Синемафия посмотрела: «Зелёная книга»

28 января 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Зелёная книга».

На этой неделе Синемафия посмотрела фильм «Зелёная книга», и мнения наших авторов сильно разошлись. Разбираемся, почему стоит обратить внимание на эту номинированную на «Оскар» картину и почему она может вам не понравиться.

Юлия Данилина

Расизм — одна из тех сложных и неоднозначных тем, не теряющих своей актуальности, говорить на которые по сей день необходимо. Питер Фарелли и Ник Валлелонга решили поговорить об этом предельно легко и доступно, в форме рождественской комедии, основанной на реальных событиях. Известных джазовый музыкант едет в турне по югу Америки, к концу которого много узнаёт о себе и своём народе, а также завязывает дружбу с шофёром-итальянцем. Тот, в свою очередь, во многом меняет отношение к афроамериканцам, пишет под диктовку музыканта трогательные письма жене. Можно сказать, что и музыкант, и шофёр положительно влияют друг на друга. Эту трогательную историю разыгрывают номинант на «Оскар» Вигго Мортенсен и лауреат «Оскара» Махершала Али, за кадром звучит отличная музыка, и нет ничего, что должно пойти не так. Вроде бы.

Загвоздка в том, что практически ничего из вышеперечисленного не работает. Мортенсен играет невероятно стереотипного итальянца, которого уже успели окрестить «Сопрано для нищих». Али только благодаря собственному таланту не срывается в карикатуру, учитывая то, что на бумаге его персонаж — не менее стереотипный заносчивый афроамериканец. Юмор заключается в том, что первый заставляет второго есть курицу, а социальный посыл — в том, что первый заявляет второму, что намного лучше знает чёрных. Будь Валлелонга чуточку умнее, он бы понял, что подобный диалог со стороны звучит как проявление расизма, даже если он таковым не задумывался. Режиссура Фарелли примитивна настолько, насколько это возможно, и то же самое можно сказать о его чувстве юмора, не ставшего лучше со времен комедий девяностых. Как уже было сказано выше, единственное светлое пятно фильма — Махершала Али, за все награды которого радостно, но этот фильм совершенно его не стоит. В любом случае приятно, что мы наконец-то сейчас наблюдаем появление чернокожего актёра уровня Сидни Пуатье.

Ольга Володина

Юля выше упрекает фильм в том, что он не работает, автора сценария — в глупости, а режиссера — в отсутствии чувства юмора. Надо сказать, что это тот самый случай, когда красота — в глазах смотрящего.

Да, «Зеленая книга» позволяет себе не быть «Душной ночью в Каролине» и не разыгрывать сегрегацию на манер древнегреческой трагедии (хотя и заимствует из нее хор, представленный тут многочисленными родственниками главного героя). Это не ее беда — это как раз ее выигрышная сторона, когда пятьдесят лет спустя можно затронуть какой-то важный вопрос и в духе традиционного hallmark movie и сугубо развлекательного фильма. Потому что ей-богу, чтение морали за прошедшие годы в бессчетных фильмах о страданиях черных на Юге надоело хуже горькой редьки — и если можно найти иную форму донесения той же мысли без обязательного заламывания рук и рыданий, так слава богу. Именно форматом фильма и обусловлена некоторая утрированность персонажей — что в случае Болтуна, целиком и полностью искусственно создающего свой образ, вполне оправдано: он старательно подает себя как не очень далекого стереотипного италоамериканца и потом умело этим пользуется. Создать образ, в котором видны оба плана — несомненная удача Вигго Мортенсена, более чем достойная номинации на «Оскар» (да и самого «Оскара», собственно). У Али задача была еще сложнее — из всего-такого-правильного героя сделать человека, которому захочется сопереживать и сочувствовать, не потеряв при этом максимально сдержанной манеры игры; и он тоже этого ухитряется добиться.

«Зеленая книга» — точное отражение своего главного героя: она кажется настолько легкой и простой, что тонкому киноману может захотеться махнуть рукой, мол, слишком просто. Но это обманная, кажущаяся простота; рассказать в формате реальной истории притчу, при этом не сопроводив ее финальным ударом в челюсть от морали — это дорогого стоит.

Максим Девяткин

Рассказать историю о дружбе итальянского американца в первом поколении с чернокожим музыкантом-эстетом можно было иначе. Можно было сделать акцент на суровой мафиозной жизни Болтуна и его огромной семьи в итальянском районе Нью-Йорка или уйти с головой в проблемы самоидентификации одинокого виртуоза, которого со всех сторон давят. Тогда это была бы очередная попытка сыграть «на теме», которую мы видим каждый год по много раз, а последние пять лет от таких поделок уже просто тошнит, согласен с Ольгой. Стыдно и за актёров, которые в этом играют, жалко, что в наградном сезоне чьё-то место занимают подобные фильмы и ругать их, ах ты боже мой, нельзя, потому что автоматом станешь расистом. Но к счастью, всё это не о «Зелёной книге».

Именно комедийный опыт Питера Фаррелли помог сделать эту грустную порой историю доступной и открытой юмору. На протяжении всего фильма очень много «звоночков», когда думаешь, что вот сейчас-то действо начнёт заваливаться и давить на жалость, но этого не происходит. Вместо слезовыжималки вышел отличный бадди-роуд-муви, которому удалось обозначить важное мелкими штрихами, но при этом не потерять ни в сюжете, ни в актёрской игре. Герои «на счётчике», плюс постоянно попадают в передряги, которые помогают раскрыть персонажей и их отношения.

Али рано дали «Оскар» — надо было это делать сейчас, а не за пятиминутку «будь собой» у Барри Дженкинса. Холодный, ранимый, педантичный и сдержанный доктор Ширли не становится смешным, хотя мог бы в таком-то халате и на своём троне. Не становится он и мальчиком для битья, равно как и не уходит в архетип Мартина Лютера Кинга — Али держит баланс и за счёт этого он здесь очень крут. Постаревший уже Мортенсен играет здесь… Болтуна! Он именно что парень-уболтай любого, который живёт только днём сегодняшним, пытаясь прокормить семью и ничего его больше не заботит, разве что найти пиццу или курочку. И Вигго это играет, играет громилу-шута с улицы ярко и по-взрослому. У Скорсезе подобных персонажей в любом фильме много, тем не менее никто не говорит, что от этого его фильмы плохие или Джо Пеши с Де Ниро плохие артисты.

Если ради такого кино нужно было вытерпеть всю ту нудятину, которая номинируется каждый год по квоте, то оно того стоит. По крайней мере это движение вперёд и новая подача, а даже если фильм вам не понравится и вам опять захочется ныть о том, что Oscar so black, то просто вдумайтесь: режиссёр, который снял «Тупой и ещё тупее», сделал тоньше, чем все его предшественники, вырвал обладателя самой нелепой премии за актёрскую игру за последние годы, и тот у него великолепен. Это дорогого стоит. Впрочем, у меня на сеансе весь зал аплодировал после просмотра, что бывает редко.

Наш вердикт: