кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (Blade Runner)

Кинорулетка: 1982

7 апреля 2019

Садимся в машину времени и предлагаем вспомнить некоторые из фильмов, вышедших в 1982 году — а заодно рассказываем, почему их стоит увидеть.

Наша кинорулетка проста и легка: мы берем определенный год, рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. В этом году отправимся почти на сорок лет назад — в 1982 год. Год, в котором в кинтеатрах безраздельно царил Спилберг со своим «Инопланетянином» — но хватало и других отличных фильмов.

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«48 часов» (48 Hrs.)

Режиссёр: Уолтер Хилл

В ролях: Ник Нолти, Эдди Мёрфи, Аннетт О’Тул, Джеймс Римар, Сонни Лэндэм, Брайон Джеймс

О чём: полицейский Джек Кейтс ищет двух опасных убийц-байкеров. Для поимки ему потребовались показания бывшего члена банды, чернокожего весельчака Реджи, но у него есть условие — Джек должен на время вытащить его из тюрьмы. На то у воришки есть целый ряд причин.

1982: Эдди Мёрфи крупно повезло, он был далеко не первым кандидатом на роль Реджи. Но судьба сложилась и вот — никого кроме двадцатилетнего Эдди в этом фильме нельзя и представить.

Почему: классический полицейский фильм восьмидесятых. Погони, перестрелки, много юмора и второплановое, шитое белыми нитками расследование. Но кому оно нужно, когда такая химия у пары Нолти-Мёрфи? Фильм получил сиквел спустя несколько лет, не менее крутой.

«Нечто» (The Thing)

Режиссёр: Джон Карпентер

В ролях: Курт Рассел, Кит Дэвид, Уилфорд Бримли, Т. К. Картер, Дэвид Кленнон

О чём: группа полярных исследователей сталкивается с таинственным агрессивным организмом, умеющим имитировать внешность и повадки других существ, в том числе и людей. Пока люди пытаются разобраться, «нечто» губит их одного за другим. Никому нельзя доверять, ибо существо может притворяться каждым из учёных.

1982: хоррор эпохи VHS, который полярники смотрят по сей день, оставаясь на станции на длительное время. Культовость фильм Карпентера приобрёл не сразу, но всё же вместе с «Чужим» из того времени мы вспомним именно «Нечто».

Почему: наводящий ужас полярный ад с инопланетным существом, музыка Морриконе, молодой и очень крутой Курт Рассел в полярном прикиде и классные чудища и спецэффекты.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Фрэнсис» (Frances)

Режиссёр: Грэм Клиффорд

В ролях: Джессика Лэнг, Ким Стэнли, Сэм Шеппард, Барт Барнс

О чём: О женщине, которая могла бы стать звездой Голливуда, но стала алкоголичкой и частой пациенткой психиатрических клиник. Не повезло ей ни с матерью, ни с убеждениями.

1982: За роль Фрэнсис Фармер Джессика Лэнг была номинирована на «Оскар» и впоследствии получила приз Московского кинофестиваля. В том же 1982 году она сыграла роль второго плана в «Тутси», за которую также была номинирована. Таким образом, Лэнг стала первой актрисой за сорок лет, отмеченной Киноакадемией в двух категориях. «Оскара» она получила за «Тутси», но все, включая её саму, прекрасно понимали, что на самом деле это за «Фрэнсис».

Почему: Главная причина для просмотра этого очень тяжелого фильма — Джессика Лэнг в расцвете своей красоты и таланта. Несмотря на то, что здесь заняты Ким Стэнли и Сэм Шепард (с которым Лэнг познакомилась на съемках и прожила почти двадцать лет), она всё равно перетягивает внимание на себя, даже когда не делает в кадре ничего особенного. Она ещё не включила свой фирменный образ стервы, благодаря чему её Фрэнсис, настолько же красивой, насколько несчастной, просто невозможно не сопереживать, особенно во второй половине фильма.

«Ганди» (Gandhi)

Режиссёр: Ричард Аттенборо

В ролях: Бен Кингсли, Рошан Сет, Джеральдин Джеймс, Мартин Шин

О чём: О человеке, который боролся за свободу для своей страны, не прибегая к насильственным методам. Рабиндранат Тагор назвал его «Великой душой» и это новое имя подходило ему наилучшим образом.

1982: Биографический фильм о Мохандасе «Махатме» Ганди не только стал лучшим фильмом 1982 года по версии Киноакадемии, но и получил Оскары в категориях «Лучшая режиссура», «лучший оригинальный сценарий», «лучший монтаж», «Лучшая мужская роль» и еще нескольких. Роль Ганди мечтали снять многие американские и британские актёры, но она досталась малоизвестному Бену Кингсли. Он сотворил с ней что-то совершенно невероятное.

Почему: Существует байка о том, что опоздавший на церемонию Дастин Хоффман, пробегая между рядами мимо Пола Ньюмана, сказал ему на ухо: «Ничего, ты же понимаешь, что мы всё равно сегодня не выиграем». И действительно, в этот невероятно сильный на мужские роли год, в который награды заслуживал каждый из пяти номинированных актёров, лучшим был Кингсли, растворившийся в образе настолько, что поневоле начинаешь верить в реинкарнации. При этом, его программная работа не становится единственной причиной для просмотра — есть и сильный сценарий, и достойная режиссура, и многое другое, что отличает классические байопики об известных людях. Этот фильм может показаться скучным, затянутым и слишком уходящим в пересказ общеизвестных фактов, но стоит признать, что история жизни Ганди такова, что сократить или изменить в ней что-то довольно сложно. И для того, чтобы почтить память этого выдающегося политика и удивительно мудрого человека, варианта лучше не придумаешь.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Офицер и джентельмен» (An Officer and a Gentleman)

Режиссёр: Тэйлор Хэкфорд

В ролях: Ричард Гир, Дебра Уингер, Дэвид Кит, Роберт Лоджиа, Луис Госсетт-мл.

О чём: о трудностях программы обучения пилотов морской авиации США на примере конкретного человека — Зак Мэйо сталкивается со всеми «прелестями» военной муштры, суровой дисциплины и на пределе сил человеческих физической нагрузки. Ну и про любовь, конечно.

1982: один из лидеров американского проката по итогам года (на третьем месте, за «Инопланетянином» и «Тутси») одновременно оказался любимчиком критиков и кинематографического сообщества. Фильм получил 6 номинаций на «Оскар» и унес две статуэтки — за лучшую роль второго плана (Луис Госсетт-мл.) и лучшую песню (Up Where We Belong в исполнении Джо Кокера и Дженнифер Уорнс). Статуэтка Госсетта стала исторической: первый раз за всю историю премии она досталась чернокожему актеру.

Почему: даже если вы никогда не видели этот фильм, то одну из сцен из него узнаете наверняка — благодаря многочисленным аллюзиям и пародиям на нее, от сериала «Друзья» до комедии «Горячие головы». Зак — в белоснежной офицерской форме — приходит за своей возлюбленной Полой на фабрику, где та работает, целует и уносит ее на руках, под романтичнейшую музыку и аплодисменты коллег девушки. Гир признавался, что не хотел сниматься в этой сцене — мол, слишком дешевый трюк, слишком мелодраматично, не сработает — но Хэкфорд убедил его попробовать, и Гир убедился — работает.

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner)

Режиссёр: Ридли Скотт

В ролях: Харрисон Форд, Шон Янг, Рутгер Хауэр, Дэрил Ханна, Эдвард Джеймс Олмос

О чём: в 2019 году, в Лос-Анджелесе будущего, бывший полицейский Рик Декард должен поймать и уничтожить четверых сбежавших репликантов. Конечно, как и во всякой антиутопии, всё окажется совсем не так просто.

1982: вышедший летом 1982 года в США фильм Скотта не стал хитом — да что уж там, провалился в прокате. Тестовые показы за несколько месяцев до проката показали, что зрители не совсем понимают сюжет — и для американского рынка была создана версия фильма с закадровым голосом Форда и хэппи-эндом; в прокате это фильм не спасло, а Харрисон Форд до сих пор в интервью рассказывает, что главным ужасным воспоминанием от «Бегущего» для него стали не ночные съемки под дождем, а запись на пост-продакшене этого самого закадрового монолога. Но трудная прокатная судьба в итоге вырулила к культовому статусу фильма, который Скотт позже выпустил в нескольких версиях — «режиссерская версия» в 1992 году, «окончательная версия» в 2007. Ну и к продолжению, которое снял Дени Вильнев — «Бегущий по лезвию 2049».

Почему: потому что это действительно культовый фильм — настолько, что его влияние можно обнаружить во многих кинематографических и даже литературных версиях дистопичного будущего. Потому что это круто рассказанная история в хорошо продуманном мире — в которой стреляют все развешанные по стенам ружья, и ни один кадр, ни один ракурс не добавлены в фильм просто так, без смысла. Потому что «Бегущий» идеален безо всяких пояснений, таким, какой он есть.