кадр из фильма «Не оставляй следов»

Оскар: «Оскар 2019» — Кого забыли академики?

22 февраля 2019; автор: Коллективный разум

Перед церемонией вручения «Оскаров» вспоминаем, кто не попал в список номинантов (а жаль!).

Каждый год после объявления номинаций Американской киноакадемии следящие за премией начинают вспоминать, кого в этом году «упустили» (а кого, конечно, зря включили в списки). Второе мы делать не будем, а вот вспомнить, кто не попал в номинации — с удовольствием. И грустью — мы за них болели!


Лучший фильм

«Не оставляй следов»

Максим Девяткин

Каждый год академики игнорируют отличные фильмы из-за их «фестивальности», стараясь привлечь аудиторию трансляции. В итоге номинируются такие шедевры, от которых хоть стой, хоть падай, что в итоге ещё больше бьёт по имиджу Оскара. Да, это хайп, но не лучше ли держать марку и не поддаваться на запросы «номинировать кино попроще, да попопулярнее«?

Вот и шикарный фильм Дебры Граник остался не у дел, хотя есть пара-тройка фильмов в номинации, которые попросту занимают его место. А в «Не оставляй следов» между прочим есть и важная для Америки тема, и актуальность, и актриса-дебютантка, и ветеран Фостер, и даже женщина-режиссёр. Полный набор для номинации, да? А вот и нет.

Лучший режиссёр

Барри Дженкинс («Если Бил-Стрит могла бы заговорить»)

Юлия Данилина

Слава Богу, успех «Лунного света» не ослепил Барри Дженкинса, и он продолжил спокойно оттачивать свой стиль и учиться на собственных ошибках. Экранизация знаменитого романа Джеймса Болдуина «Если Бил-Стрит могла бы заговорить» — его лучший фильм на сегодняшний день, наиболее цельный и выверенный в плане актёрских работ. Номинации на адаптированный сценарий, саундтрек и лучшую женскую роль второго плана — это, конечно, хорошо, но очень мало. Какая же замечательная Кики Лэйн, практически подобравшийся к уровню Кристофера Дойла Джеймс Лэкстон, невероятно продуманные костюмы, в конце концов? Как же сам Дженкинс, который свою первую режиссёрскую номинацию должен был получать именно сейчас? Неужели его фильм хуже номинированной «Богемской рапсодии»? Складывается ощущение, что индустрия так и не простила ему победы в обход «Ла-Ла-Лэнда», и это отразилось на итоговом количестве номинаций. Несправедливость as it is.

Дэмьен Шазелл («Человек на Луне»)

Ольга Володина

Скандал из-за необнаружения ура-патриотами в фильме сцены установки флага на Луне стал, кажется, самым громким событием вокруг фильма — и трудно понять, насколько он повлиял на сборы и номинации фильма. Сборы же скорее разочаровали — и критики винили в этом в том числе одновременно малую эмоциональность и манипулятивность фильма, за которые, конечно, ответственен был Шазелл. Однако и то, и другое сделано настолько сознательно, что очень жаль, что не увидели академики то, насколько сложнее работа над «Человеком на луне» в сравнении с «Ла-Ла Лендом». ЛЛЛ принес Шазеллу «Оскар», а история Нила Армстронга, серо-стальная и одновременно с тем пронзительная — даже до номинации не довела, какая несправедливость.

Питер Фаррелли («Зелёная книга»)

Ольга Володина

Стало общим местом начинать рассказ о режиссёре «Зеленой книги» с предыдущей фильмографии братьев Фаррелли и напоказ изумляться, мол, бывает же, сначала «Тупой и еще тупее», а потом кино с номинациями на «Оскар»! Во-первых, и не такое бывает; во-вторых, мастерство режиссера в том числе и в том заключается, чтобы создавать воспринимающееся как цельное произведение в отдельных жанрах, а не лепить одно и то же всю жизнь. Питер Фаррелли сделал очень цельную картину и умудрился остановиться в шаге от карамельно-приторного рождественского телефильма; с таким сюжетом да не сделать ленту формата «Hallmark для домохозяек» — дорогого стоит. Уж номинации-то стоит?

Дебра Граник («Не оставляй следов»)

Ольга Володина

В этом году до режиссерской номинации не добралась ни одна женщина — и не потому, что достойных кандидаток не было. Да, «Не оставляй следов» Граник — кино фестивальное, так и не шагнувшее за пределы успеха в ограниченном прокате; да, возможно, академия отчаянно старалась ориентироваться на кассовые хиты в погоне за рейтингами грядущей трансляции. Но, пожалуй, это единственная причина, по которой Граник могла не попасть в итоговую пятерку: очень взрослая, очень серьезная, без единого лишнего элемента режиссура.

Лучший актёр

Бен Фостер («Не оставляй следов»)

Максим Девяткин

«Не оставляй следов» — это история про отца и дочь, где Бен Фостер в очередной раз показал, что он достоин высшего актёрского эшелона. Ветерану, нашедшему прибежище для тела и души в лесах национального парка, получается сопереживать. Он понимает, что жизнь отшельников — не лучшая доля для его взрослеющей дочки, но продолжает держать её рядом, не признаваясь себе в том, что девочка разделяет эскапизм в лесу только ради него.

И Бен Фостер у Граник уделывает всю пятёрку, а уж тем более Малека, которому болван и уйдёт. Грустно, у Фостера всё ещё ни одной номинации, неужели не достоин хотя бы её, ау, ироды-академики!

Итан Хоук («Дневник пастыря»)

Ольга Володина

«Дневник пастыря» получил единственную номинацию — за лучший оригинальный сценарий. Забавным образом это первая номинация мастодонта Голливуда Пола Шредера («Таксист»); и хорошо, что у Шредера хотя бы номинация есть. Но очень обидно, что номинации этой нет у Хоука — и даже неясно, винить ли маргинальность маркетинговой кампании (если она и была, то заметить было сложно) или довольно ранний выход фильма в прокат. Дело даже не в том, что Хоук выдал лучшую роль в карьере — в конце концов, «Оскар» дают не за это, — а в том, что он создал не только крайне актуальный образ героя, но и наделил его одновременно моральной силой и умением сомневаться, сумев показать и то и другое равно убедительно.

Райан Гослинг («Человек на Луне»)

Ольга Володина

Нил Армстронг у Гослинга — не просто человек в футляре, а человек в скафандре; для того, чтобы добраться до его эмоций и реакций, необходимо преодолеть выстроенную им вокруг себя почти непроницаемую оболочку долга и морально-волевых качеств. Сыграть такого героя — задача мегасложная, потому что есть риск свалиться в изображение робота, которому эмоции вообще не даются. Гослингу же это удалось сделать настолько тонко, что никакого противоречия между внезапно приоткрывающимся нутром и железным образом нет, это две половинки единого целого.

Роберт Редфорд («Старик и Пистолет»)

Юлия Данилина

Ветеран Голливуда, икона американского независимого кино и один из самых значимых в индустрии людей, как известно, не из тех, кто любит себя продавать. Даже заявив, что роль в «Старике и Пистолете» (будем держаться этого названия, так как в русском варианте пропала отсылка к повести Хемингуэя) является его последней актёрской работой, он быстро забрал свои слова назад. Причем не от того, что передумал (этого он прямо не говорит), а затем, чтобы этот нарратив не отвлекал внимание от фильма в целом. То есть, он поступил так, как должен был поступить любой артист, уважающий и себя, и труд коллег. К сожалению, при нынешних правилах игры это не срабатывает.

Понятно, что Дэвид Лоури всё ещё не заинтересован в массовом кино. Его последний фильм, максимально приближенный к массовому, таковым не является — по своему киноязыку это всё та же «История призрака», в которой, внезапно, появился сюжет. При этом Лоури первый из независимых режиссёров, кто не поставил Редфорда на позицию говорящей иконы. Почему при номинированных Рами Малеке со вставными зубами, отчаянно переигрывающем Кристиане Бейле (я люблю тебя, Крис, но это так) и показывающем Эдди Веддера Брэдли Купере не нашлось места для знаменитого актёра, сыгравшего роль, вобравшую в себя все его лучшие работы, идеальную как завершение блестящей карьеры? Сами подумайте, какая могла бы быть подборка: Редфорд-Дефо-Хоук-Мортенсен. Даже по именам она бы выглядела достойнее, чем она выглядит сейчас.

Лучшая актриса

Виола Дэвис («Вдовы»)

Ольга Володина

Жанровое кино в последние годы до номинаций на «Оскар» доходит редко - именно поэтому «Черная пантера» в категории «лучший фильм» в этом году такое огромное достижение; осталось четко закрепить, что кино зрительское и кино жанровое тоже может быть достижением с кинематографической точки зрения. Видимо, весь запал ушел в «Пантеру», и отличному жанровому выходу Стива МакКуина места в сердцах академиков не осталось — а тем временем это был отличный повод добавить в пятерку актрис Виолу Дэвис (политика дайверсити — наше все, помните?). И это было бы не только политически правильное решение, но и логичное, исходя из игры Дэвис.

Розамунд Пайк («Частная война»)

Ольга Володина

Пайк попала в номинантки на «Золотой Глобус» как лучшая актриса в драматическом фильме — но вот в «оскаровскую» пятерку уже не добралась. Маленький фильм, с не очень сильным прокатчиком, в целом понятно все: но, знаете, если уж у Ялицы Апарисио есть номинация, то почему нельзя номинировать всех актрис чохом? Это было бы справедливо.

Иоанна Кулиг («Холодная война»)

Юлия Данилина

Учитывая, что всем неанглоязычным фильмам сейчас принято предпочитать «Рому», уже номинации «Холодной войны» в режиссуре и операторской работе, не могут не радовать, но всё равно остаётся небольшой осадок. Если киноакадемии так понравился фильм, то почему не номинирована актриса, ставшая его эмоциональным центром, героиню которой, как и номинированную Ялицу Апарисио, можно считать своеобразным символом своей страны? И ведь нельзя сказать, что она не участвовала в продвижении фильма — несмотря на свою беременность, Кулиг появлялась на всех связанных с ним мероприятиях, за небольшим исключением. Именно ей принадлежит самый сильный и запоминающийся женский образ года, и своим успехом «Холодная война» обязана в равной мере как Павликовскому и Залу, так и ей. Почему же нет? Потому, что Ялица Апарисио мексиканка и мило улыбается? Кулиг тоже очень мило улыбается. И замечательно поёт. И очень достоверно показывает как взросление, так и внутреннюю трансформацию своей героини. Ах да, она же не мексиканка.

Эмили Блант («Мэри Поппинс возвращается», «Тихое место»)

Максим Девяткин

И опять история полного игнора. Несколько лет назад Эмили прокатили с номинацией в «Убийце» Вильнёва, в этот раз у неё сразу две достойные роли. В режиссёрской работе мужа Эмили у актёров была сложная задача. В «Тихом месте» играть приходилось почти без голоса, весь хронометраж пронизан молчаливым ужасом и триллер о последних людях на планете, которым нельзя произнести ни звука, нам понравился. Учитывая желание Академии быть «в теме», привлекать зрителей и номинировать жанровое кино — да вот же он, идеальный вариант! Но Апарисио, Маккарти и Леди Гага, видимо, лучше Эмили Блант (на самом деле нет).

В конце года с Блант в главной роли вышел добротный мюзикл о Мэри Поппинс. Пусть он не затмил классическую картину шестидесятых, но Эмили там бесподобна, не вспомнишь другой такой актрисы, которой бы образ Мэри Поппинс был так к лицу. Кастинговое решение выше всяких похвал. Для «Золотого Глобуса» хватило, а вот для «Оскара» нет, увы и ах.

Лучший актёр второго плана

Николас Холт («Фаворитка»)

Юлия Данилина

У «Фаворитки» всё хорошо — номинированы три актрисы, оператор, костюмы, декорации, монтаж и (наконец-то) режиссура, и, казалось бы, жаловаться не на что. Но с самого начала наградного сезона игнорируется работа Николаса Холта, сыгравшего непростого эксцентрического персонажа, не уходя ни в переигрывание, ни в откровенное комикование. Его не отметили даже на БАФТе, хотя не скажешь, что конкуренция была очень сильной — ведь по задачам его роль в «Фаворитке» сложнее, чем у половины номинированных. У актёра такое не в первый раз — точно так же была не замечена его роль в последнем «Безумном Максе» — но ведь на ошибках учатся, нет?

Дэниэл Калуя («Вдовы»)

Ольга Володина

Опять та же петрушка: жанровое кино у нас идет по остаточному принципу. Другой вопрос, что в этом году отличных мужских ролей второго плана было куда больше, чем пять слотов в категории Академии, и потому даже сильным актерским работам было трудно пробиться. Была б я Джоном Бейли, президентом Киноакадемии — я б увеличивала количество номинантов в отдельных категориях, и в этом году бы золотой болванчик с гравировкой «Лучший актер второго плана» точно бы имел с десяток претендентов. И Калуя в его образе отморозка из фильма МакКуина точно бы попал в эту десятку.

Тимоти Шаламе («Красивый мальчик»)

Ольга Володина

И Шаламе бы попал — хотя как раз Тимоти из раза в раз берет роли на грани истерики, и очень хочется посмотреть на него в чем-то более сдержанном; так вот, в «Красивом мальчике» это как раз как нельзя кстати, настолько образ подходит самому Шалме. Достижение ли это в первую очередь кастинга или режиссуры — другой вопрос, но дуэт Карелла и Шаламе в этом году был одним из лучших — и странно, что Киноакадемия его не оценила.

Расселл Кроу («Стёртая личность»)

Ольга Володина

После прошлогоднего обсуждения «достоин ли образ негодяя-расиста номинации» вокруг «Трех билбордов» неудивительно, что по сути отрицательная роль Кроу не довела его до номинаций. Заметьте, в списке из 20 актерских номинаций нет ни одного явно отрицательного персонажа; в принципе, довольно однобокий подход, а ведь в создании отрицательных образов актер тоже может совсем неплохо себя проявить. Как Кроу в образе отца, отказывающегося принять гомосексуальность сына — и при этом оставаясь не схематичным, а довольно сложным и многоплановым.

Джон Си Райли («Братья Систерс»)

Максим Девяткин

Хотите жанровое кино, академики? Пожалуйста. Джон отличный кандидат для этой категории. «Братья Систерс» сняты так, что Фениксу и Райли хватило времени по полной программе раскрыть характеры своих героев и отношения между братьями. Номинацию можно было давать любому.

Зачастую актёру комедийному, Райли удалось выдать у Одиара сложнейшего персонажа, со своей предысторией и нравом. Отношение к нему меняется по ходу пьесы, от отвращения и брезгливости, до принятия и понимания. Вместо Эллиотта того же — почему нет?

Лучшая актриса второго плана

Клер Фой («Человек на Луне»)

Максим Девяткин

Мы в Синемафии как-то очень по-разному смотрели последний фильм Шазелла. Все сошлись только на том, что саундтрек у Гурвица классный, в остальном мнения разделились. С Клер такая же беда, кому-то её роль жены Армстронга показалась проходной. Но «Человек на Луне» запоминается во многом благодаря её роли, её умению не выбегая вперёд Гослинга (про Армстронга же кино), фоном обозначить свою героиню, которая на деле получилась ярче и эмоциональнее, чем вся толпа мужиков-астронавтов. Да, центральная, главная сцена у Клер всего одна, но она выводит из транса, бьёт обухом и запоминается, как топ-3 лучших моментов байопика о человеке, который первым высадился на Луну. Не хило, согласитесь, уж номинацию-то дать было можно!

Томазин МакКензи («Не оставляй следов»)

Ольга Володина

На самом деле вопрос, является ли роль Томазин в «Не оставляй следов» главной или второстепенной, вполне дискуссионный — но для дебютантов при хотя бы малейших сомнениях любят выбирать именно номинации ролей второго плана, тем самым позволяя им за счет объема роли выгодно выделиться в номинации. Юная Томазин вполне могла оказаться пятой номинанткой («Рома», мы знаем, чье место ты занимаешь), но у Netflix были ресурсы на агрессивную маркетинговую кампанию, а вот у маленького независимого фильма, собравшего в прокате восемь миллионов (несерьезные для индустрии деньги) — нет.

Лучший оператор

Александр Дайнан («Дневник пастыря»)

Ольга Володина

Фильм Пола Шредера не только отлично написан и хорошо сыгран, он еще и фантастически снят: сдержанная и одновременно с тем насыщенная палитра отражает метания главного героя. Контрастность пейзажа и одеяния священника, золото виски в стакане и сталь проволоки, появляющейся в последней сцене; цветовое решение фильма не меньше играет на атмосферу действия, чем выбранные места съемки, от огромной «успешной» церкви до той самой Первой Реформатской, в которой служит герой.

Джошуа Джеймс Ричардс («Наездник»)

Ольга Володина

Представленный еще на «Сандэнсе» «Наездник» Хлои Джао несмотря на довольно активное обсуждение и похвалу критиков до «оскаров» не добрался ни в каком виде — и очень жаль. Если не режиссерской номинации для Джао, то уж номинации для оператора Джошу Джеймса Рейнольдса он заслуживал точно. Просторы и пастельная красота рассветов и закатов; максимально приближенная к объектам съемки камера, будь то лицо непрофессионального актера Брэйди Джандро, членов его семьи или тех самых лошадей, ради работы с которыми он готов пожертвовать жизнью и здоровьем; создание собственного мира, наконец — простор и ничего кроме.

Рэйчел Моррисон («Чёрная Пантера»)

Ольга Володина

Из всех номинаций «Черной пантеры» хотелось бы выделить номинацию Моррисон… ах да, ее же забыли номинировать. И это как раз странно: мало того, что операторская категория опять осталась без женщин (а нам нужно дайверсити, мы помним), так еще и создателя быстрого, яркого и отчаянно живого мира Ваканды в номинантах не оказалось. Да, «Черная Пантера» представлена в большом количестве технических номинаций; но оживают эти технические номинации на экране в том числе благодаря камере Моррисон. В начале «оскаровсокго» сезона я была уверена, что если «Пантера» доберется до призов киноакадемии — то в первую очередь благодаря Рэйчел; выходит, с ее помощью — но без нее. Обидно.

Дариуш Вольски («Убийца 2»)

Максим Девяткин

Вольски был оператором у Бёртона, у Ридли Скотта, у Земекиса; все «Пираты Карибского моря» — его операторская работа. И ни одной, ни одной номинации! Это стыд. Это позор. Вторая часть «Сикарио» без Блант и Вильнёва — не шедевр шедевров, конечно, но безжалостный мир мексиканской границы с ночными съёмками, с необходимыми полутонами и оттенками, не был бы столь визуально прекрасен без работы польского оператора. Зато Куарон в номинантах.

Лучший сценарий

Бо Бёрнэм («Восьмой класс») и Тамара Дженкинс («Частная жизнь»)

Юлия Данилина

Каждый год маленькие независимые фильмы получали на «Оскаре» пару номинаций. В этом году всё ограничилось драмеди Мариэль Хеллер «Сможете ли вы меня просить?», и это опять же оставляет немало вопросов. Так получилось, что фильм Хеллер, конечно, хороший, но в этом году один из самых слабых в своём жанре. Ведь есть довольно оригинальный «Восьмой класс» Бо Бёрнэма (с номинациями на Золотой Глобус) и замечательная «Частная жизнь» Тамары Дженкинс (с очень хорошими Кэтрин Хан и Полом Джаматти, которых в этот слабый год весьма не хватает в списке номинантов). Первый был хорошо принят на «Сандэнсе», номинирован на «Золотой глобус», собрал хорошую кассу. Второй находится в ведении Netflix, которых, ясное дело, не интересует ничего, кроме «Ромы». Но кто у нас в итоге номинирован на лучший оригинальный сценарий? Ах да, Куарон. Извини, Бо, тебя смыло. Хоть WGA успел зацепить, и то приятно.

Лучший иностранный фильм

«Пылающий»

Максим Девяткин

Откуда только не приехали на «Оскар» фильмы в этой категории — со всех сторон света. И похоже, что двум азиатским картинам там не место, тем более, что «Магазинные воришки» победили в Каннах, и «Пылающий» им не конкурент. А зря. Шикарнейший триллер, полный восторг и хвала корейскому кинематографу.

Лучший композитор

Джастин Гурвиц («Человек на Луне»)

Ольга Володина

«Человек на Луне» — главный неудачник «оскаровского» сезона, причем невключение фильма в часть номинаций — удивительно (если не сказать несправедливо… а, что там, несправедливо и есть). Саундтрек Гурвица попадал во все предсказания номинаций, да и у букмекеров из пятерки наиболее вероятных не пропадал — но увы.

Лучшая песня

Girl in the movies («Пышка»)

Ольга Володина

Как можно не номинировать на «Оскар» песню про мечты о том, что ты как девушка в кино — выше моего понимания. И вообще, Долли Партон же!

Suspirium («Суспирия»)

Юлия Данилина

Ремейк классического фильма Дарио Ардженто (или, скорее, старательное посвящение Луки Гуаданиньо фильму, на котором он вырос), получился как минимум спорным. Поэтому я не буду упоминать ни Дакоту Джонсон, ни Сэймобху Мукдипрома, а также монтажера, костюмеров и декораторов. К самому Гуаданиньо, несколько придавленному собственными амбициями, тоже много вопросов, задавать которые нет смысла. Но каждый раз, когда звучит «Suspirium» Тома Йорка, всё встаёт на свои места, зловещая тягучая атмосфера складывается сама собой и становится понятно, какой фильм режиссёр хотел снять. Особенно сильными (и опять же, во многом благодаря песне) становятся финальные титры с маленькой послетитровой сценой, и они лучше, чем весь фильм до них. Может быть, скор Йорка, как и всё его позднее творчество, сложен для восприятия, но представьте, как бы он исполнил Suspirium с симфоническим оркестром. Это однозначно украсило бы церемонию, к тому же, показало, что Киноакадемия способна выделять сильные элементы даже в неоднозначных фильмах.

Лучшие визуальные эффекты

«Мэнди»

Максим Девяткин

Дикий трэш с Кейджем на «Оскаре», что может быть лучше? Пусть и в технических номинациях — «Мэнди» ничем не хуже «Безумного Макса».

Если бы дошло до основных номинаций, то это было бы слишком смело, а вот скромное участие в категории за визуал в самый раз. Но прощё закрыть глаза и номинировать «Мстителей» для толпы.