Синемафия посмотрела: «Две королевы»

21 января 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Две королевы».

Второй фильм, который Синемафия посмотрела на этой неделе — «Две королевы». Разбираемся, почему несмотря на участие Сирши Ронан и Марго Робби, наши авторы оценили картину лишь «на троечку».

Юлия Данилина

От «Двух королев» получаешь примерно то, что изначально ждёшь от исторических фильмов. Очень красивые костюмы, не менее красивые пейзажи Англии и Шотландии, приятные актёры на главных ролях, актуальная история противостояния женщин в мужском мире. Есть и несколько красивых мизансцен, что неудивительно, учитывая театральное прошлое Джози Рурк. Исторические факты немного переиначены, чуть сдвинуты акценты, но раз уж изначально решили снять кино о Сильных Женщинах, то почему нет.

Загвоздка получается в следующем: Джози Рурк слишком старается снять фильм о Сильных Женщинах. Из-за этого страдают мужские персонажи, а хорошим актёрам приходится играть откровенную мебель. Что до актрис, то и Сирше Ронан, и Марго Робби, конечно, выданы сильные сцены (включая ставшую классической встречу Марии и Елизаветы, которой в реальности никогда не было), но так получается, что и их героини не вызывают того восхищения, которое должны были. Мария слишком похожа на маленькую капризную девочку, идущую против брата и всего двора только потому, что ей так хочется. Как она собиралась занять английский престол — загадка. Также удивительно, каким образом больше сорока лет удержалась на престоле Елизавета, в которой не чувствуется ни жесткости, ни властности, ни способности править большим государством. И одной, и другой манипулируют плохие мужчины, и в этой попытке выставить главных героинь жертвами создатели перегибают палку. Так и выходит, что в этом противостоянии мужского и женского мира мужчины слишком схематичны, а женщины (королевы, на секундочку) слишком ведомы, и никого не жалко. Кроме платьев, но они не пострадали.

Ольга Володина

В книге Джозефины Тэй «Дочь времени» дана, кажется, ровно та характеристика, которой вдохновлялись сценарист Бо Уиллимон и режиссер Джози Рурк при работе над образом Марии Стюарт: «Ее трагедия в том, что она, королева, родилась со взглядами провинциальной домохозяйки, которой хочется одержать верх над миссис Тюдор с соседней улицы». Вдохновлялись, возможно, не осознанно: в фильме достаточно политики, но куда больше создателей интересует, счастливы ли обе королевы в личной жизни, с кем и как они спят, и даже особенности женской гигиены в средние века. В итоге противостояние двух героинь в фильме показано как борьба более молодой и красивой женщины с более успешной, но при этом старшей. Женщины в первую очередь, королевы — в сотую. И в этом одновременно удача фильма (это красивое мыло для историю не знающих) и его беда (это мелодрама, а не явно задуманная авторами исторически-политическая драма).

Как и полагается в мелодраме, лучшее здесь — актрисы в главных ролях и платьюшки. К удивлению, Марго Робби — формально играющей вторую скрипку, ведь и в оригинале фильм называется «Мария Шотландская», и сконцентрирован на ее истории, — достались самые эффектные сцены; в итоге злодеистая Елизавета вызывает больше эмоций, чем вся-такая-правильная-Мария. Сирше Ронан, красавице и умнице, играть практически нечего, настолько ее героиня вышла карамельно-хорошей: недаром номинации на премии достались Марго, а не ей. А уж их костюмы вызывают самые большие восторги — и То Самое Синее Платье Сирши с афиш и первых опубликованных кадров, и отливающее золотом платье Марго, и красное платье Марии из пролога-финала, и даже костюмы придворных дам. Мужчины тут выполняют роль то ли все портящих домовых, то ли домашних собачек; за исключением отлично сыгранного Гаем Пирсом лорда Сесила никакой пользы они не приносят. Это история в первую очередь гендерная, и Джози Рурк ни на минуту не дает об этом забыть, подчас жертвуя исторической достоверностью ради передачи современной повестки. Впрочем, если начать упрекать фильм в исторических ляпах — то мы с вами застрянем в обсуждении надолго; именно поэтому лучше считать фильм честной мелодрамой, так он работает куда эффектнее. Про то, как тяжко девушкам, когда вокруг одни козлы.

Наш вердикт: