
Борис Хлебников: «Мне интересно снимать истории о сложных героях»
7 апреля 2019
В этом году на видеосервисе START состоится премьера киносериала Бориса Хлебникова «Шторм», мы встретились с режиссёром на съёмках в Кронштадте и узнали подробности.
О проекте пока известно немного. Была информация, что «Шторм» — это экранизация советской книги восьмидесятых, так ли это?
Нет, это не так. Мы с Натальей Мещаниновой пишем другой сценарий по книге Георгия Владимова «Три минуты молчания», но там мы всё переделали. И к «Шторму» это не имеет никакого отношения.
Как к вам пришла эта история и как вы начали над ней работать?
Всё получилось как-то случайно. Мы пришли с Наташей поговорить с Рубеном Дишдишяном о фильме «Аритмия». Рубен Левонович сказал, что у него есть идея и предложил нам подумать о её воплощении. Наташа параллельно начала над этой историей работать. В результате через пять месяцев появился сценарий «Шторма».
Это детектив и психологическая драма. Но жанр — это скорее фон истории многократных преступлений ради любви и отношений заклятых друзей.
Можно кратко рассказать фабулу?
Наверное, нет, потому что в фабуле будет совсем всё понятно про сюжет. Я боюсь, что пока не готов.
Постарайтесь без спойлеров.
Это история двух полицейских и их женщин. Один не может определиться, любит ли он свою жену. Это история скорее секса, чем любви. А второй абсолютно влюблён в свою жену и в какой-то момент случается обстоятельство, которое заставляет его начать совершать отвратительные поcтупки, чтобы его любимая осталась с ним.
То есть основной вопрос — на что человек пойдёт ради любви?
Да. Пара любящих друг друга героев — это Анна Михалкова и Александр Робак, а вторая пара — Анна Котова и Максим Лагашкин.
Действие происходит в наши дни?
Это современная история. Действие происходит в небольшом областном городе. Сейчас мы снимаем небольшой праздник чиновников, поэтому актёры в костюмах и платьях.
Кронштадт будет обозначен в фильме под своим именем?
Нет, это по сюжету северный, приморский город, чуть больше чем Кронштадт, как Мурманск примерно. Тысяч семьсот.
Какой был отправной импульс? Какое зерно было заложено в сценарий Натальи Мещаниновой?
Нам хотелось написать жанровую историю и снять сериал с очень сложными героями. Они максимально запутанны, их поступки не всегда правильные, с парадоксальными порой мотивациями. Это сначала. Потом история вырулила на другие смыслы: дружба, предательство, преступление ради чего-то и всё в таком духе.
То есть моральной оценки героев нет, они по сути — антигерои?
Я не оцениваю этих героев, мне скорее хотелось, чтобы мы к ним «подключились» и поняли, почему они делают те или иные вещи. Хотелось, чтобы эмоционально мы были с ними.
Есть ли внутренний прототип, ориентир, который по настроению или сюжету был бы похож и вспоминался?
Нет, такого нет. Очень сложно делать жанр в России. Никаких константных вещей здесь нет. Если подойти к милиционеру, спросить: «а как пройти на Пушкинскую площадь?», то он либо улыбнётся и покажет, либо можно сесть лет на десять. За что-то. Вдруг. Почему-то. И я не могу назвать ни одну профессию в России, которая не несёт в себе двойное дно — ни врач, ни чиновник, ни бизнесмен. В этом и состоит огромная сложность. Не хотелось делать честных ментов, потому что я в них не верю. Хотелось сделать сложных. Они не взяточники, у них нет особой морали, но на каком-то своём адреналине, подобно игроманам, они распутывают свои дела. Но они совершенно неоднозначные люди и это мне было особенно интересно сделать.
Экшен в фильме будет? Погони, перестрелки?
Нет, экшена нет, это скорее детектив.
Вы смотрели детективные сериалы, недавно выходившие?
Нет, это больше похоже на шаг в сторону американского кино семидесятых. Где очень жёсткие полицейские, где их можно с трудом отличить от преступников. «Французский связной», например.
Как актёры переживают непростую погоду Петербурга?
А её, слава богу, не было. Я очень боялся питерской погоды отвратительной. Но её не было. Был снег, не было ветра и минус десять. Комфортно снимать. Мы почти всю натуру отсняли.
Когда будет завершён монтаж и зрители увидят «Шторм»?
Эфир будет в этом году на видеосервисе Start. Мы снимаем для интернета.
Вы писали сценарий с Натальей Мещаниновой параллельно с «Сердцем мира» и «Аритмией». Есть ли их отголоски в «Шторме»?
Я не соавтор сценария, это авторский проект Наташи. Она делала это параллельно с «Сердцем мира», но никаких отголосков нет, конечно.
Вы сразу знали, что в фильме будут играть Михалкова, Робак, Лагашкин и Котова? Или был серьёзный кастинг?
Как такового кастинга не было, они сразу возникли у меня в голове. Я только сделал показательный кастинг для продюсеров.
С Анной Михалковой вы недавно снимали сериал «Обычная женщина», сценарий показали ей ещё тогда?
Я рассказывал, что Наташа пишет историю и я её собираюсь снимать. Когда досняли «Обычную женщину», я прислал ей первый вариант сценария.
Наталья Мещанинова не смотрит современное российское кино и ТВ, мотивируя это тем, что не хочет быть «в контексте». Вы успеваете смотреть, нравится что-то из того, что выходит?
Мне всё равно, если честно. Я по образованию киновед и смотрю то кино, которое мне нравится. Есть хорошее и плохое кино, вот и всё.
По ощущению стало больше хороших фильмов?
Не знаю. Как обычно.
Молодых артистов много в кино приходит? Вы работали с Горбачёвой, с Бортич не так давно. Есть ощутимая разница, ощущение, что с их приходом в кино будет меняться?
Очень много крутых молодых актёров. Мне кажется, что это какой-то миф, что нет хороших артистов. Их всегда довольно много, просто их надо искать и правильным образом применять.
А в нашей индустрии…
У нас есть кино, но нет индустрии. Индустрия есть в Америке.
И никаких надежд на её создание?
А она не нужна. Так же, как в Европе её нет. Очень маленькая русскоговорящая территория, индустрии здесь быть не может.
А если снимать на английском с субтитрами?
Кто это будет делать и зачем?
Вы не раз говорили, что не ожидали такого успеха «Аритмии». Что фильм так придётся по душе зрителю. Для героев фильма в конце есть надежда или ситуация, в которую они попали будет повторяться опять и опять?
Они не пойдут по кругу, они что-то для себя поняли, проговорили, а уж разведутся они или нет, это не самое главное.
Финал можно назвать счастливым?
Для меня счастливый конец в том, что они начали говорить друг с другом и прожили очень важный момент в жизни. Момент развода меня не волновал.
В сети есть список ваших любимых фильмов, среди которых есть «Крепкий орешек», «Космическая одиссея». Вы планируете сделать что-то столь же масштабное, может, есть какой-то проект на примете?
Пока таких мыслей не было.
А что будет после «Шторма»?
Пока не знаю, есть несколько вариантов.