Синемафия посмотрела: «Король Лев»

24 июля 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Король Лев».

На прошлой неделе мы посмотрели новую версию классической диснеевской истории. Разбираемся, почему лучше стоит пересмотреть старый добрый мультфильм.

Ольга Володина

«Король Лев» Джона Фавро — это точно как «Король Лев» 1994 года с двумя отличиями: во-первых, тут фотореалистичные львы сгенерированы на компьютере с помощью сложнейших технологий, чтобы выглядеть как живые, и, во-вторых, тут есть новая песня Бейонсе в саундтреке. К сожалению, на этом различия заканчиваются: ни в сюжете, ни в составе героев, ни даже в раскадровке отличий нет. Никаких.

Собственно, это само по себе для блокбастера не так чтобы большой недостаток: прямо скажем, если цель — срубить бабла на ностальгии, то никаких различий и быть не должно, иначе никакой ностальгии у зрителя не возникнет. Правда, для художественного высказывания это смерть — но, видимо, студия «Дисней» не гналась за художественностью. Фавро сделал почти то же, что и с «Книгой Джунглей», разве что теперь — никакой антропоморфности: действуют максимально похожие на настоящих животных компьютерные проекции (правда, по причине детского рейтинга поголовно лишенные гениталий, что несколько мешает воспринимать фильм как историю с National Geographic). По причине похожести никакой мимики, природой не предусмотренной, у животных нет, и выглядят их диалоги потому… странно. Представьте львицу с не меняющейся мордой, почему-то говорящую с техасским акцентом (стоп, это же Африка?) или птицу-носорога, у которой из клюва вырывается настоящий королевский английский. В мультяшной версии поверить в это было куда легче, чем в такой вот «почти настоящей». К тому же, зачем было делать фотореализм и вообще упускать реальность отношений в львином прайде (скажем, тот факт, что Симба и Нала — это наши Джейме и Серсея Ланнистеры)?

Собственно, с озвучиванием еще одна проблема: несмотря на то, что актеров выбирали по африканской крови, с работой справляются далеко не все. Чиветель Эджиофор, обычно прекраснейший, против Шрама в версии Джереми Айронса не тянет вообще (и ему не помогает, что его герой лишился ярких глаз и стал выглядеть как выбитый коврик); Бейонсе отлично поет, но в роли Налы ей делать нечего — ну и голосовая гармония у них с Гловером не складывается, он звучит на несколько десятков лет младше. Кстати, о «младше» — благодаря Джеймсу Эрлу Джонсу у нас сходу уверенность, что Муфаса доживает последние дни, ведь он давно уже перешел черту пенсионного возраста.

Есть ли что-то хорошее? Бородавочник и сурикат прекрасны (даже если учесть, что внешность бородавочника довольно мерзкая вне мультяшности). Технологии шагнули очень далеко, и смотреть фильм как парад достижений компьютерных технологий — одно удовольствие. Но не как кино.

И опять же, если вам нравится смотреть то же самое — почему бы не посмотреть «Короля Льва» 1994 года?

Максим Девяткин

Самый главный и примечательный плюс нового «Короля Льва» — до максимума довинченная реалистичность и красота саванны. Смотреть на бескрайние просторы Африки на экране можно бесконечно, но параллельно разворачивается чуть не шекспировский сюжет, и на него как-то всё равно. Но так быть не должно — если хочется посмотреть саванну, то можно включить передачу с закадровым голосом Николая Дроздова. От пересъёмки классики ждёшь чего-то другого: переосмысления, обновления, но никак не слово в слово, кадр в кадр повторения сюжета детства.

С точки зрения биологии и с познавательными целями даже детям смотреть это не стоит — ничего общего с поведением львов Симба и Ко не имеет, и во время просмотра всё время вспоминается передача «Всё как у зверей», там в одном из выпусков про «царя зверей» всё подробно объяснили. И — спойлер — львы вовсе не царственные и гордые звери.

Злодей в фильме лев Шрам, в этот раз очень блеклый и незапоминающийся, как Джафар в недавнем «Аладдине». Если упростить, то борьба за власть между тираническим режимом Шрама и более «сознательным» укладом Муфасы/Симбы, помимо защиты территории, заключается в регулировании кто и в каких объёмах поедает антилоп и других травоядных. И эти же антилопы, косули и кабаны приходят преклонить колено перед новорождённым принцем Симбой, признавая царственность льва и право его пожирать себе подобных. Добавьте к этому вегетарианскую юность Симбы с его братанами — бородавочником сурикатом — и получается просто притча о принце-отшельнике, который почти прогнул мир под себя. Что-то тут не так. И раз с точки зрения природы фильм смотреть невозможно, то тут у покадрового повторения открывается неочевидный плюс — взрослым взглядом получается смотреть на «Короля Льва», как на метафору, и это какой-то ужас, о котором при просмотре милого мультфильма не задумываешься.

В остальном «Король Лев» — «Король Лев». Тимон и Пумба с Хакуна Мататой всё ещё лучше всех, и виды Африки вдохновляют на отпуск среди саванны и джунглей, потому что ну очень красиво сделано всё. Но на этом обсуждение фильма можно просто заканчивать, потому что говорить не о чем — студия просто зарабатывает на хорошо знакомом сюжете и персонажах. И будет продолжать это делать.

Наш вердикт: