Оскар: Промежуточные итоги и прогнозы

21 января 2019

22 января будут объявлены очередные номинанты на «Оскар». По сложившейся традиции мы подводим промежуточные итоги и пытаемся угадать, кто войдет в пятерки лучших.

22 января состоится одно из самых ожидаемых событий в мире кино — объявление номинантов на «Оскар». Из тех фильмов, которые мы в сентябре считали перспективными для гонки, на плаву удержались только три, и каждый из них уже успел побывать в лидерах. Кроме них, появилось несколько неожиданных кандидатов, а многие из тех, на кого рассчитывали изначально, также неожиданно подвели. «Золотой Глобус» особой ясности не внёс, скорее, еще больше спутал все карты. Несмотря на то, что победителей во многих категориях предугадать довольно сложно, пятерки номинантов более-менее очевидны.

Лучший фильм

На данный момент больше всего побед у автобиографического фильма Альфонсо Куарона «Рома», в котором режиссёр успевает не только вспомнить о собственном детстве и вырастившей его служанке, но и затронуть судьбу Мексики в семидесятые годы. Куарон — любимчик Киноакадемии, и уже сейчас может рассчитывать как минимум на несколько наград, но небольшая загвоздка заключается в том, что «Рома» снята целиком на испанском языке с мексиканскими актерами. Станет ли это весомым препятствием, и не слишком ли отстраненную форму выбрал режиссёр? Если говорить о другом изначальном фаворите — дебютном фильме Брэдли Купера «Звезда родилась» — то здесь тоже изначально было все хорошо, и, что немаловажно, фильм отмечен номинациями на премиях всех гильдий. При этом «Золотой Глобус» он получил только за лучшую песню, в технических номинациях имеет достаточно серьёзных конкурентов, на победу в сценарии тоже не особо рассчитывает, а шансы Купера получить актёрский «Оскар» на данный момент крайне невелики. У «Черного клановца» Спайка Ли хороший приём и злободневная тематика, но пока он ограничивается номинациями. «Если Бил-Стрит могла бы заговорить» Барри Дженкинса не добирает и их, и в целом, к сожалению, мало на что претендует. «Зеленая книга» Питера Фарелли, появившаяся из ниоткуда в сентябре и победившая на кинофестивале в Торонто, по всем маячкам идёт неплохо, но постоянно обвиняется то в расизме, то в искажении фактов, то Вигго Мортенсен опять скажет что-то не то. С другой стороны, Гильдии продюсеров многочисленные скандалы не помешали отдать награду именно этому фильму. «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса нравится всем, но дисквалифицирована гильдией сценаристов, не номинирована режиссёрами и слишком уж специфична для среднестатистического американца. Наконец, совершенно неожиданным кандидатом на победу оказалась «Богемская рапсодия», собравшая рекордный бокс-офис, несмотря на разгромную критику активно отмечаемая на премиях гильдий и взявшая «Золотой Глобус» в категории «лучший фильм». Также шансы на попадание в десятку остаются у «Власти», «Чёрной пантеры» «Восьмого класса» и даже у «Тихого места», очень неплохо показавшего себя в бокс-офисе и регулярно отмечаемого на премиях критиков и гильдий.

  • «Зеленая книга»
  • «Звезда родилась»
  • «Рома»
  • «Богемская рапсодия»
  • «Фаворитка»
  • «Чёрный клановец»
  • «Чёрная пантера»
  • «Власть»
  • «Восьмой класс»
  • «Если Бил-Стрит могла бы заговорить»

Лучший режиссёр

Альфонсо Куарон собирает в этой категории все награды, которые только может. Гегемония мексиканских режиссёров, за последние годы прерванная только один раз, продолжается, и нет никаких причин, по которым сейчас может победить кто-то другой. Для проформы остаётся дождаться только награды от DGA. Ему на руку и нынешняя политическая ситуация, и автобиографичность проекта, и то, что в его фильме задействованы непрофессиональные актёры. В целом пятёрка номинантов здесь более-менее сформировалась — у Купера успешный дебют, у Ли актуальная тематика, у Фарелли фильм, который всем более-менее нравится — и вопрос заключается только в том, попадёт ли в пятёрку Лантимос, или «Фаворитка» слишком уж специфична, даже при всей своей компромиссности.

