало).