Кинорулетка: 1971

23 февраля 2019; автор: Коллективный разум

Садимся в машину времени и предлагаем на выходные подборку фильмов, вышедших в 1971 году — а заодно рассказываем, почему их стоит увидеть.

Наша кинорулетка проста и очевидна: мы берем определенный год, рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. 1971 год — вот наш выбор на этой неделе.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Грязный Гарри» (Dirty Harry)

Режиссёр: Дон Сигел

В ролях: Клинт Иствуд, Гарри Гуардино, Рени Сантони, Джон Вернон, Эндрю Робинсон, Джон Ларч

О чём: в Сан-Франциско орудует маньяк, он требует выкуп за очередную жертву у полиции, но на его пути встаёт безжалостный Гарри Каллахан, известный своими методами, которые не всегда идут вровень с законом.

1971: неспокойная обстановка в США сыграла на руку фильму, быстро набравшему очки у публики. Даже маньяк в фильме имеет реальный прототип — помните фильм Финчера «Зодиак»? Зодиак вполне реален и не пойман до сих пор, а Скорпион из «Грязного Гарри», это отсылка к Зодиаку.

Почему: «Грязный Гарри» — это классика полицейского боевика. Фильм ругали за расизм, ха жестокость, но время всё расставило по местам. Фильм Сигела оказал громадное флияние на жанр и кино, но ещё заложил неплохой кирпич в образ Клинта Иствуда, для которого Гарри Каллахан надолго стал визитной карточкой. Недаром сняли четыре сиквела. И как тут не снять, посмотрите, какой Иствуд стиляга c магнумом-44!

«Джентльмены удачи»

Режиссёр: Александр Серый

В ролях: Евгений Леонов, Георгий Вицин, Раднэр Муратов, Савелий Крамаров

О чём: заведующий детским садом оказывается двойником опасного бандита. Милиция внедряет «близнеца» в банду, чтобы выяснить, где спрятана ценная реликвия — шлем Александра Македонского.

1971: сколько лет уже фильму, а его крылатые фразы и сейчас звучат и зрители картину пересматривают. Народная любовь — вот она.

Почему: экскурс в жизнь незадачливых аферистов у Серого получился ещё и потому, что «Джентльменов» он снял после отбывания срока за драку. На пару с Данелией у них получилось отличное кино — смешное до слёз приключенческое роудмуви, но и не совсем комедия, плюс в ролях лучшие артисты жанра: Леонов, Крамаров, Вицин — актёрский состав мечты любого комедиографа.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Макбет» (The Tragedy of Macbeth)

Режиссёр: Роман Полански

В ролях: Джон Финч, Франческа Аннис, Мартин Шоу, Теренс Бэйлер

О чём: О круговороте насилия, в основе которого лежит стремление к власти.

1971: В 1971 году Роман Полански вернулся в кино после затяжной депрессии, связанной с убийством Шэрон Тейт. В качестве нового фильма он выбрал одну из самых кровавых трагедий Шекспира, и в этом нет ничего удивительного.

Почему: Личная трагедия помогла Полански наиболее сильно раскрыть главный конфликт трагедии Шекспира, и его версии даже не мешает театральность и немного наивные спецэффекты. Режиссёра интересует не столько Макбет и его история, сколько природа насилия, конца которому он не видит. На первый план здесь выходят не актёрские работы (за ними лучше обращаться к другим экранизациям), а сама атмосфера замкнутого круга, когда за убийством обязательно следует ещё одно, и всегда есть человек, который за этим стоит. Полански в те годы понимал это так, как никто.

«Воскресенье, проклятое воскресенье «(Sunday Bloody Sunday)

Режиссёр: Джон Шлезингер

В ролях: Питер Финч, Гленда Джексон, Мюррэй Хэд, Пегги Эшкрофт

О чём: О сложных отношениях мужчины, женщины и их общего любовника

1971: Фильм Джона Шлезингера был номинирован на «Оскар» в нескольких категориях, в том числе за лучшую мужскую и лучшую женскую роль. То, что дальше номинаций дело не пошло, принято связывать с тем, что в фильме слишком смело поднималась тема гомосекусальности, лишённая привычного трагического оттенка.

Почему: Прежде всего, ради актёров — Питер Финч и Гленда Джексон играют здесь одни из лучших ролей в своих блестящих карьерах. Важно и то, что тема гомосексуальности не акцентируется — отношения между главными героями с тем же успехом могли бы быть и гетеросексуальными. Благодаря этому фильм Шлезингера остался в истории как пример очень сильной мелодрамы, при этом поднимающей редкие для того времени темы так, как никто из предшественников не догадался. И если будете смотреть очень внимательно, то заметите в кадре четырнадцатилетнего Дэниела Дэй-Льюиса.