  • Альфонсо Куарон, «Рома»
  • Брэдли Купер, «Звезда родилась»
  • Питер Фарелли, «Зелёная книга»
  • Спайк Ли, «Чёрный клановец»
  • Йоргос Лантимос, «Фаворитка»

Лучшая мужская роль

Ситуация в этой категории запутана как никогда раньше. Ассоциации критиков из последних сил поддерживают Итана Хоука, который, тем не менее, проигнорирован на всех крупных кинопремиях, включая BAFTA. Всё идет к тому, что он может быть не номинирован вовсе. Брэдли Купер мог бы рассчитывать на победу, но критики поддерживают Хоука, а «Золотой Глобус», который мог решить многое, получил Рами Малек, и если ему же отойдут SAG и BAFTA (что весьма вероятно), то вопрос будет закрыт. За него и личность Фредди Меркьюри, и кассовые сборы «Богемской рапсодии», и даже происхождение. Вигго Мортенсен, тоже играющий существовавшего в реальности персонажа, и имеющий, ко всему прочему, сильный личный нарратив, наговорил за этот сезон много лишнего, а «Золотой Глобус» получил Кристиан Бейл. Последний (очередной раз резко набравший, а потом сбросивший вес) тоже может считаться теневым фаворитом, но, во-первых, Дик Чейни до сих пор здравствует, а во-вторых, пока до конца не понятно, насколько сильно понравилась «Власть» Киноакадемии. У Джона Дэвида Вашингтона, имеющего в активе актуальный фильм и личные связи, хорошие шансы на то, чтобы замкнуть пятёрку. Прости, Итан, ты был лучшим.

  • Рами Малек, «Богемская рапсодия»
  • Брэдли Купер, «Звезда родилась»
  • Вигго Мортенсен, «Зелёная книга»
  • Джон Дэвид Вашингтон, «Чёрный клановец»
  • Кристиан Бейл, «Власть»

Лучшая женская роль

Оливия Колман, собравшая наибольшее количество наград у критиков, номинированная на SAG и BAFTA и получившая «Золотой Глобус», до недавнего времени казалась неоспоримым победителем. Сумятицу неожиданно внесла Гленн Клоуз, получившая «Глобус» в категории «лучшая актриса в драме». В своей блестящей благодарственной речи она заметила, что работает в кино и на сцене уже сорок четыре года. За сорок четыре года карьеры у Гленн Клоуз нет ни одного «Оскара» и ни одной награды актёрской гильдии. Об этом безупречном нарративе с начала сезона все уже успели подзабыть, и речь Клоуз оказалась уместна, как никогда. SAG, как известно, любит воздавать тем, кому давно было пора воздать, так что Колман может рассчитывать только на поддержку BAFTA. И даже в этом случае нарратив Клоуз, помноженный на актуальность её роли, может перевесить. Академики имеют полное право счесть, что в «Фаворитке» не одна, а три главные роли, а значит, и отмечать Колман в этой категории нет смысла. Кроме Клоуз и Колман, сохраняются шансы на номинацию у сменившей амплуа Мелиссы Маккарти. Леди Гагу тоже со счетов не списываем. На последнее место много претенденток — и Николь Кидман с тяжёлым гримом, и сыгравшая в «Роме» Ялица Апарисио, и Эмили Блант. В номинацию может попасть любая, но я остановлюсь на первом варианте. Судя по раздаче PGA, «Рома» зашла Киноакадемии не так сильно, как всем остальным.

  • Оливия Колман, «Фаворитка»
  • Гленн Клоуз, «Жена»
  • Леди Гага, «Звезда родилась»
  • Мелисса Маккарти, «Сможете ли вы меня простить?»
  • Николь Кидман, «Время возмездия»

Лучшая мужская роль второго плана

Махершала Али, отмеченный не только ассоциациями критиков, но и «Золотым Глобусом», а также номинированный на SAG и BAFTA, уверенно двигается к своему второму «Оскару». Против могут сработать только периодически появляющиеся вокруг «Зелёной книги» скандалы, но ни один из них не касается лично его. Если же Киноакадемия решит наградить кого-то другого — есть недооцененный характерный британский актёр Ричард Э. Грант, также номинированный везде, где необходимо, с не менее яркой и выигрышной ролью. Радостно будет за любого из них. Также неплохо идут по сезону Адам Драйвер и Тимоти Шаламе. У Сэма Эллиота нет нескольких важных номинаций, но здесь, как мне кажется, личного нарратива и успешности фильма Купера должно быть достаточно. Если же нет, всегда можно добавить Сэма Рокуэлла.

