Синемафия посмотрела: «Люди Икс: Тёмный Феникс»

11 июня 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Люди Икс: Тёмный Феникс».

На этой неделе мы посмотрели последнюю часть франшизы о Людях Икс от студии Фокс. Разбираемся, удалось ли создателям поставить красивую точку в этой истории.

Максим Девяткин

Режиссёром «Тёмного Феникса» стал Саймон Кинберг, написавший сценарий фильма «Люди Икс: Последняя битва», где использовался тот же сюжет о доброй-предоброй телепатке Джин Грей, в которую вселяется некая энергия, и она становится опасной для всех вокруг. С той поры во франшизе наснимали кучу фильмов, менялись концепции, временные рамки, актёры, режиссёры и сценаристы. В итоге все запутали всех, и мир получил клубок из историй про Людей Х, где много пробелов, ляпов и неточностей.

Каждый фильм неплохо смотрелся отдельно, но выглядел будто копия предыдущего, за редким исключением: неплохим шагом стали фильмы с МакЭвоем и Фассбендером в роли молодых профессора Ксавье и Магнето. Рассказав о прошлом хорошо знакомых героев, как-то интереснее и необычнее стала франшиза в целом, потом был «Апокалипсис» и совершенно великолепный «Логан» — образец супергеройского кино и идеальное завершение почти двадцатилетней истории первой кинематографической версии Людей Х. И казалось бы — всё, завершилось, снимайте эту историю иначе, правда? Но нет.

Студия решила продолжить, и получился «Тёмный Феникс», фильм, повторяющий историю Джин Грей, интерпретацию которой мы уже видели. И при всём изобилии сюжетов в комиксах хочется спросить — ну зачем?

На протяжении двадцати лет все фильмы о Людях Х снимались на серьёзный лад и с ужасным пафосом. За эти годы кино про супергероев изменилось, а Люди Х нет. Нам как вдалбливали «изгои, меньшинство, семья, такие как есть, расизм, толерантность и далее по тексту» — так и талдычат. Похоже, что Саймон Кинберг жил эти двадцать лет на другой планете, потому как его детище смотрится абсолютным «братом» фильмов начала века, и не спасает ничего: ни предсказуемый сюжет, ни тухлый экшен с яркими, но весьма посредственными спецэффектами, ни даже звёздный состав артистов.

«Феникс» попросту очень скучный, предсказуемый. Да, пылающая изнутри Софи Тёрнер — зрелище завораживающее, но лишь первые минут пятнадцать. Дальше просто ждёшь, когда пойдут титры.

Безумно жаль Фассбендера и МакЭвоя, талантливейших людей, пытающихся выжать одну и ту же драму уже который фильм. Однотипные конфликты уже порядком надоели в этой франшизе, ну, а за то, во что превратили Джессику Честейн, должна быть отдельная статья в каком-нибудь кодексе. Ну и напоследок, само собой, смазанный финал и хэппи-энд с закадровым текстом (!!!). В общем, непонятно зачем это было и кому это надо смотреть.

Алексей Куртышев

Так получилось, что «Тёмный Феникс» — последний фильм о мутантах от студии FOX (не считая переснимающихся «Новых мутантов»), и требования к нему выдвигают огромные. Только он последний не от того, что создателям так захотелось, а потому что Disney купили FOX и получили права на мутантов обратно. Поэтому очень странно рассматривать картину как финал, тем более, учитывая кавардак, творящийся в таймлайне, свой финал фанаты уже получили в «Днях минувшего будущего». А «Тёмный Феникс» — всего лишь ещё одна глава в истории мутантов. Саймон Кинберг изначально планировал ещё несколько фильмов о младших версиях оригинальных персонажей, и, если судить по этому фильму, то всё могло получиться очень неплохо!

Для начала вспомним, что Кинберг — дебютант, и если уже в первом его фильме есть сцены, которые, несомненно, запоминаются, то что было бы дальше? Больше всего радует, как бережно показаны взаимоотношения внутри команды и сколько вообще уделено этому внимания. Будто хорошая сцена слаженной работы героев из условных «Мстителей», только увеличенная до целого фильма. За взаимодействиями интересно наблюдать — из-за этого экшн-сцены вызывают эмоции, даже когда превращаются в бойню пикселей. Фильмы о Людях Икс всегда про команду и даже «Тёмный Феникс», выводя на первый план Джин Грей, всё ещё об этом. Да о семье, да об изгоях и о меньшинствах. «Люди Икс» в принципе об этом, и если бы в этот раз ничего из этого не было, то за отсутствие этих тем и критиковали бы.

Фассбендер и МакЭвой как всегда великолепны. Могу согласиться с Максимом в том, что выжимают одну и ту же драму из фильма в фильм, но лишь отчасти. Потому что в случае с Магнето, который в этот раз имеет максимально простую сюжетную линию, нам показывают ещё один вариант его спокойного сосуществования с миром. История же Профессора Икс и вовсе показывает Ксавье с новой стороны — уже не такой мудрый и правильный, каким мы его видели в лице Патрика Стюарта, не тот, что был сияющим в «Первом классе» и сломленным в «Днях минувшего будущего». Совершенно новый взгляд на персонажа. В рамках вселенной фильмов, конечно.

Молодой состав в этот раз получился лучше — Софи Тёрнер, получив больше экранного времени, показала Джин Грей не хуже Фамке Янссен и вообще стала эмоциональным центром фильма. Остальные мутанты из команды (каждый!) получили по отличной экшн-сцене, не зацикленной на одном персонаже, как это было с Ртутью, например, а грамотно вплетенной в общие действия напарников. Если называть такое «тухлым» экшеном, то что у нас происходит в остальных блокбастерах? Единственная проблема в этом фильме такая же, как и в любом другом супергеройском кино — уровень способностей персонажей сильно варьируется даже в рамках одного фильма, что уж говорить о всей вселенной.

В фильме есть интересно поставленный экшн, новый взгляд на некоторых персонажей (особенно хорошо показаны проступки Ксавье, Мистик как наставник новых мутантов и Эрик во главе общины), музыка Ханса Циммера и Джессика Честейн, играющая настолько безэмоционально, будто с другой планеты. И это не финал для команды Людей Икс, но ещё один неплохой фильм для киновселенной.

Наш вердикт: