кадр из фильма «Большой Лебовски»

Кинорулетка: 1998

16 марта 2019

Садимся в машину времени и предлагаем на выходные подборку фильмов, вышедших в 1998 году — а заодно рассказываем, почему их стоит увидеть.

Наша кинорулетка проста и легка: мы берем определенный год, рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. 1971 год — вот наш выбор на этой неделе.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Доктор Дулиттл» (Doctor Dolittle)

Режиссёр: Бетти Томас

В ролях: Эдди Мёрфи, Оливер Платт, Питер Бойл, Кристен Уилсон, Джеффри Тэмбор, Кайла Прэтт

О чём: успешный доктор однажды обнаруживает, что к нему вернулся дар из детства — он может понимать язык животных. Прознав о чудо-целителе, все звери в округе ломанулись к Дулиттлу. Теперь бедняге нужно как-то объяснять ситуацию своей семье, коллегам и окружающим. Ну и братьям нашим меньшим помочь, конечно.

1998: очередной взлёт карьеры комика Мёрфи и жанра в целом. В конце девяностых было снято очень много крутых фильмов и комедий в том числе. Спустя двадцать лет «Доктор Дулиттл» свою харизму не растерял. Разве что дальше второго сиквела не смотрите — сплошное расстройство, как в своё время с «Бетховеном».

Почему: помимо детского восторга «ух ты, собачки разговаривают, а морские свинки поют», в фильме хороший сюжет, неплохой юмор, Эдди Мёрфи всё ещё хорош, да и оператором на проекте был оскароносный Рассел Бойд. До «Доктора» он снял «Крокодила Данди» с Хоганом, «Белые не умеют прыгать», «Лжец, лжец» с Керри — Бойд приложил руку к классике комедии того периода.

Плюс это круто было сделано с точки зрения работы с животными и спецэффектами. Тогда заставить тигра или собаку «заговорить» было куда труднее.

«Все без ума от Мэри» (There's Something About Mary)

Режиссёры: братья Фаррелли

В ролях: Кэмерон Диаз, Мэтт Диллон, Бен Стиллер, Ли Эванс, Крис Эллиот

О чём: Мэри не девушка — мечта любого парня, и так случилось, что на школьный бал она собралась с парнем, который вечно попадает в нелепые ситуации… в общем, роману конец. Но неудачливый Тед хочет найти свою школьную любовь спустя много лет и обращается к частному детективу. Но выясняется, что не один Тед без ума от Мэри.

1998: если вам интересно, что снимал в конце девяностых режиссёр «Зелёной книги», то вот вам ответ!

Почему: светлая, лёгкая и по-настоящему смешная комедия. Таких было много на рубеже веков, они идеальны, как маркер времени: «Пироги», «Факеры» и многие другие, но «Мэри», пожалуй, круче всех. Плюс шикарная пара Диаз-Стиллер, это было их время.

«Кровавый четверг» (Thursday)

Режиссёр: Скип Вудс

В ролях: Томас Джейн, Аарон Экхарт, Паулина Поризкова, Микки Рурк

О чём: Кейси решил «завязать» с торговлей наркотиками и начать новую жизнь. Он уехал из Лос-Анджелеса, женился и хочет усыновить ребёнка, но прошлое его настигает — на пороге оказывается бывший товарищ по оружию и тёмным делишкам. Теперь день Кейси будет совсем иным, а четверг обещал быть таким спокойным…

1998: мы часто вспоминаем фильмы Ричи и Тарантино, но «Кровавый четверг» ничем не хуже по части безумия, крышесноса и чёрного юмора. А в чём-то даже и лучше.

Почему: помимо молодых Джейна и Экхарта, кровищи, безумия и сцены изнасилования мужчины женщиной, в «Четверге» есть своеобразная мораль. Кейси с одной стороны заложник положения, но если присмотреться, то он сам виноват в своих бедах: завязал — не возвращайся, не твоё — не бери и пр. Маленькие, но важные эпизодики, которые можно с лёгкостью пропустить, но главный герой меняется благодаря им, проходя через свой миниатюрный ад.

«Солдатики» (Small Soldiers)

Режиссёр: Джо Данте

В ролях: Грегори Смит, Дэвид Кросс, Кирстен Данст, Дик Миллер, Джей Мор, Александра Уилсон, Дэнис Лири

О чём: военная компания решила применить свои разработки в «гражданском» секторе и начала производство игрушек с самообучающимися микрочипами. Смысл прост — игрушка должна «отвечать» ребёнку, быть «живой». Но всё оборачивается боком, когда игрушечные милитаристы и их соперники — игрушечные фантастические существа — поступают в продажу.

1998: сейчас уж и не всякий ребёнок играет в солдатиков, все крутые игры уже на экране. Покажите детям, как себе представляли будущее индустрии игрушек двадцать лет назад.

Почему: паранойя очень часто вдохновляет кинематографистов на крутые сюжеты. Игрушечные фигурки, которые устраивают бесконтрольную мини-войнушку в маленьком городке и люди, которые сперва решают, что угрозы и нет никакой. Ну красота же? Страхи были поинтереснее телефона в кармане.

А ещё в фильме снялась совсем юная Кирстен Данст.

«Большой Лебовски» (The Big Lebowski)

Режиссёры: братья Коэн

В ролях: Джефф Бриджес, Джон Гудман, Джулианна Мур, Стив Бушеми, Джон Туртурро

О чём: жил да был Чувак. Никого не трогал, курил травку, играл в боулинг с друзьями и не парился ни о чём. Но тут ворвались к нему люди, испортили ковёр и стали требовать деньги. Оказалось, что у Джеффри Лебовски есть однофамилец-миллионер.

