Оскар: «Оскар 2019» — Наши прогнозы

23 февраля 2019; автор: Коллективный разум

Кто уйдет с церемонии с «Оскаром», а кто — без? Редакция делает ставки.

Раз в год мы с друзьями ходим в баню мы достаем свои хрустальные шары и пытаемся предвидеть будущее. Мы вспоминаем весь свой опыт смотрения «Оскров», все данные за больше чем 90 лет существования кинопремии, все скандалы-интриги-расследования на пути к вручению и иные врученные награды этого киносезона — и выдаем итог. Мы не беремся судить технические номинации — но выбираем наиболее популярные. Кто победит, кто проиграет?!

Поехали!


Лучший фильм

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
«Богемская рапсодия»
«Власть»
«Звезда родилась»
«Зеленая книга» Х Х Х Х Х Х Х
«Рома» Х
«Фаворитка»
«Чёрная Пантера»
«Чёрный клановец»

Николай Балашов: «Книга» хороша тем, что именно такой фильм, по большому счету, зрители и ждали. После того как «Оскар» уже несколько лет принимал довольно неоднозначные решения («Лунный свет»? «Форма воды»? Серьезно?), наконец-то выходит самая настоящая комедия, которая может угодить всем. Народ любит комедии, а если они еще и обходятся без шуток про задницы (ну почти), то это уже достойно того, чтобы выйти в любимицы у зрителей. Говорить несерьезным тоном на серьезные темы — дорогого стоит. А если еще вспомнить о том, что Питер Фарелли до этого снимал такие «шедевры», как «Тупой и еще тупее», то вдвойне восхищаешься получившимся результатом. В этом году победитель в главной категории определенно должен быть с менее сложным лицом, чем обычно. «Зеленая книга» идеально для этого подходит.

Юлия Данилина: В этом странном сезоне, в котором каждый из номинированных фильмов успел побывать на лидерской позиции, предсказать победителя сложно, но есть один важный момент. Только гильдия продюсеров выбирает своего победителя по той же преференциальной системе, что и «Оскар». Они выбрали «Зеленую книгу», поэтому на данный момент приходится держаться этого варианта. Подводные камни здесь есть — на стопроцентный «Оскар» идёт только Махершала Али, а гильдия сценаристов резко развернулась и выбрала Бо Бёрнэма, из-за чего награда Ника Валлелонги за сценарий оказывается под огромным вопросом. С другой стороны, «Зелёная книга» всё ещё всем нравится (или хотя бы большему числу, сейчас понять это уже сложно), и раз уж за последние несколько лет было опрокинуто множество статистик, то, может быть, награды за лучшую мужскую роль второго плана действительно хватит? Если же нет, то стоит обратить пристальное внимание на «Фаворитку», которую никто не критикует, которая имеет поддержку от молодой части Киноакадемии и, что немаловажно, остаётся единственным из претендующих на главную награду фильмов, который собрал абсолютно все номинации, на которые рассчитывал.

Или «Рома», да.

Синемафия предсказывает, что победит:

«Зелёная книга»

(7 из 8)


Лучший режиссёр

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Альфонсо Куарон — «Рома» Х Х Х Х Х Х Х
Йоргос Лантимос — «Фаворитка» Х
Спайк Ли — «Чёрный клановец»
Адам МакКей — «Власть»
Павел Павликовский — «Холодная война»

Максим Девяткин: Куарон прям таки собирает восторги с «Ромой» — за что, в общем, понятно, но к кино это отношения не имеет.

Почему ставить выгоднее на него? В этой номинации всё зависит от «схемы» раздачи наград. Обидеть фильм о мексиканцах не могут, но если посмотреть на номинации, то самыми реальными категориями для «Ромы» будет женский второй план и режиссёр. Лучший фильм — вряд ли, лучший иностранный — там Павликовский (которому именно поэтому не достанется режиссура), а вторым идёт «Капернаум». Но выделить «Рому» НАДО, поэтому сделают это символично, через личность режиссёра. То есть Альфонсо заберёт болвана за сценарий, оператора и/или режиссёрское кресло. Я бы поставил на последнее.

К тому же на Куарона работает метод исключения. Оставшиеся постановщики явно не в лидерах: Лантимос только дополз до первой номинации, хоть и заслуживает уже пару статуэток в шкафу; МакКей? — в пятёрке он последний в очереди; Спайк Ли не снял что-то из ряда вон и там больше шансов у актёров. Реальную угрозу Куарону мог составить Фаррелли, но автора «Зелёной книги» не номинировали.

Алексей Куртышев: Йоргос Лантимос оказался в номинации на «Оскар» еще в 2011 — лучший фильм на иностранном языке за картину «Клык». После был 2017 и новая номинация, в этот раз на лучший сценарий («Лобстер»), снова пролёт и ожидание признания (Йоргос может и не ждёт, а вот я жду). Сейчас же мы дошли до момента кульминации, ставки максимально высоки: две номинации за «Фаворитку» в самых значимых категориях — лучший фильм и лучший режиссер. Лучше (ха-ха) момента для вручения просто не будет.

В этом году действительно есть из чего выбирать, но «Оскару», в последнее время, очень важно чтобы лучший фильм выражал какую-то простую, понятную позицию, и «Фаворитка» (которую, возможно, даже не посмотрели) здесь не подходит, особенно на фоне популярных «Богемской рапсодии» и «Звезда родилась». Из-за этой же популярности они и не могут стать лучшими. Тут появляется «Зелёная книга» с новым отношением к проблеме, в меру известная, с хорошими отзывами критиков и «Рома», о которой коротко не скажешь. А вот в номинации «Лучший режиссёр» Йоргос очень выгодно смотрится рядом с соперниками — их уже оценили, каждый получил заслуженную награду и в этом году они не то чтобы переплюнули свои лучшие работы, в то же время Лантимос еще без побед, но с частыми номинациями, в которых видно как он растёт. Мы любим истории успеха. И путь греческого режиссёра к заветному «Оскару» может такой историей стать.

Синемафия предсказывает, что победит:

Альфонсо Куарон — «Рома»

(7 из 8)


Лучший актер

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Кристиан Бэйл — «Власть» Х
Уиллем Дэфо — «Ван Гог. На пороге вечности»
Брэдли Купер — «Звезда родилась»
Рами Малек — «Богемская рапсодия» Х Х Х Х Х Х Х
Вигго Мортенсен — «Зелёная книга»

Владислав Пастернак: Причины, по которым Рами Малек может получить «Оскар». Во-первых, за ту же самую роль он уже получил премию SAG — Гильдия экранных актёров. Совпадение SAG и «Оскара» необязательно, но случается (сразу обе премии выигрывали Гэри Олдман за «Самый тёмный час», Эмма Стоун за «Ла-Ла-Лэнд» и т. д.). Он единственный «небелый» актёр из пятерых номинантов в этой категории (его родители — копты, это египетские христиане, очень древний народ); за неимением черных актеров в пятерке обновленный состав Академии, не желающий видеть хэштег #OscarsSoWhite, может выбрать Рами. И, наконец, «Оскары» в данной номинации, за редким исключением, вручаются не только актёру, но и персонажу. В фильме Фредди Меркьюри — не просто выдающийся музыкант, а выдающийся музыкант, открывающий в себе бисексуальность: еще 100 очков Гриффиндору один повод отметить меньшинства. Но, в конце-то концов, пусть грим в фильме и получился весьма гротексным — Рами Малек действительно феноменально копирует поведение солиста Queen на сцене. «Оскар» будет достойный.

Максим Девяткин: Наградной сезон, призрак Фредди Меркьюри и любовь зрителей — всё в этой категории за Рами Малека. И представить, что что-то пойдёт не так трудно. Но если пойдёт, то больше всех шансов в очереди у Бэйла и Мортенсена. За Кристиана роль неоднозначного персонажа в истории Америки и актёрская игра, академия любит такие работы. А если Вигго отдадут золотого парня, то для «Зелёной книги» это будет лишним подтверждением, что она лучшая в этом пуле. Совсем туманные шансы у Купера — вряд ли роль в римейке принесёт ему победу. Актёры-режиссёры чтимы, но не в данной ситуации, не в данном контексте, времена Костнера и Иствуда прошли. Уиллема Дефо тут жаль больше всех, потому что он в самом хвосте, а получать должен был в прошлом году за «Проект «Флорида».

Синемафия предсказывает, что победит:

Рами Малек — «Богемская рапсодия»

(7 из 8)


Лучшая актриса

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Ялица Апарисио — «Рома»
Гленн Клоуз — «Жена» Х Х Х Х Х Х
Оливия Колман — «Фаворитка» Х
Леди Гага — «Звезда родилась» Х
Мелисса МакКарти — «Можете ли вы меня простить?»

Татьяна Кислякова: В этом году актриса номинирована на премию киноакадемии уже в седьмой раз, но ни одного золотого болванчика у Клоуз до сих пор нет. Гленн, при всех своих невероятных достижениях на актёрском поприще и при явном уважении и почтении как среди коллег, так и у зрителя, сейчас является самой номинируемой актрисой без «Оскара», что пора бы исправлять. Плюс у актрисы уже есть «Золотой Глобус», премии SAG и Critics' Choice за работу в фильме «Жена», так что вопрос получения главной награды в номинации «Лучшая женская роль» в этом году можно считать закрытым. Справедливости ради стоит сказать, что сыграла Клоуз действительно очень пронзительно.

Максим Девяткин: В этой категории есть явный лидер — Гленн Клоуз, но бывали повороты и покруче. Леди Гага это кураж, это неожиданно, свежо и ново, что хорошо для церемонии, а это аргумент. Плюс это история о сильной женщине в любви к слабому мужчине — тренд. И, наконец, бешеная популярность режиссёрской работы Купера, слёзы в залах, песни и грамотный пиар — три.

Клоуз же лидер «за заслуги». А певица в мюзикле, который хвалят все наперебой, может и выхватить награду у почтенной актрисы. Вообще в этой категории можно смело гадать, потому что при определённых раскладах могут отметить Колман или Апарисио. Это будет неожиданно, но сложно угадать поведение академиков при нынешних временах, когда так много сильных женских персонажей, а победительница всего одна.

Синемафия предсказывает, что победит:

Гленн Клоуз — «Жена»

(6 из 8)


Лучший актер второго плана

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Махершала Али — «Зелёная книга» Х Х Х Х Х Х Х Х
Ричард Э. Грант — «Сможете ли вы меня простить?»
Адам Драйвер — «Чёрный клановец»
Сэм Рокуэлл — «Власть»
Сэм Эллиотт — «Звезда родилась»

Николай Балашов: Первый, довольно неоднозначный «Оскар» Али вызвал много споров. До этого за пятнадцать минут экранного времени приз вручали разве что Ким Бэссинджер. Но теперь, кажется, все сомнения должны отпасть. В этот раз Али сыграл довольно разностороннего персонажа, который может быть как строгим и уверенным в себе, так и слабым и подавленным. Но самое потрясающее в этом то, что параллельно Махершала сейчас зажигает в новом сезоне «Настоящего детектива» и там он абсолютно прекрасен! В результате одновременного восприятия новых ролей актера в голову может прийти только один вывод: у нас появился стопроцентный наследник Дензела Вашингтона.

Синемафия предсказывает, что победит:

Махершала Али — «Зеленая книга»

(8 из 8)


Лучшая актриса второго плана

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Эми Адамс — «Власть»
Рэйчел Вайс — «Фаворитка» Х Х
Реджина Кинг — «Если Бил-стрит могла бы заговорить» Х Х Х Х Х
Эмма Стоун — «Фаворитка»
Марина де Тавира — «Рома» Х

Юлия Данилина: Так получилось, что выявить лидера в гонке за лучшую женскую роль второго плана ещё сложнее, чем в главной категории. «Золотой Глобус», SAG и БАФТА отдали свои награды разным актрисам, из которых Эмили Блант не номинирована вовсе, Рейчел Вайс относительно тихо шла по сезону, а фаворитка критиков Реджина Кинг осталась без нескольких важных маячков. При всём этом именно Кинг остаётся наиболее вероятным претендентом на победу. На руку ей и играет и нарратив телевизионной актрисы, и то, что это единственная категория, в которой может быть награждён трагически недооценённый фильм Барри Дженкинса. Кинг — один из лучших его элементов, эмоциональный центр истории, в которой, казалось бы, и без неё много персонажей, но именно её отсутствие ощущается в наибольшей степени. Сцена в Пуэрто-Рико, построенная актрисой по большей части на реакциях — мастер-класс как режиссуры, так и актёрской игры, не отметить которую будет преступлением.

Ольга Володина: В этом году «лучшая женская роль второго плана» стала самой непредсказуемой категорией из-за несовпадающего состава номинаток на основные премии, и остается то ли гадать на кофейной гуще, то ли попробовать рассчитать победу. Аутсайдер в номинации — Марина де Тавира (даже у Апарисио больше шансов победить в своей категории), у остальных же шансы примерно равны. На стороне Эми Адамс — много номинаций и 0 «Оскаров» (пора бы за выслугу лет), на стороне Реджины Кинг цвет кожи (дай-вер-си-ти), а вот девушки из «Фаворитки» уже обе с «Оскарами» вроде как… но вспомним еще, что премию дают и за актерскую игру тоже. У Вайс — самый сложный образ, который держится не на наличии одной сильной сцены, а на отдельных штришках, постепенно складывающихся в по-настоящему сложный характер.

Синемафия предсказывает, что победит:

Реджина Кинг — «Если Бил-стрит могла бы заговорить»

(5 из 8)


Лучший оператор

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
Калеб Дешанель — «Работа без авторства»
Лукаш Зал— «Холодная война» Х Х
Альфонсо Куарон — «Рома» Х Х Х Х Х
Мэттью Либатик — «Звезда родилась» Х
Робби Райан — «Фаворитка»

Юлия Данилина: В данном случае всё очень просто — Киноакадемия любит «Рому», номинирует её везде, где можно и нельзя (кроме монтажа), Куарон выдаёт стильную чёрно-белую картинку в стиле Эммануэля Любецки, и этого оказывается достаточно. Гильдия операторов выбрала Лукаша Зала, и это оставляло надежду на то, что за операторскую работу может быть отмечен кто-то другой, но после БАФТы вопрос, судя по всему, закрыт. Награды за операторскую работу и режиссуру снова уходят к одному фильму (а теперь ещё и одному и тому же человеку). Остаётся только пожалеть о том, что четыре других оператора с более эффектными и технически сложными работами оказались на позиции статистов. Их фамилия не Куарон, что поделать.

Владислав Пастернак: Можно сколько угодно восхвалять Альфонсо Куарона за его выхолощенную имитацию неореализма при помощи цифровой камеры, но члены Американского общества операторов (ASC) проявили профессиональную и цеховую гордость, наградив за операторскую работу не режиссёра, а оператора, и зовут этого оператора Лукаш Зал. Этот 37-летний польский мастер уже очень хорошо известен и Киноакадемии, и ASC, и вообще киномиру: он снял оскароносную «Иду», номинированный на «Оскар» «С любовью, Винсент», номинированную на две награды фестиваля операторского искусства Camerimage картину «Будущая жизнь» и многое другое, включая российский фильм «Довлатов». Неанглоязычных фильмов в основных номинациях «Оскара-2019» два — «Рома» и «Холодная война» [на самом деле три: Калеб Дешанель номинирован в операторской категории за немецкую «Работу без авторства. — прим. глав. ред.]. «Рому» продвигает Netflix. Кроме того, что её оператор — не оператор, стоящая за картиной студия — не киностудия, она открыто борется с большими экранами, лицемерно выпустив «Рому» в кино ради соблюдения оскаровского регламента. Зачем кинооператорам потворствовать этой организации? Приз должен получить Лукаш Зал за «Холодную войну».

