«Пространство музыки»: фильм-вдохновение о путешествии в поисках новых талантов Англии

25 июня 2019

Синемафия отправилась на показ документального фильма «Пространство музыки» о велосипедном путешествии в поисках новых талантов из Британии и поговорила с режиссёрами картины, Петром Келептришвили и Артёмом Ожоговым.

Документальный фильм «Пространство музыки» рассказывает о велосипедном путешествии в поисках новых талантов из Британии. Четыре меломана отправились в поход, чтобы найти будущих Beatles. Получилось у них или нет — мы узнали у режиссёров картины, Петра Келептришвили и Артёма Ожогова, которые после показа ответили на вопросы зрителей.

Какие трудности вы преодолели, чтобы снять это кино?

Артём: прежде всего поиски музыкантов. Это очень большая и сложная работа. Ну и представьте: четыре парня целый месяц вместе едут на велосипедах по Великобритании, хотя за три недели до выезда некоторые из нас были попросту незнакомы друг с другом.

Пётр: с Артёмом мы вместе учились режиссуре, а с ребятами мы на тот момент познакомились совсем недавно. Не всё складывалось гладко, был элемент напряжения и внутренний конфликт присутствовал, но без этого было бы скучно.

Почему вы решили снимать кино про британских музыкантов?

Артём: мы очень любим музыку и нам было интересно именно британское направление. У нас в детстве было много пластинок, которыми мы заслушивались и, изучая современных исполнителей, поняли, что все они так или иначе родом оттуда же, из Британии. Пытаясь ответить на вопрос «почему так?», мы начали копать и выяснили, что до шестидесятых ничего подобного и в помине не было. И нам стало интересно, почему именно после Beatles произошёл такой скачок развития музыки. Мы поговорили с многими музыкантами на эту тему и параллельно искали самородков, таких же талантливых, но пока неизвестных людей, какими в своё время были битлы. Поэтому Британия.

Во-вторых, мы хотели поехать именно на велосипедах — не хотели торопиться, а дать себе возможность останавливаться, смотреть, слушать, делать всё без спешки. Любая другая страна была бы куда более тяжёла при таком передвижении, та же Америка.

Пётр: велики пришли в голову не «вдруг» и не из-за нехватки денег на транспорт. Это был абсолютно сознательный выбор, чтобы прочувствовать атмосферу тех мест. Огромное количество материала, который попал в фильм, это наши перемещения и эти пространства вместе с атмосферой британской музыки помогли сделать фильм таким, какой он есть.

Сколько километров вы проехали на велосипедах?

Пётр: больше тысячи. Это немного, с учётом того, что мы снимали месяц.

Артём: бывали дни, когда мы встать не могли после дороги.

Пётр: у нас были супер загруженные дни, мы с утра до ночи искали и снимали музыкантов, ездили по городам. Нас было всего четверо и мы перемещались преимущественно ночью, как-то так получалось: думали, что доедем на место к полуночи, а приезжали ближе к утру. Это была своего рода медитация, когда просто едешь, только физическая нагрузка и мозг отключается, не хочется даже спать.

Артём: все лишние мысли за это время в голове прокручиваются и начинаешь думать о чём-то более глубинном, подсознательном.

С музыкантами вы заранее договаривались о встрече или импровизировали и искали их на улицах каждого города?

Артём: мы прилетели в Ливерпуль и в первый день не знали что делать. У нас не было ни одной договорённости.

Пётр: они были, но ливерпульские музыканты, на которых мы вышли через интернет из Москвы, перестали нам отвечать или пропали с радаров. Так перед нами появился абсолютно белый лист бумаги.

Артём: поехали по улицам в поисках музыкантов и потихоньку втянулись, поняли методику.

Пётр: у нас их было две. Внезапные встречи «там играет музыка — идём туда», так мы встретили парня, который только что подписал контракт со студией Universal, и поиск музыкантов через интернет. Через iTunes, Spotify, Facebook и так далее.

Вы искали только неизвестные таланты или пытались выйти на популярных музыкантов?

Артём: на топовых музыкантов мы не рассчитывали, у нас не было такой цели. Плюс во время поездки стало ясно, что до них никак не достучаться. Все менеджеры писали шаблонные ответы на наши запросы.

Пётр: но какого-то сценария у нас не было.

Артём: да и как можно в документальном фильме иметь сценарий, когда мы даже не знали, кто наши герои?

Съёмки проходили в прошлом году?

Пётр: они проходили довольно давно, прошло уже три года с момента съёмок. Первые месяцев семь мы отходили от поездки и дальше в разные периоды занимались фильмом.

Вы продолжаете следить за судьбой музыкантов, о которых рассказали в фильме? Как зрителям найти музыкантов, если они им понравились?

Пётр: у нас есть группа VK и аккаунт в Instagram, через который легко отследить всех наших героев — в числе подписок аккаунта только они. Со всеми всё хорошо. Парень, у которого был рак — вылечился, девушка, которая битбоксила в Лондоне — стала мультиинструменталистом и начала развиваться, как профессионал.

Артём: мой любимый музыкант Джордж Косби пропал. Он почему-то ушёл в себя и удалил все треки из iTunes, хотя он имел все перспективы на успех.

Пётр: у нас есть плейлист на Apple Music, он доступен, если написать нам в Instagram. Если всё получится, то вскоре он появится в открытом доступе на Яндекс. Музыке в рамках продвижения фильма.

Вы спорили о музыке во время путешествия, пытались предугадать, кто «выстрелит»?

Артём: да, конечно были конфликты, что-то «не моё», мнения расходились. Мы думали, что как раз парень с Universal пойдёт дальше всех…

Пётр: …но он оказался самым рефлексирующим. Он подписал контракт на более простую и однообразную музыку, чем та, которую он мечтал играть. Взяли его потому, что в Spotify он был несколько недель в топе, но дальше он, видимо, рассчитывал на продвижение более интересных своих работ. Но последовало затишье и он перегорел. Хотя в прошлом году он появлялся на радио BBC.

Вы подбирали компанию в путешествие за несколько недель до поездки. Неужели все были вовлечены в идею фильма при планировании в такие короткие сроки?

Артём: все горели с самого начала.

Пётр: с нами должен был ехать один оператор, но он не смог, поэтому за месяц до отъезда пришлось искать другого. Появился Арсений и на первой встрече мы поняли, что это попадание «в точку» — мало того, что он учился во ВГИКе, так он ещё меломан и хорошо разбирается в британской музыке. У него был лучший в группе английский и когда мы приходили знакомиться с музыкантами, он за пять минут мог создать атмосферу, обаять знаниями и наши герои понимали, что это не просто какие-то ребята из России с камерками непонятно что хотят, а люди, которые понимают что-то в музыке.

С четвёртым участником, Кириллом, полноценного попадания не случилось, но он нам очень сильно помог. Изначально у него была другая роль в проекте, а в итоге он стал нашим интервьюером и совершал массу другой важной работы. Все сложилось так, как должно было.

Много материала не вошло в итоговую версию фильма?

Артём: много, изначально фильм был минут на двадцать больше. Мы его сокращали несколько раз.

Пётр: общий хронометраж отснятых материалов примерно на семь суток непрерывного просмотра. Мы снимали на четыре основных камеры и порой использовали дополнительные.

Артём: мы снимали с утра до вечера — переезды, съёмки, съёмки, съёмки и опять переезды.

Все музыканты вошли в фильм или кого-то было решено вырезать?

Артём: изначально, когда мы сели за монтаж, мы думали, что будем строить историю на нескольких музыкантах, но потом поняли, что не можем отказаться ни от кого и вошли абсолютно все.

Пётр: не было ни одного музыканта, который повторял бы стиль другого и все они интересные и уникальные. Единственное, что было общим — горящие глаза. И отличались мотивации. Кому-то было достаточно, например, сидеть в подвале в Бристоле и просто играть в кайф по вечерам. Те ребята поблагодарили нас и выгнали через сорок минут разговора, потому что у них оставался только час свободного времени, чтобы поиграть.

Какой город наиболее атмосферен и богат на таланты на вашем пути?

Артём: на днях был такой же вопрос в Москве и мы сошлись на том, что это Бристоль. У каждого своя причина, но тут мы единодушны. Светлый и мягкий город, в который хочется вернуться.

Вы первый раз были в Англии?

Пётр: кроме Лондона никто нигде не был.

Артём: Лондон и остальная Англия, это как два разных континента. Как у нас есть Москва, Петербург и всё остальное — у них примерно то же самое, но не на уровне статусности, а отношения к жизни.

Английским музыкантам были знакомы русские исполнители?

Артём: диджей в Манчестере показал нам свою коллекцию пластинок и там были Алла Пугачёва, группа «Зодиак», он их, кстати, очень хвалил.

Пётр: мы особенно не спрашивали о наших исполнителях, не надеясь на положительный ответ.

Артём: им без разницы окружающий мир, они сами в себе живут, не задаваясь вопросами откуда пришла музыка, что было до битлов и так далее. Просто пытаются творить самостоятельно, без ориентиров.

Пётр: многие говорят, что не слушали Beatles никогда.

Артём: но при этом сами говорят, что «Beatles у нас во всём».

Пётр: отчасти это правда, но всё-таки вместе с остальными классиками британской музыки.

Вы нашли новых Beatles?

Артём: нет.

Пётр: мы не искали Beatles, мы искали таланты.

Артём: таланты, которые потом должны стать известными музыкантами и произвести фурор, звезда, способная принести в музыку что-то новое. Ждём, надеемся и верим.

Как в графу «благодарности» попал Шура из «Би-2»?

Артём: мы хотели поехать на год раньше, но столкнулись с трудностями, он поддержал нас и нашу идею, мы не прекратили эту затею и на следующий год с другими ресурсами и приоритетами мы отправились в путь.

Пётр: сначала мы пытались собрать деньги, но не собрали ничего. На следующий год взяли кредиты, заняли у друзей и поехали на свои. Впоследствии поняли, что именно в это время и надо было ехать. Поняли по судьбоносным моментам и совпадениям, которые случились именно тогда, когда мы где-то проезжали или останавливались.

Импровизация была всё время?

Пётр: импровизация с очень крутой подготовкой.

Вторая часть путешествия будет?

Артём: главное то, как фильм пройдёт в кинотеатрах и будет ли нужна вторая часть вообще. У нас уже хорошие отзывы и критика с тех показов, которые были ранее, но это слишком большая работа — сделать так, чтобы люди пришли посмотреть и мы с ней сами не очень хорошо справляемся.

Пётр: мы режиссёры, не продюсеры. У нас есть прокатная компания, наверное сейчас самое главное, что они в нас поверили и документальный фильм-путешествие про британскую музыку идёт в прокате в кинотеатрах, да ещё и в сорока одном городе страны. Это большой и классный прокат. Мы продолжим в любом случае, но приятнее будет, если будем знать, что есть зрители, которым это нужно, и они придут посмотреть наше кино.

Артём: в Британии мы встретили людей с горящими глазами и неподдельной любовью к своему делу, к музыке. Они нас сильно вдохновили и нам очень хочется передать это вдохновение всем нашим зрителям.

Фестивальная история у фильма будет?

Пётр: да, мы принимали участие в российских фестивалях, но среди британских нас не взял ни один, что странно. Мы уже это пережили, но не поняли почему. Нам казалось, что им интересен взгляд «со стороны». Это, кстати, та причина, по которой мы не стали снимать фильм о российской музыке.