Оскар: Dear Oscar, are you #soblack?

29 января 2019

Прошло пять лет с тех пор, как лента Стива МакКуина «12 лет рабства» получила приз как лучший фильм года. Попробуем разобраться, как повлияла эта победа на общую картину в американском кинематографе.

Дисклеймер. Автор и Синемафия категорически против любого проявления расизма, сегрегации, притеснений, насилия и ограничения свобод в любой форме. Всем мир.

После оглашения номинантов этого года только ленивый российский блогер не потешается над академиками, мол, дураки какие — среди претендентов в номинации «лучший фильм» середнячок от Marvel, аж с шестью потенциальными наградами сверху — «А вдруг выиграет? Вот смеху-то будет». Об основных претендентах мы уже неоднократно писали и напишем ещё, их, по большому счёту, всего три. «Чёрная пантера», пожалуй, станет главной интригой вечера, ибо теоретические шансы у фильма Куглера высоки — Гильдия актёров отдала принцу Т`Чалле и Ко приз за лучший ансамбль. Компанию «Черной пантере» в этом году составили «Чёрный клановец» и «Зелёная книга», что даёт повод для более интересного разговора. Все три фильма затрагивают тему расизма: борьба с ку-клукс-кланом, вопреки всему миру развивающаяся маленькая закрытая африканская страна и талантливый чернокожий музыкант, который даже поесть не может в ресторане из-за расовых предрассудков середины прошлого века. Сразу три фильма на смежную тему, как так вышло?

Фильмы на тему расизма и притеснения меньшинств — это тема отдельная, проходящая через всю историю кино. «Убить пересмешника», «Шофер мисс Дэйзи» и другие фильмы популярны по сей день, но существует стереотип, что за последние годы киноделы спекулируют насущными проблемами, выпрашивая премии и одновременно прикрывая свои посредственные работы от шквала критики. В этом есть определённая правда, посмотрев некоторые «шедевры» последних лет и правда хочется кричать, что король голый.

Такая ситуация во многом сложилась из-за победы на «Оскаре» ленты Стива МакКуина «12 лет рабства» пять лет назад. И, если для Штатов та победа и номинации этого года всё же «в контексте», так как отражают назревшие проблемы внутри страны, то для российского зрителя всё это несколько чуждо. Вспомните, сколько было шуток в рунете о том, что теперь достаточно прибавить к названию фильма «рабство» — и хит гарантирован, что «в следующем году кто-нибудь обязательно снимет про чернокожего карлика, профессора Оксфорда с болезнью Альцгеймера» и всё в таком духе.

Естественно, такой тренд появился гораздо раньше, но давайте расмотрим фильм МакКуина как границу и посмотрим на пять лет до и после, ответив на вопрос: действительно ли фильмов на тему расизма и сегрегации стали снимать больше? И какого о них мнения критики и зрители? Если взять за основу показатели популярных иностранных и отечественных порталов о кино, картина выйдет такая:

Год

IMDb

КП

Metacritic

Metacritic UserScore

«Американская история Х»

1998

8,5

8,3

62

8,8@

«Рэй»

2004

7,7

8,1

73

8,7

«Столкновение»

2004

7,8

7,8

69

8,6

«Район № 9»

2009

7,9

7,8

81

8,1

«Непокорённый»

2009

7,3

7,6

74

7,2

«Невидимая сторона»

2009

7,7

8,1

53

7,4

«Сокровище»

2009

7,3

7,1

79

8

«Прислуга»

2011

8,1

8,1

62

7,8

«Джанго освобождённый»

2012

8,4

8,1

81

8,6

«Дворецкий»

2013

7,2

7,3

66

6,8

«12 лет рабства»

2013

8,1

7,7

96

8

За пять лет ДО «12 лет рабства» фильмов о расовом неравенстве снималось не очень много, но они были и даже стабильно попадали в «оскаровский» пул — впрочем, о нём чуть позже. Как можно судить из таблицы, практически все картины получали от пользователей иностранных порталов положительный отклик. При этом критики любимцев публики не очень жалуют (если вам кажется, что оценки нормальные, сравните со следующей таблицей), скажем, пронзительная «Американская история Х» с Эдвардом Нортоном или «Прислуга» с Эммой Стоун по мнению зрителей явно достойны большего.