Синемафия предсказывает, что победит:

Альфонсо Куарон — «Рома»

(5 из 8)


Лучший фильм на иностранном языке

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
«Капернаум» (Ливан) Х
«Магазинные воришки» (Япония)
«Работа без авторства» (Германия)
«Рома» (Мексика) Х Х Х Х Х Х
«Холодная война» (Польша) Х

Татьяна Кислякова: «Рома», по признанию многих, получился именно таким фильмом, который с лёгкостью сможет войти в классику мирового кинематографа. При всех неоспоримых достоинствах картины именно как произведения киноискусства не стоит забывать и о политической обстановке в США: учитывая попытки «Оскара» быть максимально толерантными, самым очевидным решением будет отдать награду за лучший иностранный фильм именно Мексике.

Ольга Володина: «Рома» номинирована в двух «фильмовых» категориях сразу — это и «лучший фильм», и «лучший фильм на иностранном языке». Если только голосующие не будут упорно выбирать ее в обеих номинациях одновременно (а пока взять болванчиков в обеих категориях ни одному фильму не удавалось), то есть риск «размазать» голосование, и тогда на повороте «Рому» обойдет «Холодная война» Павликовского, уже забравшая награду за лучший фильм на премии европейской Киноакадемии и приз Национального совета кинокритиков США, помимо прочего.

Синемафия предсказывает, что победит:

«Рома» (Мексика)

(6 из 8)


Лучший анимационный фильм

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
«Мирай из будущего»
«Остров собак» Х Х
«Ральф против интернета»
«Суперсемейка 2»
«Человек-Паук: Через вселенные» Х Х Х Х Х Х

Ольга Белик: «Человек-паук: Через вселенные» совершенно справедливо порвал прокат (при бюджете в 90 млн долларов — только в Штатах сборы под 200 миллионов): яркое, смелое зрелище с нормальным юмором и чумовыми героями (Свин-паук!). Манера анимации, сюжет, история — все это уже подкупило «Золотой глобус» и BAFTA, которые и отдали мультфильму призы. Чувствую, что и академики изменят Disney и наградят в этом году анимацию от Sony.

Алексей Куртышев: Посмотрите на список номинантов этого года и удивитесь. Да, вы правы, цельным и мощным художественным высказыванием является только «Остров собак». Но если вы посмотрите победителей предыдущих годов, то сможете догадаться — награды раздают совсем не за это (за что — большая тайна). И либо в этом году мы наконец-то поймём за что же награждают, либо эту номинацию можно будет спокойно убрать в рекламный блок, жаль Disney не разрешит.

Если оценивать лучший анимационный фильм по тем же критериям, что и лучший фильм, то победитель определенно «Остров собак», остальные просто не на том уровне. Если оценивать техническую часть, то с огромным отрывом (не поможет даже великолепная кукольная анимация) должен выиграть «Человек-Паук: Через вселенные» со своей чумовой картинкой и патентами на технологии. А если нужно оценить лучшую компанию, проводящую Оскар, что ж, вы всё и так понимаете.

Синемафия предсказывает, что победит:

«Человек-Паук: Через вселенные»

(6 из 8)


Лучшая песня

Ольга Белик Ольга Володина Владислав Пастернак Татьяна Кислякова Максим Девяткин Юлия Данилина Николай Балашов Алексей Куртышев
All The Stars («Чёрная Пантера») Х
I'll Fight («РБГ»)
Shallow («Звезда родилась») Х Х Х Х Х Х Х
The Place Where Lost Things Go («Мэри Поппинс Возвращается»)
When a Cowboy Trades His Spurs for Wings («Баллада Бастера Скраггза»)

Ольга Володина: в этом году вокруг песенной номинации интрига была только в том, все ли песни споют на сцене или нет. Оказывается — не все (мы не услышим All the Stars). А «Звезда родилась» унесет домой утешительный приз за песню — и на этом успокоится, потому что больше фильму не светит примерно ничего.

Синемафия предсказывает, что победит:

Shallow — «Звезда родилась»

(7 из 8)