Кадр из фильма «Герой» Чжана Имоу

Кинорулетка: 2002

14 апреля 2019

Садимся в машину времени, отправляемся в 2002 год и рассказываем, какие из фильмов того года стоит вспомнить.

В нашей кинорулетке мы берем определенный год, рассказываем, какие фильмы этого года нам запомнились — и почему. Ну и, конечно, советуем посмотреть каждый из этих фильмов. В этот раз летим в 2002 год.

По итогам года лучшим на церемонии вручения «Оскаров» стал «Чикаго» (а «Банды Нью-Йорка» получили шиш да кумыш), Золотая Пальмовая ветвь досталась «Пианисту» Полански, в прокате правил бал второй том киноэпопеи «Властелин колец», на киноэкраны запрыгнул первый Человек-Паук новой эры — Тоби Магуайр, а II Эпизод «Звездных Войн» оказался первым фильмом франшизы, не ставшим победителем по сборам по итогам года. В Гонконге вышла «Двойная рокировка», ремейк которой несколько лет спустя принесет Мартину Скорсезе долгожданный «Оскар», Пирс Броснан в последний раз появился на экране в образе агента 007, а ленивец, тигр и мамонт впервые встретились в «Ледниковом периоде».

Мы же попробуем вспомнить, какими не столь громкими фильмами запомнился год. Поехали!


Выбор Валентины Ивашовой
Максим Девяткин

«Спеши любить» (A Walk to Remember, 2002)

Режиссёр: Адам Шенкман

В ролях: Шейн Уэст, Мэнди Мур, Питер Койот, Дэрил Ханна, Лорен Джерман, Клейн Кроуфорд, Аль Томпсон, Пас де ла Уэрта, Джонатан Паркс Джордан, Мэтт Лутс

О чём: Лэндон Картер — один из самых популярных подростков школы; Джейми Салливан — серая мышка, примерная ученица и дочка священника. Казалось бы, эти двое никогда даже не заговорят друг с другом, но так сложились обстоятельства, что Лэндону понадобилась помощь Джейми, между ними зародились симпатия, доверие и жизнь обоих сильно изменилась.

2002: Фильм был крайне неласково принят критиками, но при этом очень полюбился зрителям. Каких то серьезных наград он не получил, но исполнительница главной роли Мэнди Мур завоевала премию MTV Movie Awards «Прорыв года» за роль в «Спеши любить», обойдя таких сильных конкуренток, как Пенелопа Крус, Энн Хэтэуэй и Бритни Спирс. А Teen Choice Awards (молодёжная награда, ежегодно присуждаемая компанией FOX) фильм отметил дважды — Choice Chemistry (Шейн Уэст и Мэнди Мур) и Choice Breakout Performance — Actress (Мэнди Мур).

Почему: Фильм сняли по мотивам книги Николаса Спаркса A Walk to Remember. Пронзительная история любви молодых людей, где с одной стороны безжалостная юность, а с другой — караулит смерть; о том, как рождается любовь, как она меняет жизнь, как делает человека лучше, благороднее, и с закономерным печальным, но светлым финалом. Шейн Уэст и Мэнди Мур не зря получили премию Choice Chemistry, в их любовь веришь, им сопереживаешь. Тем печальнее было наблюдать за тем, как практически не развивается их дальнейшая карьера. И если Мэнди Мур все же получила свою звезду на Аллее Славы за роль в драматическом сериале «Это мы», то Шейн так и канул в лету неудачных проектов и незаметных ролей.

«Три икса» (xXx, 2002)

Режиссёр: Роб Коэн

В ролях: Вин Дизель, Азия Ардженто, Мартон Чокаш, Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Руф, Рихи Мюллер, Вернер Даен, Петр Якл, Ян Павел Филипенски, Том Эверетт

О чём: Спортсмен-экстремал Ксандер Кэйдж прожигает жизнь, устраивая опасные трюки и громкие акции. В какой-то момент он оказывается перед выбором — сесть в тюрьму или послужить на благо Родины. Его отправляют в сердце старой Европы, Прагу, где он должен помочь обезвредить русскую банду, планирующую террористическую акцию.

2002: В начале нулевых мир для себя открыл экстремальные виды спорта, впереди была ошеломляющая популярность паркура и бейсджампинга. Фильм с Вином Дизелем вышел на пике этого интереса. Новый герой начинающегося столетия был достаточно отважен, что бы любить экстрим, но и достаточно умен, что бы правильно рассчитать последствия и риски. Мускулы, татуировки, ум и отсутствие страха перед бездной.

Почему: По сути «Три икса» это банальный боевик, где полно штампов — русские бандиты, опасное оружие, роковая женщина, неубиваемый герой с патологическим везением. Но в фильме есть Вин Дизель, который наделил своего героя убийственной харизмой. потрясающие трюки, отличный саундтрек, динамичный сюжет. И новизна. Герой — не шпион в отлично пошитом костюме, а раздолбай в татухах, которого отправили на дело шантажом. Все это выделяет «Три икса» из множества ему подобных и делает отличным вариантом для вечернего просмотра.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Джерри» (Gerry)

Режиссёр: Гас Ван Сент

В ролях: Мэтт Дэймон, Кейси Аффлек

О чём: О парнях с одинаковым именем, которые то ли что-то ищут, то ли заблудились, то ли пришли именно туда, куда должны были.

2002: Немного поиграв в студийное кино (по его собственным словам, «там было неплохо, но не хотелось бы превращаться в Лассе Хальстрема») в начале нулевых Гас Ван Сент вернулся к проекту, отсылки к которому можно увидеть в его книге, вышедшей в конце девяностых. Премьера первой части «Трилогии физической и духовной изоляции» состоялась на кинофестивале «Сандэнс» в январе 2002 года. Для развития авторского кино (в первую очередь американского, но и мирового тоже) этот фильм не менее важен, чем более известная вторая часть цикла — «Слон».

Почему: Новаторство «Джерри» просматривается уже в истории его создания — по официальной версии (то ли правдивой, то ли нет) Ван Сент, Дэймон и Аффлек написали сценарий и непосредственно перед съёмками сожгли его. В этом фильме абсолютно всё: отсутствие классического нарратива, минималистичный пейзаж (становящийся к финалу всё более и более пустынным), операторская работа, импровизированные дежурные диалоги, два актёра в нейтральной одежде — рассчитано на зрительское восприятие. Форма становится настолько чистой, что в ней можно увидеть что угодно, или же не увидеть ничего, и это тоже вполне допускается. Использует ли Ван Сент наработки Белы Тарра и Филиппа Гарреля? Безусловно, но он идёт дальше. И, что самое интересное, американское независимое кино сейчас только начинает движение в этом же направлении. Одно только не изменилось — из актёров в это всё ещё не может почти никто, кроме Кейси Аффлека.

«Морверн Каллар» (Morvern Callar)

Режиссёр: Линн Рэмси

В ролях: Саманта Мортон, Кэтлин МакДермотт, Пол Попплуэлл, Руби Милтон

О чём: В рождественское утро Морверн просыпается и понимает, что её парень покончил с собой, а вся кухня залита его кровью. Она не только не выполняет его последнюю волю, но и прячет расчленённое тело в лесу, и теперь ей надо как-то с этим жить. Для начала можно уехать в Испанию.

2002: Премьера второго фильма Линн Рэмси, основанного на романе Алана Уорнера, состоялась на Каннском кинофестивале 2002 г. Он получил не только два приза в Каннах, но и две номинации на премии Европейской киноакадемии и приз ФИПРЕССИ кинофестваля в Сан-Себастьяне. Он же открыл для мирового кино Саманту Мортон, которая была номинирована на «Оскар», но за другой фильм. Честно говоря, лучше бы за этот.

Почему: В контексте творчества Рэмси этот фильм смотрится несколько пограничным — уже не «Крысолов», но ещё не «Нам нужно поговорить о Кевине» — и именно этим он интересен. В нём больше оригинальности, но при этом сюжет и актёрские работы (в первую очередь это касается Мортон, но в целом хвалить хочется всех) имеют большее значение, чем в следующих фильмах. Поэтому из всей фильмографии режиссёра (на данный момент небольшой) в первую очередь хочется посоветовать к просмотру именно «Морверн Каллар», примечательный и замечательной игрой Мортон, и операторской работой, и действительно интересной историей, рассказанной ярко и доступно. Потом стало просто ярко. Но кому-то и так нравится.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Герой» (英雄)

Режиссёр: Чжан Имоу

В ролях: Джет Ли, Тони Люн, Мэгги Чунг, Донни Йен, Чжан Цзыи

О чём: Безымянный мелкий чиновник приходит во дворец вана земли Цинь и приносит оружие трех поверженных им врагов — убийц, покушавшихся на правителя. Из-за опасений за свою жизнь жестокий ван не подпускает к себе никого ближе, чем на сто шагов, но объявленная награда за уничтожение этих опасных врагов — право приблизиться к правителю на расстояние в десять шагов. Безымянный получает свою награду и рассказывает, как он смог одолеть столь опасных противников, правителю — но тот видит несостыковки в рассказе, и предлагает свою версию…

2002: один из самых дорогих на тот момент проектов китайского кино стал и чемпионом по сборам, а через два года вышел и в США. За океаном «Герой» тоже поставил рекорд — стал первым китайским фильмом, возглавившим американский бокс-оффис, да еще и на протяжении двух недель.

Почему: формально соответствующий традициям китайского «боевого фэнтези» фильм на деле использует жанр как форму, в которой удобно подать притчевое содержание. Важным становится не столько и не только то, как герои совершают невероятные прыжки, безоружными отражают стрелы целой армии или бегут по воде, но заложенная история объединения Китая, которая должна основываться не только на крови врагов, но и самопожертвовании.

Визуальная составляющая фильма — четыре части истории, каждая из которых решена в своем цвете, — такова, что даже если история Китая, боевые искусства и Джет Ли вам не интересны, от экрана вы не оторветесь.

«Перевозчик» (The Transporter)

Режиссёры: Кори Йен, Луи Леттерье

В ролях: Джейсон Стэйтем, Шу Ки, Франсуа Берлеан

О чём: британский отставной военный Фрэнк Мартин живет на Лазурном берегу и зарабатывает на жизнь перевозкой. Он перевезет всё, что угодно, надо только следовать трем правилам: договоренности не менять, имена не называть, посылку не открывать. Однажды он сам нарушит свои правила — и тут-то всё и завертится.

2002: Люк Бессон написал сценарий фильма по мотивам своих любимых американских фильмов («Водитель» Уолтера Хилла тут виден явно) и серии рекламных картин BMW The Hire. Проходной по сути фильм получил культовый статус, навсегда закрепил за Джейсоном Стэйтемом образ сурового героя боевиков и породил продолжения, ребут и даже телесериал.

Почему: это просто очень ладно скроенный фильм действия, в котором все составляющие на месте — от харизматичного героя до места действия, от побуждающего мотива до хореографически выверенных боевых сцен. «Перевозчик» по-прежнему отлично смотрится даже больше чем 15 лет спустя именно благодаря такому классическому набору.