Оценки российских зрителей как «образец непредвзятости» в нашем маленьком исследовании, подтверждают, что фильмы нашли своего зрителя не только в Америке, из чего можно сделать определённые выводы: кино качественное, сделанное без дураков и смотри его хоть на Марсе — история проймёт любого. Будь то биография Рэя Чарльза, спортивная драма или высказывание о рабстве от Тарантино. Пусть вас не удивляет «Район № 9» в табличке, ведь инопланетяне-беженцы в Южной Африке — это тоже метафора угнетённого меньшинства, призванная обратить внимание на вполне реальные проблемы, десять лет назад ещё не столь явные для многих. К слову, как раз фильмы Бломкампа и Тарантино объединили зрителей и критиков.

Не так уж много «на тему» до МакКуина, правда? Пришлось даже взять шире, чем пять лет «до». И пусть мы охватили не все, а лишь основные картины, но качество их, если судить по зрительским оценкам — на высоком уровне.

Далее — победа «12 лет рабства» и восторги всех и вся. Но 96 от критиков — это, если сравнить со зрительской оценкой, явно многовато. И, если говорить про саму историю, про кино, то давайте честно: как часто вы пересматривали или хотя бы захотели пересмотреть «12 лет рабства»? А «Форреста Гампа» или «Побег из Шоушенка», а ту же «Американскую историю Х»? «Джанго…»? То-то и оно. Но дальше ещё веселее. Фильмы, которые вышли после триумфа «12 лет рабства», вплоть до номинантов сегодняшних:

Год

IMDb

КП

Metaсritic

Metacritic

UserScore

«12 лет рабства»

2013

8,1

7,7

96

8

«Сельма»

2014

7,5

6,7

88

7,3

«Голос улиц»

2015

7,9

7,8

72

7,6

«Ограды»

2016

7,2

6,8

79

7,3

«Скрытые фигуры»

2016

7,8

7,4

74

7,4

«Лавинг»

2016

7

6,1

79

7,3

«Лунный свет»

2016

7,4

6,1

99

7,2

«Прочь»

2017

7,7

7

84

«Ферма „Мадбаунд“»

2017

7,4

7

85

6,6

«Чёрный клановец»

2018

7,6

6,8

83

7,5

«Чёрная пантера»

2018

7,4

6,5

88

6,6

«Зелёная книга»

2018

8,3

7,9

70

7,7

Естественно, индустрия ответила не сразу. Какое-то время нужно было для того, чтобы найти истории, которые, по мнению продюсеров, «сработают», запустить их в производство и снять.

Обратите внимание на графу критиков, сравните с прошлой табличкой. Такой «паноптикум журналистской предвзятости» объясняется как попыткой держаться в тренде, так и пониманием, что в случае написания негативной рецензии спокойно могут обвинить в расизме. Попробуй сейчас хоть кто-нибудь из приличных изданий и публичных людей заикнись в Штатах, что «Чёрная пантера» не очень — будет шум выше крыши.

И неважно, насколько это заслуженно. Сказать, что «Чёрный клановец» это ерунда, прошедшая по квоте, а сын Вашингтона плохой актёр — равносильно карьерному самоубийству, поэтому журналисты и работники индустрии, запуганные примерами с #MeToo и прочими, не имеющими к кино никакого отношения движениями, в здравом уме никогда не скажут нечто вроде «а какого лешего Вашингтон-младший теперь среди лучших актёров, а Хоакин Феникс в полнейшем ауте?».

Табличка тем временем наглядно показывает, что несмотря на хвалебные песни критиков, обычные люди видят разницу, вдволь наевшись слезливых историй и морализаторства. Особенно это хорошо видно по оценкам КиноПоиска: наши зрители, как мы помним, далеки от истории притеснения чернокожего населения и, хочется верить, смотрят эти картины, оценивая именно кино, не концентрируясь на конъюнктурщине. Впрочем, спад наблюдается и на иностранных ресурсах, что только усиливает разрыв между зрителем и киноиндустрией, которая упрямо продолжает снимать кино, которым зритель наелся — «Ограды», «Лавинг», да по большому счёту и куглеровская «Пантера», окончательно ушедшая в black pride. Повлияла и драматичная победа «Лунного света», скомбинировавшего сразу несколько горячих тем: драму о взрослении в суровом чёрном квартале, торговлю наркотиками, посыл «будь собой», а также историю ориентации главного героя.

Более-менее вкусы сошлись по «Голосам улиц»: протест NWA сотворил волшебство и понравился всем, кроме академиков, которые не дали ленте о культовой группе совсем ничего. Сдержанный, но в целом положительный приём получили «Скрытые фигуры» о темнокожих женщинах, работавших в NASA, чуть единодушнее хайповый ужастик «Прочь», что не мудрено — уж очень провокационный сюжет о зомбированных рабах белых людей.

Наконец, некоторое согласие во мнениях между критиками и зрителями наблюдается у «Зелёной книги». Видимо ветер перемен, который Фаррелли принёс в эту тусовку, понравился всем (но критикам меньше).

Похоже, что мы ответили на поставленный вопрос: да, фильмов о расизме стали снимать куда больше. И возникает другой: а зачем из раза в раз пытаться повторить успех «12 лет рабства» или «Лунного света», играя «на теме», поступаясь качеством картины, теряя очки перед зрителем? А затем, что это работает.

Номинации на «Оскар»

Полученные «Оскары»

«Американская история Х

1

0

«Рэй»

6

2

«Столкновение»

6

3

(в том числе за лучший фильм)

«Район № 9»

4

0

«Непокорённый»

2

0

«Невидимая сторона»

2

1

«Сокровище»

6

2

«Прислуга»

4

1

«Джанго освобождённый»

5

2

«Дворецкий»

0

0

«12 лет рабства»

9

3

(в том числе за лучший фильм)

«Сельма»

2

1

«Голос улиц»

1

0

«Ограды»

4

1

«Скрытые фигуры»

3

0

«Лавинг»

1

0

«Лунный свет»

8

3

(в том числе за лучший фильм)

«Прочь»

4

1

«Ферма „Мадбаунд“»

4

0

«Чёрный клановец»

6

«Чёрная пантера»

7

«Зелёная книга»

5

Из всех картин в нашей табличке выше каким-то чудом не получил ни одной номинации на «Оскар» только «Дворецкий» с Форестом Уитакером. Три картины взяли «лучший фильм». С победами хуже, но вероятность взять хотя бы один приз высока. Отсюда мотивация снимать и сниматься. Ну, а те фильмы, которые нравятся зрителям, но не были восприняты критиками: «Американская история Х», «Район № 9», «Голоса улиц» и те же «Скрытые фигуры» не получили ни одной награды.

И, таким образом, фильмов на тему рабства, неравенства, сегрегации и притеснений чернокожих больше — отклика зрителей и качества в целом меньше. Увы, индустрия очень зависима от того, что происходит вокруг, что не может не влиять на кино. Состав академии поменяли, вести «Оскар» все отказываются, потому что уж и не знаешь как пошутить, чтобы никого не обидеть. В такой ситуации номинация «Чёрной пантеры» вполне логична, учитывая, что там в центре повествования — «всему миру вопреки развивающаяся маленькая африканская страна». Если фильм возьмёт «лучший фильм» на «Оскаре», то это решение будет воспринято неоднозначно и академики это, хочется верить, отлично понимают. К церемонии нужно было привлечь внимание хоть как-то и номинации оказалось пока достаточно; ну не смогли протолкнуть номинацию «лучший популярный фильм» — пожалуйста, фильм по комиксам в основной номинации. С точки зрения пиара очень неплохой ход, а Чедвик Боузман наверняка снова будет радовать своим нарядом. Посмотрим, принесёт ли он удачу «Пантере» на церемонии и устроит ли Marvel революцию, получив приз за «лучший фильм». Если выключить снобизм, то интрига весёлая, согласитесь. Постараемся искать позитив.

Ведь на фоне попыток сыграть на тренде, избавить кино от плохой прессы или схватить охапку наград всегда будет видно фильмы хорошие. Вроде тех, что до номинаций не добрались или той же «Зелёной книги», которая вышла на прошлой неделе и к которой, на удивление, серьёзных претензий нет почти ни у кого. Быть может с ней американский жанр «о расизме» выйдет на новый уровень, который устроит всех.