Оскар: 11 фильмов перед «Оскаром»

4 сентября 2019

На прошлой неделе вместе с фестивалями в Венеции и Теллурайде стартовал новый оскаровский сезон. Синемафия выбирает 11 фильмов, на которые следует обратить внимание.

Новый оскаровский сезон, стартовавший на прошлой неделе вместе с фестивалями в Венеции и Теллурайде, уже успел преподнести несколько неожиданных сюрпризов. Например, фильм Армандо Иануччи «Частная история Дэвида Копперфильда», у которого, казалось бы, всё было хорошо, и который был заявлен на фестивалях в Торонто и в Лондоне, компания-прокатчик поставила на начало 2020 года, чем перечеркнула его перспективы, по крайней мере, в этом году. То же самое произошло с «Первой коровой» Келли Рейхардт — фильм уже показан в Теллурайде и заявлен в Торонто и Лондоне, но его релиз состоится в марте следующего года. Многие фильмы, потенциал которых на бумаге казался очевидным, не получают достаточно поддержки от критиков. При этом нельзя забывать и о «тёмных лошадках», которые в любой момент могут появиться в Торонто, как прошлогодняя «Зелёная книга». Единственное, что на данный момент является очевидным — это амбиции Netflix. Стрим-сервис давит по всем фронтам, заявил на большом количестве фестивалей сразу несколько фильмов и серьезно настроен наконец-то выиграть оскаровскую гонку с одним из них. Чуть похуже дела у его ближайшего соперника Amazon Studios — фильмы этого прокатчика настолько сильной поддержки пока не получают.

«Брачная история» (Marriage Story, режиссёр Ноа Баумбак)

Фестиваль в Венеции, фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Нью-Йорке, фестиваль в Лондоне.

Netflix не оставляет свои попытки войти в историю, и награды Альфонсо Куарона за «Рому» ему мало. Теперь он делает свою главную ставку на трагикомедию Ноа Баумбака «Брачная история» с Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханнсон. Автобиогорафичный проект, основанный на тяжёлом разводе режиссёра с Дженнифер Джейсон Ли, заявлен на большинстве осенних фестивалей. Академия не особо ценит Баумбака — последние несколько его фильмов были проигнорированы — но нельзя забывать, что «Брачная история», как и «Кальмар и кит» — семейная трагикомедия, основанная на личных переживаниях режиссёра, а этот жанр всегда отмечается. По крайней мере, компания-прокатчик настроена очень серьёзно. Она выбрала для продвижения фильма точно такую же стратегию, как и для прошлогодней «Ромы» — максимальное количество фестивалей, максимальное окно между релизами в кинотеатре и в цифровом формате. Чем это закончилось, мы все хорошо помним. Критики уже в восторге, и называют фильм лучшим, как у режиссёра, так и у актёров.

«Ирландец» (The Irishman, режиссёр Мартин Скорсезе)

Фестиваль в Нью-Йорке, фестиваль в Лондоне

Второй громкий проект Netflix — новый фильм Мартина Скорсезе, возвращающегося к любимой криминальной тематике, позвавшего Роберта де Ниро, Аля Пачино и Джо Пеши, и применившего для их омоложения дорогостоящие спецэффекты. Ходят слухи о том, что хронометраж фильма будет более трёх часов (что делает его самым длинным в карьере режиссёра), но они пока не подтверждены. Насколько удачной окажется попытка Скорсезе совместить криминальную драму и крупные планы омоложенных на компьютере лиц, будет известно только через месяц. Хочется надеяться, что провала в стиле Энга Ли удастся избежать.

«Два Папы» (The Two Popes, режиссёр Фернандо Мейреллиш)

Фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Лондоне

Третий запасной вариант от Netflix для того случая, когда восторженной критики или известного режиссёра окажется не достаточно — очередной фильм об известных реально существующих личностях, вышедший из-под пера Энтони МакКартена. На этот раз его героями оказываются два последних римских Папы — предыдущий Бенедикт XVI и нынешний Франциск I в исполнении Энтони Хопкинса и Джонатана Прайса соответственно. МакКартен был сценаристом «Теории всего», «Самого тёмного часа» и «Богемской рапсодии», все три фильма принесли «Оскары» исполнителям главных ролей, и эта традиция может продлиться. Если верить критикам, солирует здесь Прайс, так что наибольшие шансы забрать заветную статуэтку именно у него. Трейлер и первые отзывы обещают лёгкую разговорную драмеди в духе «Зелёной книги» — судя по прошлому году, жанр весьма выигрышный. Хотелось бы признания и для Фернандо Мейреллиша, который после «Города Бога» немного затих.

«Прачечная» (The Laundromat, режиссёр Стивен Содерберг)

Фестиваль в Венеции, фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Лондоне

Новый фильм Стивена Содерберга и второй, который режиссёр выпускает в этом году (опять же от Netflix), по своему синопсису представлялся драмой в лучших традициях «Траффика». Критики в Венеции заявляют, что получилась скорее сатирическая комедия. Реакция с первых показов скорее смешанная, оценки критиков не самые высокие, но нельзя забывать, что Академия любит и Содерберга, и Мэрил Стрип. Так что, если всё сложится удачно, шансы на сценарные и актёрские номинации ещё остаются.

«Мать» (Ema, режиссёр Пабло Ларраин)

Фестиваль в Венеции, фестиваль в Торонто, фестиваль в Лондоне

Новый фильм Пабло Ларраина, пока не имеющий прокатчика в Северной Америке (слухи о Netflix не подтвердились), очень амбициозен. Режиссёр позиционирует его как «медитацию на тему любви и материнства». Сюжетная завязка чем-то похожа на уже упомянутую «Брачную историю», но при этом много места занимают хореографические сцены, вытесняющие традиционную драматургию. Судя по реакции критиков, этот подход оказался спорным. Сезон только начинается, фильм заявлен на большом количестве фестивалей, и ситуация ещё может измениться в его пользу. В любом случае, вне зависимости от того, как он пройдёт по сезону, нас ждёт что-то по-настоящему оригинальное. Скорее «Неруда», чем «Джеки».