  • Махершала Али, «Зелёная книга»
  • Ричард Э. Грант, «Сможете ли вы меня простить?»
  • Адам Драйвер, «Чёрный клановец»
  • Тимоти Шаламе, «Красивый мальчик»
  • Сэм Эллиот, «Звезда родилась»

Лучшая женская роль второго плана

Эта категория на данный момент кажется единственной, в которой может быть отмечен победой фильм Барри Дженкинса «Если Бил-Стрит могла бы заговорить». За Реджиной Кинг — награды от ассоциаций критиков и «Золотой Глобус», выигранный у ближайшей конкурентки. С другой стороны, она не номинирована на SAG и BAFTA. Вторым номером идёт Эми Адамс, работа которой принята более прохладно, но здесь может сработать личный нарратив. Если она получит SAG, то будет уже чуть полегче, но опять же, как и в ситуации с Бейлом, всё зависит от того, насколько Киноакадемии понравится фильм. Стоун и Вайс давно закрепились в пятёрке, и остаётся только пожалеть о том, что дело ограничивается номинациями. За последнее место может уцепиться Клер Фой — у неё номинация на BAFTA, и есть надежда, что «Человек на Луне» будет отмечен не только в технических категориях.

  • Реджина Кинг, «Если Бил-Стрит могла бы заговорить»
  • Эми Адамс, «Власть»
  • Эмма Стоун, «Фаворитка»
  • Рэйчел Вайс, «Фаворитка»
  • Клер Фой, «Человек на Луне»

Лучший оригинальный сценарий

Если «Зелёной книге» не помешают многочисленные скандалы, и если извинений Ника Валлелонги будет достаточно, то победитель здесь очевиден. У этой несложной, доступной, в меру забавной истории, объясняющей на пальцах важные вещи и имеющей своих поклонников, больше шансов, чем у чересчур эксцентричной и британской «Фаворитки». Сценария и Али хватит, чтобы закрепить победу в главной категории. Если же нет — то «Фаворитка» как вариант тоже неплохо. На оставшиеся три места претендуют несколько фильмов, из которых хочется остановиться на тех, кого критики отмечают чаще. И на Куароне.

  • «Зелёная книга»
  • «Фаворитка»
  • «Власть»
  • «Рома»
  • «Восьмой класс»

Лучший адаптированный сценарий

Несмотря на то, что Спайк Ли на данный момент довольствуется номинациями, списывать его со счетов тоже не стоит. Его мало критикуют, он всем нравится, и категория «лучший адаптированный сценарий» довольно слаба. С другой стороны, нет важной номинации на US Scripter Award, но плохо верится в то, что «Черный клановец» останется без единой награды. В пятёрку могут попасть и Николь Холофсенер, и Брэдли Купер, и даже «Чёрная пантера». Адаптации комиксов раньше не особо отмечали, но, после «Логана», всё может быть. Остается только надеяться на то, что и Барри Дженкинсу хватит места.

  • «Чёрный клановец»
  • «Сможете ли вы меня простить?»
  • «Звезда родилась»
  • «Если Бил-Стрит могла бы заговорить»
  • «Чёрная пантера»

Лучший оператор

Все ассоциации критиков со стопроцентной уверенностью утверждают, что лучший оператор этого года — Альфонсо Куарон. Сложно сказать, с чем это связано: с общей любовью к «Роме», с тем, что операторский стиль во многом напоминает Эммануэля Любецки (режиссёр признаёт, что консультировался с ним перед съемками), или с чем-то еще. Сейчас последнее слово остается за BAFTA и гильдией операторов, и если и они отдадут награду Куарону, то интриги в этой категории не будет. Более эффектные и технически сложные работы Лукаша Зала, Мэттью Либатика и Робби Райана пока остаются ни с чем, а Линус Сандгрен и вовсе идёт ко дну вместе с «Человеком на Луне», но проблем с номинацией возникнуть не должно.

  • Альфонсо Куарон, «Рома»
  • Лукаш Зал, «Холодная война»
  • Робби Райан, «Фаворитка»
  • Мэттью Либатик, «Звезда родилась»
  • Линус Сандгрен, «Человек на Луне»

Лучший фильм на иностранном языке

В тот момент, когда Мексика выдвинула «Рому» в категории «лучший иностранный фильм», стало понятно, что здесь гонка окончена. Даже если Киноакадемия сочтет работу Куарона слишком специфической для того, чтобы отдать ей главную награду вечера, с награждением в этой категории проблем не возникнет. «Холодная война» и «Магазинные воришки» — призёры Каннского кинофестиваля, у «Перелётных птиц» отличная критика. Может быть, в любой другой год, Польша, Япония и Колумбия могли бы рассчитывать на «Оскар», но не во время бесконечных дискуссий о необходимости стены на мексиканской границе.

  • «Рома»
  • «Магазинные воришки»
  • «Холодная война»
  • «Виновный»
  • «Перелётные птицы»