Макс Хубахер в фильме «Спринтер»

Кинофестиваль в Золотурне, или Швейцарский «Кинотавр»

20 февраля 2019; автор: Киноклуб

Программный директор Киноклуба «Синемафия» Андрей Смирнов в преддверии масштабного петербургского DACH_FEST побывал в Швейцарии на кинофестивале в Золотурне и рассказывает, что там было интересного.

С 26 февраля по 17 марта 2019 года в Санкт-Петербурге впервые пройдёт масштабный Фестиваль немецкоязычных стран — DACH_FEST. Кино — связующее звено всей его обширной программы, а Швейцария на DACH_FEST будет представлена особо. И это не удивительно, ведь Киноклуб «Синемафия» вот уже 5 лет вместе с Генеральным консульством Швейцарии в Санкт-Петербурге успешно проводит Фестиваль швейцарского кино. Теперь с кинематографом альпийской страны можно встречаться чаще, тем более что ему есть что предложить.

2019-й киногод в Швейцарии начался очень активно. Конечно, флагманским событием стал ежегодный и главный национальный смотр швейцарского кино — 54-й Кинофестиваль в Золотурне (24 — 31 января 2019), который смело можно назвать по аналогии с российским кинофорумом в Сочи — швейцарским «Кинотавром». Ещё в начале года стало известно о двух революционных событиях в местном кинематографе.

Во-первых, самый престижный в Швейцарии и член большой фестивальной пятёрки Европы — МКФ в Локарно, который традиционно проходит в августе, сменил своего директора. Лили Анстен стала преемницей Карло Шатриана, сменившего кантон Тичино на немецкую столицу и ставшего директором Берлинского кинофестиваля. Информация об этом была обнародована незадолго до открытия прошлогоднего кинофестиваля в Локарно в августе 2018 года. Одновременно, следуя глобальной моде, Локарнский кинофестиваль подписал Декларацию о равноправии полов. И вот — первый результат гендерной революции: назначение Лили Анстен на эту должность стало шагом именно в этом направлении, пусть даже если она далеко не первая женщина, возглавившая фестиваль.

Вторая большая киноновость Швейцарии особо порадовала местных кинематографистов. Международные стриминговые платформы — Netflix, HBO или Amazone Prime — должны будут инвестировать в швейцарский контент. В Евросоюзе действующим законодательством им уже предписано выделить по меньшей мере 30% своего предложения на европейскую продукцию. Швейцария планирует принять схожий закон.

Кинопроекты, ориентированные на конкретную региональную аудиторию, давно уже стали составной частью контента, предлагаемого такими стрим-сервисами, как Netflix или Amazone Prime. Более того, они пользуются популярностью: вспомним первый немецкий Netflix-сериал «Тьма», шведский проект «Дождь», французский сериал «Марсель» с Жераром Депардье. С другой стороны, такие проекты могут служить неплохой рекламой для соответствующих стран и городов. В качестве примера можно назвать сериал «Берлинская резидентура», действие в котором происходит в германской столице, или же отличную чёрную комедию в духе шпионского и одновременно полицейского процедурала от Amazone Prime «Патриот», действие которого происходит в Люксембурге. Швейцария пока в этом отношении отстаёт и швейцарское Федеральное ведомство культуры (Bundesamt für Kultur BAK) предлагает изменить ситуацию.

Но вернёмся же в Золотурн, который не просто является важнейшим смотром национального кино за прошедший год, но и местом, где швейцарская киноакадемия ежегодно объявляет номинантов на местный «Оскар» — премию Swiss Film Award. 22-я церемония в этом году пройдёт в Женеве 22 марта. Золотурн начинался в 1960-е с Недель швейцарского кино и стал родоначальником именно зрительского кинофестиваля. Спустя полвека Приз зрительских симпатий является основной наградой смотра, а Гран-при от жюри кинофестиваля считается второстепенной наградой, хоть и профессионально, демонстрирующей главный тренд в национальном кинематографе Страны гельветов.

В этом году лучшими фильмами вновь стали документальные (вообще, Швейцария славится сильной документалистикой, которая не знает никаких табу и барьеров в своей тематике). Приз жюри кинофестиваля «PRIX DE SOLEURE» получила трогательная документальная лента «Путешествие — История любви» («Immer und ewig») режиссёра Фанни Брёнинг. Она любимица Золотурна: 10 лет назад Брёнинг получила свою первую награду именно здесь за дебютную работу — фильм «Больше никаких дымовых сигналов». В 2019-м режиссёр из Базеля получила уже одиннадцатую премию плюс неплохое финансовое вознаграждение — 60 000 швейцарских франков (чуть более 50 000 евро), за «Immer und ewig». Этот документальный фильм Фанни сняла о собственных родителях, для чего сопровождала их в путешествии по южной Европе. Её отец Нигги, страстный фотограф и водитель, — за рулём трейлера; её мать Аннет, у которой рассеянный склероз, сидит рядом. Жюри было впечатлено этим «чрезвычайно личной историей с сильной эмоциональной составляющей».

Кадр из фильма «Путешествие — История любви»

Приз зрительских симпатий — PRIX DU PUBLIC — достался ещё одному документальному проекту, на этот раз историческому. Все знают знаменитые мосты Нью-Йорка через реку Гудзон, соединяющий легендарный исторический центр города — остров Манхэттен — с другими районами Города большого яблока. Но мало кто знает, что их сконструировал швейцарский инженер — Отмар Амманн (1879 — 1965). О нём и о мостах Нью-Йорка сняли исторический документальный блокбастер — «Ворота в Нью-Йорк» («Gateways to New York»).

Любопытно, что обе картины остались не замечены Швейцарской киноакадемией, ведь в её номинациях в категории «Лучший документальный фильм года» их просто нет. Зато есть нашумевший фильм-сенсация, копродукция России и Швейцарии про попытки создания клонов мамонтов — лента «Генезис 2.0», уже отмеченная наградами «Сандэнс» и ММКФ в 2018-м; фильм-выдвиженец от Швейцарии на американский «Оскар» — докудрама «Эльдорадо» о проблемах мигрантов и беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока в Швейцарии, ну, и главный femme-рупор современной швейцарской документалистики — картина «Женское удовольствие» (#FEMALE PLEASURE).

Гендерная революция в швейцарском кинематографе вслед за общемировой тенденцией свершилась окончательно и бесповоротно. Это и продемонстрировали номинации Swiss Film Award, объявленные в предпоследний день работы 54-го кинофестиваля в Золотурне. В основном это работы женщин-режиссёров, затрагивающие в той или иной степени вопросы сексизма, шовинизма, эйджизма. Однако, стоит отметить, что в среду феминистической направленности наград попали и чисто мужские фильмы. Один из самых ожидаемых релизов национального швейцарского кинематографа 2019-го — исторический эпос про одного из лидеров Реформации в Швейцарии Ульриха Цвингли. Драма «Цвингли» получила сразу две равнозначные актёрские номинации за лучшие мужскую и женскую роли, соответственно. Кинокритики уже отметили мощную актёрскую работу Макса Симонишека, воплотившего на экране образ непримиримого врага Ватикана периода Средневековой Швейцарии. Эту картину петербургские зрители увидят на 6-м Фестивале кино Швейцарии в Северной столице в ноябре 2019-го, а в рамках DACH_FEST 15 марта в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге пройдёт public talk на тему «Реформация в Швейцарии» и показ экранизации одноимённой новеллу швейцарского классика Готфрида Келлера «Урсула» (1978).

Современное кино Швейцарии славится своими молодыми кинозвёздами, самым ярким из которых, бесспорно, является талантливый актёр Макс Хубахер. В ноябре прошлого года на юбилейном 5-м Фестивале кино Швейцарии в Санкт-Петербурге киноклуб «Синемафия» показал ретроспективу молодого швейцарского актёра, вызвавшую бешеный интерес петербургской аудитории. В Золотурне показали самый свежий фильм с актёром — психологическую драму, основанную на реальных событиях, «Спринтер» («DER LÄUFER»). История молодого парня, который стремится попасть в Сборную Швейцарии по лёгкой атлетике и стать местным Усейном Болтом, однако его семейное прошлое и горе утраты заставляют главного героя свернуть на другой трек. Макс Хубахер целый год готовился к роли спринтера на изнурительных беговых тренировках. В итоге у фильма несколько номинаций, включая «Лучшая мужская роль» и «Лучший фильм года».

Что же касается актуальной программы швейцарского кино на грядущем DACH_FEST в Петербурге, то зрители смогут увидеть и Альманах лучшей швейцарской авторской анимации последних лет, в котором собраны все победители Swiss Film Award в категории «Лучший анимационный фильм года», и самые яркие документальные картины об известных представителях культуры Швейцарии второй половины 20 века (программа SWISSDOCS в ОхтаЛаб). Киноклуб «Синемафия» продолжает знакомить петербуржцев с историей и современностью швейцарского национального кинематографа, сквозь призму которого эта страна сыра, шоколада, банков и часов предстаёт во всём многообразии своей культуры.