«Джокер» (Joker, режиссёр Тодд Филлипс)

Фестиваль в Венеции, фестиваль в Торонто, фестиваль в Нью-Йорке

Тодд Филлипс, наиболее известный как режиссёр «Мальчишника в Вегасе», снял мрачную криминальную драму о Джокере с Хоакином Фениксом и самолично настоял на том, чтобы фильм был включен в основную программу Венецианского кинофестиваля. Со стороны это смотрелось довольно странным решением, но, если верить фестивальной критике, риск Warner Brothers оправдал себя. «Джокера» сравнивают как с «Тёмным рыцарем», так и с «Таксистом», очень хвалят Феникса, утверждают, что экранизации комиксов уже никогда не будут такими как прежде, но сейчас сложно понять, как все эти громкие заявления отразятся на его судьбе в Оскаровском сезоне. По крайней мере, на очередную актёрскую номинацию рассчитывать можно.

«Сиротский Бруклин» (Motherless Brooklyn, режиссёр Эдвард Нортон)

Фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Нью-Йорке

Нуар от Эдварда Нортона, перенесшего сюжет романа Джонатана Летэма в пятидесятые годы и самостоятельно сыгравшего главную роль, также заявлен на большом количестве осенних фестивалей. Отзывы после первых показов скорее смешанные, но многие отмечают, что фильм хорош, хоть и немного затянут. Как и в случае с «Эмой», после показов на последующих фестивалях ситуация может выправиться.

«Аэронавты» (Aeronauts, режиссёр Том Харпер)

Фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто, фестиваль в Лондоне

Amazon Studios в этом году делают ставку как на «Отчёт о пытках», показанный ранее на «Сандэнсе» (о нём говорилось в обзоре фестиваля в начале года), так и на «Аэронавтов». Исторический фильм об одном из первых путешествий на воздушном шаре может похвастаться как красивыми костюмами, эффектными съёмками и уже проверенным дуэтом Эдди Редмейна и Фелисити Джонс, как и актуальной темой сильной женщины. Критики приняли фильм положительно, так что он имеет неплохие шансы на актёрские и технические номинации.

«Джуди» (Judy, режиссёр Руперт Гулд)

Фестиваль в Теллурайде, фестиваль в Торонто

Фильм о последних годах из жизни Джуди Гарленд — классический пример так называемого «Oscar vehicle», на этот раз для Рене Зелльвегер. Трейлер немного напоминает недавний «Кинозвёзды не умирают в Голливуде», снятый с расчётом на номинацию для Аннетт Беннинг. В тот раз надежды не оправдались, но Зелльвегер собирает хорошие индивидуальные отзывы, давно не номинировалась, играет одну из легендарных актрис, и если конкуренция позволит, то почему нет?

«Кролик Джоджо» (Jojo Rabbit, режиссёр Тайка Вайтити)

Фестиваль в Торонто, фестиваль в Лондоне

Новый фильм Тайки Вайтити изначально выглядел очень сильно — антигитлеровская сатира с сильным сценарием и хорошими актёрами — но неожиданно не попал ни в Венецию, ни в Теллурайд. Возможно, юмор Вайтити слишком уж специфичен для вкусов Киноакадемии, трейлер это подтверждает, но в данном случае следует дождаться отзывов с Торонто. Наиболее вероятна сценарная номинация, но для этого нужна очень сильная критика, и какой она будет, сейчас понять сложно.

«Гарриет» (Harriet, режиссёр Кейси Леммонс)

Фестиваль в Торонто

Фильм о Гарриет Габмен, чернокожей женщине, перевозившей беглых рабов с Юга Америки, имеет несколько сильных сторон. Это историческая драма на актуальную тему, рассказывающая реальную историю и затрагивающая проблемы рабства — такие фильмы по сезону обычно идут хорошо. Синтия Эриво по трейлеру производит очень сильное впечатление, и беспокоит лишь то, что первые показы фильма пройдут в Торонто, а не в Венеции или Теллурайде. Номинации для Эриво хотелось бы в первую очередь.


Также на фестивалях заявлены «Бледная синяя точка» с Натали Портман; «Волны» Трэя Эдварда Шульца (получившие высокие оценки критиков в Теллурайде); «Неогранённые драгоценности» братьев Сэфди с Адамом Сэндлером; претендующий на актёрские и технические номинации «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнголда с Кристианом Бэйлом и Мэттом Дэймоном; «Прекрасный день по соседству» Мариэль Хеллер с Томом Хэнксом; «Просто помиловать» Дестина Креттона с Майклом Б. Джорданом и Бри Ларсон; «Меня зовут Долемайт» с Эдди Мерфи; «Мартин Иден» Пьетро Марчелло; уже упоминавшийся «Отчёт о пытках» с Адамом Драйвером и Аннетт Беннинг; отлично принятый в Каннах «Маяк» Роберта Эггерса с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дэфо; победивший на «Сандэнсе» «Помилование» c Элфри Вудард. Заявлены и выстрелившие в Каннах «Паразиты», «Боль и слава» и «Портрет молодой девушки в огне». Пока не ясно, будут ли принимать участие в фестивалях «Маленькие женщины» Греты Гервиг и «Тёмные воды» Тодда Хейнса с Марком Руффало, и с чем связано то, что эти фильмы, изначально перспективные, придерживают на более позднее время.