11 фактов о фильме «Фаворитка»
1 февраля 2019
31 января в российский прокат вышел новый фильм Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», уже получивший десять номинаций на «Оскар». Рассказываем 11 фактов о фильме, очевидных и не очень.
31 января в российский прокат вышел ещё один участник «оскаровской» гонки — трагикомедия Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», частично основанная на реальных событиях. Приз жюри Венецианского фестиваля, кубок Вольпи за лучшую женскую роль, вручённый Оливии Колман, номинации на «Оскар» за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшее исполнение женской роли и женских ролей второго плана, номинации для сценаристов, монтажёра, оператора, декораторов и костюмеров — только этого перечисления хватает, чтобы рекомендовать фильм к просмотру. В этом материале мы постараемся собрать ещё одиннадцать фактов об этом фильме, как интересных, так и забавных.
1.
Фильм Лантимоса с трудом можно назвать историческим, но при этом в нем фигурируют реально существовавшие личности. Отношения между английской королевой Анной, ее фавориткой леди Сарой Черчилль, и путём интриг занявшей место последней Абигейл Мэшем всегда интересовали писателей и драматургов. Самое известное произведение на эту тему — «Стакан воды, или Причины и следствия» Эжена Скриба, выдержавшее множество экранизаций и театральных постановок.
2.
«Фаворитка» — третий англоязычный фильм Лантимоса, первый, основанный на реальных событиях, и первый же, действие которого развивается не в современности. Также это первый фильм режиссёра, снятый им по чужому сценарию, первый без постоянного оператора Тимиоса Бакатакиса, второй без жены и музы Арианы Лабед и пятый с постоянным монтажёром Йоргосом Мавропсаридисом. Рейчел Вайз и Оливия Колман сотрудничают с ним во второй раз, а Эмма Стоун — в первый.
3.
Оператор фильма Робби Райан до сотрудничества с Лантимосом успел поработать с такими крупными режиссёрами, как Андреа Арнольд, Кен Лоуч и Ноа Баумбак. В это сложно поверить, но номинацию на «Оскар» он смог получить только в этом году.
4.
Дэбора Дэвис написала сценарий фильма под рабочим названием «Баланс силы» в конце девяностых. В 2008 году Лантимос был нанят для режиссуры, через несколько лет для доработки текста был приглашен Тони Макнамара. Отношения между тремя женщинами привлекли внимание Дэвис в том числе и тем, как они отражались на внешней политике государства.
5.
Художник по костюмам Сэнди Пауэлл — трехкратный лауреат «Оскара», в этом году отмеченная Киноакадемией сразу за два проекта. Костюмы для «Фаворитки» она создала за пять недель. В точности историческими их назвать сложно — сама Пауэлл характеризует свою работу как «панк-рок версию королевского двора в восемнадцатом веке». В принципе, то же самое можно сказать и о фильме в целом.
6.
Съемки фильма проходили в усадьбе Хэтфилд-Хаус. Создавая художественное решение, декоратор Фиона Кромби по большей части отталкивалась от чёрно-белого шахматного пола, также используя позолоту и чёрное дерево.
7.
Все дети королевы Анны действительно или родились мёртвыми, или умерли во младенчестве, но кроликов при дворе она не разводила. Это идея режиссёра и сценаристов, решивших визуализировать её скорбь максимально безобидно.
8.
Во время пресс -конференции фильма на кинофестивале в Нью-Йорке, Эмма Стоун и Николас Холт рассказали о том, что пробы на их роли были поистине странными. Стоун во время прослушивания должна была имитировать предродовые схватки (при том, что её героиня в течение фильма не беременеет и не рожает). Заданием Холта было вообразить, что комната окружена силовыми полями. Подобные задания доставались актёрам и во время репетиций, но, ни они, ни сам режиссёр (по его словам) до сих пор не знают, как это отразилось на их ролях.
9.
Оливия Колман, первый и окончательный выбор Лантимоса на роль Анны Стюарт, в разное время играла роли Елизаветы Боуз-Лайон и её дочери Елизаветы II.
10.
Сыгравшего небольшую роль Джо Элвина также можно увидеть в фильме «Две королевы». Таким образом, в один год он сыграл фаворита Елизаветы Тюдор и мужа фаворитки Анны Стюарт.
11.
Многократные сравнения «Фаворитки» с «Барри Линдоном» Стэнли Кубрика, то и дело встречающиеся в отзывах критиков, не случайны. У этих двух фильмов действительно много общего: тщательное внимание к деталям, использование классической музыки, съемки при естественном освещении. Схожи даже целые сцены, например, неожиданное появление леди Сары на концерте. При этом, откровенная сатирическая направленность сценария и широкоугольный объектив Робби Райана (на котором Лантимос настаивал изначально), заставляет задуматься о том, что, если это «Барри Линдон», то выглядит он так, будто его снимал Питер Гринуэй.
Источники:
Vulture: https://www.vulture.com/2018/12/the-favourite-costumes-sandy-powell.html