1998: фильмы Коэнов это отдельная веха в истории кинематографа. «Большой Лебовски» стал культовым фильмом, и несмотря на такой себе прокат, зрители полюбили это кино. После успеха «Фарго» братья поняли, что на верном пути и коэновское чувство смешного здесь во всей красе.

Почему: уморительная, абсурдная, расхватанная на цитаты вещь; любимые актёры Коэнов в кадре и фильм-визитная карточка Джеффа Бриджеса. Он как стал Чуваком, так и остаётся по сей день. А недавно герои внось собрались вместе, спустя двадцать лет.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Академия Рашмор» (Rushmore)

Режиссёр: Уэс Андерсон

В ролях: Джейсон Шварцман, Билл Мюррэй, Оливия Уильямс, Сеймур Кэссел

О чём: Макс Фишер — ученик престижной школы, редактор школьной газеты, будущий режиссёр, гений и двоечник. Влюбившись в учительницу, он узнаёт, что у него есть куда более опытный соперник, и проигрывать в этом соревновании в планы Макса не входит. А зря, потому что проигрывать тоже надо уметь.

1998: Второй фильм Уэса Андерсона помог ему окончательно сформировать фанбазу. Также он доказал, что Билл Мюррэй всё ещё крут, а в семье Френсиса Форда Копполы на одного талантливого человека больше.

Почему: При том, что стиль Уэса Андерсона здесь уже узнаётся, он еще не сконцентрирован до конца. При большом количестве странноватых персонажах в пёстрых костюмах, он остаётся очень милой и личной мелодрамой, которую можно порекомендовать даже тем, кому обычно работы режиссёра не заходят. А ещё здесь замечательный молодой Джейсон Шварцман, хорошая музыка и отсылки к «Апокалипсису сегодня», в чём тоже есть своя ирония.

«Высокое искусство» (High Art)

Режиссёр: Лиза Холоденко

В ролях: Рада Митчелл, Элли Шиди, Патриша Кларксон, Гэбриел Манн

О чём: Сид и Люси знакомятся из-за такой бытовой мелочи, как протекающий потолок. Их отношения помогут первой раскрыть настоящую себя, а второй сделать одну из лучших фотосессий в своей жизни. Учитывая, что Люси — героиновая наркоманка, долго эти отношения не продлятся.

1998: В этом году на «Сандэнсе» в первый раз заявила о себе Лиза Холоденко, ставшая одним из самых заметных независимых режиссёров нулевых. Через десять лет её наконец-то номинируют на «Оскар», но свой дебютный фильм она пока так и не переплюнула.

Почему: Когда совсем недавно прошел Международный Женский день, первым делом хочется порекомендовать к просмотру фильм о женщинах, снятый женщиной-режиссёром. У Холоденко хватило таланта рассказать историю о лесбийских отношениях очень аккуратно и без пошлости, и при этом в её рамках затронуть темы самоидентификации, путей достижения славы и жизни с ней (и после неё), этических рамок творчества, а также многие другие. Но прежде всего это очень красивая мелодрама, разыгранная отличными актрисами. В первую очередь это касается даже не Рады Митчелл и Патриши Кларксон, а Элли Шиди, которая благодаря роли Люси смогла стряхнуть с себя образ мрачной девочки из «Клуба Завтрак».


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Факультет» (The Faculty)

Режиссёр: Роберт Родригес

В ролях: Джош Хартнетт, Джордана Брюстер, Фамке Янссен, Элайджа Вуд, Клеа Дювалл, Роберт Патрик, Лора Харрис, Шон Хэтоси

О чём: когда в обычной школе учителя один за другим начинают превращаться в инопланетян со щупальцами, а единственный способ отличить своего от Чужого — принять наркотики… тут уж не до привычного имиджа.

1998: фильм был номинирован на премию «Сатурн», а еще принес нам целый ворох молодых и успешных актеров — Джордана ушла в «Форсаж», Элайджа — во «Властелина колец», а Джош долгое время был Большой Голливудской Надеждой на большую звезду (но в итоге выбрал тихую семейную жизнь в Британии).

Почему: сочетание как раз находившегося на пике популярности поджанра «ужасы про подростков» («Крик», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом») с классикой фильмов ужасов (от «Вторжения похитителей тел» до «Нечто») дало отличнейший результат, который и сейчас — страшно представить, 21 год спустя! —  смотрится на ура. Собственно, в волну фильмов про подростков он попал очень удачно благодаря тому, что за сценарий отвечал сценарист упомянутых выше подростковых франшиз Кевин Уильямсон; тут он выбрал немного более панковский подход — и не прогадал.

«Американская история Икс» (American History X)

Режиссёр: Тони Кей

В ролях: Эдвард Нортон, Эдвард Фёрлонг, Беверли Д'Анджело, Файруза Болк, Эллиотт Гулд, Стейси Кич

О чём: каково это, когда твой старший брат — неонацист; каково это, когда ты отсидел три года и хочешь, чтобы твой младший брат не повторял твоих ошибок.

1998: номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль у Эдварда Нортона — к сожалению, он проиграл Роберто Бениньи в фильме «Жизнь прекрасна».

Почему: история съемок фильма вышла едва ли не более скандальной, чем сам фильм. Режиссёр Тони Кэй хотел отказаться от упоминания своего имени в титрах и подал в суд на Гильдию режиссёров США, когда ему не дали это сделать; Эдвард Нортон перемонтировал фильм, увеличив свою роль, и заработал себе славу одного из самых «сложных» актеров (ну и номинацию на «Оскар»). Тем не менее, результат столь сложного процесса продолжает впечатлять — а при первом просмотре вовсе сбивает с ног, несмотря на некоторые очень явные и даже примитивные приемы манипулирования.