Кадр из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа»

Кинорулетка: 1993

25 января 2019

Авторы Синемафии садятся в машину времени и вспоминают знаковые фильмы 1993 года.

Принцип нашей кинорулетки очень прост: мы берем определенный год и рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. В этот раз перед нами — 1993 год.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Скалолаз» (Cliffhanger)

Режиссёр: Ренни Харлин

В ролях: Сильвестр Сталлоне, Джон Литгоу, Майкл Рукер, Джанин Тернер

О чём: отменный скалолаз Гейб Уокер почти бросает своё ремесло, виня себя в потере близкого человека, однако сигнал SOS вынуждает его снова вернуться в горы. Ни он, ни его напарник не знали, что откликнувшись на этот сигнал, они вступили в опасную игру с наёмниками среди снежных вершин.

1993: помимо стандартной для Сталлоне истории, в фильме смелые каскадёрские трюки и впечатляющие (для своего времени) эффекты, которые принесли картине три технические номинации на «Оскар», однако и «малиновая» номинация не обошла Харлина стороной.

Почему: снять «боевик в горах» непросто. У Слая и Ко получилось разбавить банальный сюжет необычными локациями, шикарными видами, рискованными прыжками без страховки и, несмотря на некоторую наивность, фильм стал культовым для своей эпохи.

«Беглец» (The Fugitive)

Режиссёр: Эндрю Дэвис

В ролях: Харрисон Форд, Томми Ли Джонс, Джо Пантольяно, Джулианна Мур

О чём: доктор Ричард Кимбл обвиняется в убийстве жены, которого он не совершал. По дороге на смертную казнь ему удаётся сбежать и это его последний шанс найти правду, ведь по его следам уже идёт маршал Сэм Джерард, один из самых опытных в своём деле.

1993: эталонный образец погони в кино, «Беглец» сочетает в себе драйв, экшен, первоклассную актёрскую игру и сюжет, заставляющий и в десятый раз смотреть фильм, не отрывая глаз от экрана. Работа Томми Ли Джонса была оценена по заслугам и за роль федерального маршала он получил множество призов, в том числе и «Оскар». Его персонаж даже заслужил сиквел: спустя пять лет в фильме «Служители закона» попытались воссоздать атмосферу «Беглеца».

Почему: Харрисон Форд и Томми Ли Джонс всего-то играют в кошки-мышки, но зрелище это что надо. Иногда всё гениальное — просто.

«Что гложет Гилберта Грейпа?» (What's Eating Gilbert Grape)

Режиссёр: Лассе Халльстрём

В ролях: Джонни Депп, Леонардо ДиКаприо, Джульетт Льюис

О чём: простой парень Гилберт, старший сын в семье, заботится о своих близких, задвигая на задний план амбиции и мечты. Однажды в их маленьком городке появляется девушка, вынужденная ждать починки мотора своего трейлера.

1993: одна из лучших ролей Джонни Деппа, который сыграл печального парня из маленького городка, обречённого на судьбу тягловой лошадки для своей семьи. Хорош здесь и совсем юный Лео, получивший тогда свою первую номинацию на «Оскар».

Почему: история Гилберта — довольно распространённая, универсальная даже для нового поколения. Родителям стоит посмотреть с подрастающими тинейджерами, каждый прочитает свой смысл и что-то да поймёт для себя. Дуэт Деппа с Льюис и мальчишка ДиКаприо точно стоят вашего внимания.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Восточное / С востока» (D’Est, 1993)

Режиссёр: Шанталь Акерман

О чём: О пассажирах, чей поезд окончательно сгорел, а новый никак не подвезут. Так и сидят на вокзалах и автобусных остановках.

1993: В первые годы существования Российской Федерации, когда многие кинематографисты пытались осмыслить то, что произошло, Шанталь Акерман приехала с оператором в Москву и села в машину, проезжавшую по заснеженным улицам.

Почему: «Восточное» — несомненный документ времени, но Акерман концентрирует внимание не на его внешних приметах, а на внутреннем состоянии людей, попадающих в объектив. Камера медленно снимает сумеречные зимние пейзажи, огромные очереди на остановках и толпы в метро и на вокзале. Многие из тех, кто жил в то время, помнят эти очереди, но дело не только в этом — Акерман удалось отобразить то, как чувствовал себя среднестатистический россиянин в начале девяностых. Ещё вчера было всё хорошо, а сегодня ты на обочине, автобуса нет, снег никак не прекратится, а кто-то из проезжающей машины фотографирует этот бардак. Кроме ёмкой образности, которая производит сильнейшее впечатление, даже если смотришь фильм не в том виде, в каком он задумывался (он был частью инсталляции), он может быть интересен и из сугубо ностальгических соображений. Поневоле начинаешь гадать, попадет ли сейчас в объектив твой дом или район, нет ли в толпе знакомых лиц, и где был ты зимой девяносто второго, когда Шанталь Акерман была в Москве.

«Обнаженная / Нагие» (Naked, 1993)

Режиссёр: Майк Ли

В ролях: Дэвид Тьюлис, Лесли Шарп, Кэтрин Картлидж, Грегг Краттуэлл

О чём: О человеке, которого настолько злило состояние современного ему мира, что он не мог не вести себя как полный засранец.

1993: На Каннском кинофестивале 1993 года фильм Майка Ли унес сразу две награды — за лучшую режиссуру и за лучшую мужскую роль (врученную Дэвиду Тьюллису).

Почему: Майк Ли был не единственным режиссёром, снявшим фильм о молодом нервном человеке, остро чувствующем кризис начала девяностых, но у него хватило таланта для того, чтобы его работа до сих пор считалась одной из лучших. Пригодился и его уникальный режиссёрский метод, и талант драматурга, и точный подбор актёров. В творчестве Ли слабых мест почти нет, но «Обнажённая» (или, если переводить более точно, «Нагие») — тот случай, когда безупречно сработало все, вплоть до операторской работы, монтажа и музыки. И Дэвид Тьюлис здесь хорош так, как никогда не был ни до, ни после. Мы не знаем, кто такой Джонни — патентованный козёл, сумасшедший, пророк, или вообще Иисус — и ему подходит каждая из этих трактовок. В конце концов, какое время, такие и пророки.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Прощай, моя наложница» (霸王別姬)

Режиссёр: Чэнь Кайгэ

В ролях: Лесли Чун, Чжан Фэнъи, Гун Ли, Ки Лу

О чём: на протяжении многих лет друзья Шиту и Дуцзи поют одну и ту же оперу — «Прощай, моя наложница» о следующей за терпящим поражение в войне ваном наложнице, которая решает убить себя, но не бежать. Они вместе учились опере под жестким наставничеством мастера Гуама, и с детства каждому было предопределено амплуа — Шиту исполняет роли амплуа цзин (это мужское амплуа, для храбрых воинов), Дуцзи — дань (женское амплуа). В жизни же все не так просто, как на сцене, когда вокруг то японская оккупация, то культурная революция.

1993: гонконгский фильм взял Золотую Пальмовую Ветвь на Каннском кинофестивале, был признан лучшим иностранным фильмом на вручении французский национальных премий «Сезар», дошел до «оскаровской» номинации на лучший фильм на иностранном языке. Вокруг него даже был маленький скандал — в Китае фильм на месяц запрещали к прокату из-за неверное освещения культурной революции, а в США в прокате фильм порезали (и сделали это крайне неудачно).

Почему: почти трехчасовой эпик, описывающий едва ли не пятьдесят лет истории Китая сквозь призму пекинской оперы и отношений между главными героями — и смотрится на одном дыхании. Фантастической красоты съемки (оператор Гу Чанвэй был также номинирован на «Оскар»), костюмы и ощущение инопланетности происходящего — когда в яркий мир пекинской оперы врывается грубая реальность в виде то японских солдат, то протестующих рабочих. И, конечно, прекраснейшая Гун Ли — как-то ли яблоко раздора между двумя героями, то ли единственный персонаж с яйцами в их троице.

«Совершенный мир» (A Perfect World)

Режиссёр: Клинт Иствуд

В ролях: Кевин Костнер, Клинт Иствуд, Лора Дерн, Т. Дж. Лоузер

О чём: беглый преступник берет в заложники тихого восьмилетку, а потом и заводит с ним дружбу. Но правосудие следует за ними неотступно.

1993: один из лучших — и самых недооцененных — фильмов Иствуда-режиссера; синефильский журнал Cahiers du Cinema назвал «Мир» лучшей картиной года.

Почему: большая часть картин Иствуда-режиссера отдает такой уверенной монументальностью, что подчас его более тонкие работы проходят малозамеченными. Годом накануне он стал триумфатором «Оскаров» с «Непрощенным»; «…Мир» оказался куда более камерное картиной, хотя и работающей с по сути теми же американскими архетипами. Это не только один из лучших фильмов Иствуда, это едва ли не лучшая роль Кевина Костнера.

«Много шума из ничего» (Much Ado About Nothing)

Режиссёр: Кеннет Брана

В ролях: Кеннет Брана, Эмма Томпсон, Дензел Вашингтон, Роберт Шон Леонард, Кейт Бекинсейл, Майкл Китон, Киану Ривз, Имельда Стонтон

О чём: победоносные войска дона Педро арагонского возвращаются домой- и в доме принимающего их Леонато молодые офицеры с войны переключаются на любовь. Классическая пьеса Шекспира переехала из Мессины в Тоскану, но в остальном осталась верна оригиналу.

1993: одна из самых коммерчески успешных экранизаций Шекспира — но и одновременно с тем последний совместный фильм Эммы Томпсон и Кеннета Браны перед их разводом — дико жалко; никто не снимал Эмму как Брана, и не было у Браны в фильмах больше таких актрис как Эмма.

Почему: солнечный, веселый, легкий фильм, который можно с удовольствием смотреть и пересматривать, даже если вы сюжет знаете наизусть. И даже некоторые странные кастинговые решения (Ривз в роли дона Хуана, скажем) фильм не портят.