Синемафия посмотрела: «Мстители: Финал»

30 апреля 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Мстители: Финал».

Синемафия посмотрела самый ожидаемый фильм года. Разбираемся, почему «Финала» стоило ждать все одиннадцать лет существования кинематографической вселенной Marvel.

Ольга Володина

Описать фильм без спойлеров вообще невозможно; сюжет завязан на такое количество деталей, что и пытаться его обсуждать перед несмотрящими можно только в формате «А помнишь, как УУУУУУУ и АААААААА?». Так что посмотрим на фильм как культурный феномен в первую очередь.

«Мстители: Финал» — это не просто кино, это конец эры. Мы шли к нему 11 лет и 21 фильм; мы год строили теории одна безумнее другой; мы переживали за героев, подозревая, что со многими прощаемся навсегда. Как конец эры «Финал» и работает: три часа нафаршированы отсылками, оммажами и прочими пасхалками куда сильнее, чем рождественский гусь — начинкой, и каждая сцена вызывает ностальгию у следивших всё это время за вселенной.

Будет ли фильм так же эффектно работать с аудиторией, которая сталкивается с героями впервые — видимо, эксперимент, результаты которого мы никогда не узнаем: так или иначе, мимо ходящих в кино «Мстители» и герои первых трех фаз Marvelverse пролететь не могли. Поэтому и оценивать ленту в отрыве от остальной киновселенной — дохлый номер; без остальной вселенной у нас останется вагон вопросов о характеристиках персонажей, сюжете или даже местах действия, ответ на которые — в остальных картинах франшизы.

Собственно, это единственная претензия, которую можно выдвинуть финальным «Мстителям» — это не самостоятельный фильм. Все остальное — от настоящих эмоциональных качелей до пиршества CGI — картина обеспечивает.

Это конец эры, пусть по фильму и щедро разбросаны намеки на будущие приключения: второго такого киномарафона у нас не будет, даже если Marvel будет снимать фильмы еще сто лет. Потому что этот был первый, ни на что не похожий.

Валентина Ивашова

«Стыдно убивать героев для того, чтобы
растрогать холодных и расшевелить равнодушных»
Евгений Шварц, «Обыкновенное чудо»

Почему-то по выходу из зала кинотеатра я вспомнила слова из любимой сказки детства.

Вот и завершилась сага про Мстителей. Великолепный драматичный финал. Три часа фильма пролетели совершено незаметно, в какой-то момент уходишь в сюжет и тебе становится все равно, что рядом хрустят попкорном, а два подростка на соседних креслах обсуждают фигуру Черной Вдовы, да и они замолкают через какое-то время, внимательно следя за героями.

Прекрасно показана горечь поражения в начале фильма, когда нужно смириться и продолжать жить. Сюжет собран из кусков отчаяния и проблесков надежды, отчаянных рывков в безнадежность. Все завершилось лучше, чем я надеялась, и гораздо хуже, чем мне хотелось. Но таковы правила игры. По окончанию просмотра испытываешь светлую грусть.

Все ниточки подобраны и узелки завязаны, для одних Мстителей эта история завершилась, но для других все еще продолжается, и, вероятно, там будет еще немало интересного.

Максим Девяткин

Завершение франшизы о супергероях с фирменным юмором можно сравнить, пожалуй, с завершением очень важной главы в жизни, о которой хочется вспоминать с теплотой. Мы все ходили в кино, фанатели, игнорировали, любили и ненавидели — но смотрели.
Фильмы о супергероях объединили людей во всём мире, даже если вам не о чем поговорить — спросите, а кто ближе собеседнику: Тони или Кэп? И можно выйти на совершенно неожиданные пути в беседе. И это здорово. Мстители подарили нам универсальный язык, как «Игра престолов», на котором вы можете говорить во всех уголках планеты.

О влиянии этого кино на культуру и на представление о кинотеатральном показе ещё напишут немало научных работ. С помощью фильмов о Халке, Торе и прочих, многое стало понятно и о современных зрителях, которые идут в кинотеатр и поддерживают это кино в сто раз охотнее чего-либо другого.

И завершение этой эпопеи, современной сказки для всех, не могло не стать ярким, эпичным и немного печальным днём в календаре.

Без спойлеров говорить о сюжете невозможно, да и пустое это — просто идите в кино. Можно фильм критиковать, и не без причин. Есть провалы в деталях, есть абсолютно плакатные сцены, продиктованные современными трендами. И даны они настолько в лоб, что трясёт. Но есть в этих трёх часах ностальгии что-то душевное и человечное, когда искренне радуешься за развязку судьбы одних, и горько и обидно за участь тех, кто не дожил до финальных титров.

Круг сомкнули красиво, за что спасибо. И отдельно — за поклон «Большому Лебовски».

Петр Зайцев

Братья Руссо и Кевин Файги совершили практически невозможное. Полностью увязать все сюжетные линии всех предыдущих двадцати с лишним картин не под силу даже им, но тем не менее «Финал» перенасыщен оммажами, цитатами и отсылками. Стреляют ружья, о которых многие успели позабыть, появляются персонажи, которых не все сходу вспомнят, возвращаются актёры, которые, казалось, уже навсегда порвали с киновселенной Marvel, и даже впервые на большом экране появляется герой из марвеловского сериала. Обсуждать предметно всё это пока невозможно, потому что каждое такое появление или упоминание автоматически становится спойлером. К сценарию остаётся немало вопросов, в том числе и к фундаментальным принципам устройства экранной вселенной, но каждый такой вопрос тоже сразу же становится спойлером. Да и, на самом деле, все вопросы перестают иметь значение, когда в кульминационный момент практически все важные персонажи всех предыдущих фильмов собираются вместе. В этот момент испытываешь чувство восторга, которое невозможно сравнить с эмоциями от просмотра ни одного другого фильма. Безусловно, это стоило всех ожиданий. И все кассовые рекорды «Финала» безусловно заслужены. Это не просто кино, это ярчайшее событие в истории современного кинематографа. Такого не было до и, скорее всего, уже не будет после. Такое случается раз в жизни. И нам с вами очень повезло наблюдать это здесь и сейчас.​​

Наш вердикт: