кадр из фильма «Джокер»

«Джокер» и 11 фильмов, которым он многим обязан

6 октября 2019; автор: Коллективный разум

Разбираемся, из каких фильмов и что именно позаимствовали Тодд Филлипс с командой для картины «Джокер».

Решили разобраться, какие фильмы — и как именно — послужили вдохновением, а то и прямым источником для Тодда Филлипса и его команды в работе над фильмом «Джокер». О некоторых картинах Филлипс прямо говорит в интервью, некоторые пока не упомянуты (но однозначно их ушки торчат из фильма).

Над текстом работали Юлия Данилина и Ольга Володина. Что мы делаем: берем фильм и поясняем, что из него перекочевало в «Джокера». Соответственно, если вы посмотрели фильм — то вам уже сюда.

Ниже будут спойлеры, берегитесь!

Необходимое пояснение: мы не рассматриваем сюжетные заимствования из комиксов — понятно, что они обязательно есть, куда же буз них.


«Король комедии» (The King of Comedy, 1982; режиссер — Мартин Скорсезе)

Наверное, основной источник вдохновения. Отсюда Филлипс позаимствовал очень, очень многое.

Герой — мечтающий стать стенд-ап комиком Руперт Папкин — точно так же помешан на конкретном вечернем шоу, кусочки из которого нам показывают.

Руперт, как и Артур Флек, живет с матерью.

Руперт, как и Артур Флек, с трудом адаптируется к общению, и, кажется, не понимает намеков.

Руперт, как и Артур Флек, старается произвести впечатление на красавицу (кстати, тоже mixed race), рассказывая о своей профессии комика.

Руперт, как и Артур Флек, в своем воображении рисует картинки очень близких отношений с ведущим телешоу (правда, Руперту хочется дружбы, а вот Артуру — скорее отношений «отец-сын»).

Как и Артур Флек, Руперт решается на преступление, не выказывая ни малейшего раскаяния в этом после.

Как и Артур Флек, Руперт в итоге появляется в шоу — и прямо на камеру рассказывает о совершенном им преступлении.

А вот Тодд Филлипс, как и Мартин Скорсезе, использует прием представления главного героя ненадежным рассказчиком: мы не можем быть уверены, насколько происходящее соответствует действительности или же исключительно отражает фантазии Артура (или Руперта).

«Таксист» (Taxi Driver, 1976; режиссер — Мартин Скорсезе)

Второй по важности источник для черпания идей Филлипсом: если «Король комедии» был им переосмыслен в более драматическом ключе, то тут — никаких смен тональностей.

Самая яркая визуальная отсылка — жест «я стреляюсь», повторяемый идентично Софи и в несколько утрированном виде — Артуром.

Самая яркая сюжетная отсылка — постепенный отказ героя от попыток соответствия ожиданиям общества и решение действовать так, как он считает нужным.

«Мыс страха» (Cape Fear, 1991; режиссер — Мартин Скорсезе)

Причёска Артура;

История, в которой эмоционально нестабильный персонаж мстит своим обидчикам;

Концентрация актёра на внешних, а не внутренних проявлениях своего персонажа. У Де Ниро это были татуировки, у Феникса — костюм и грим;

Образ Мюррея отсылает в большей степени не к «Королю комедии», а именно к «Мысу страха» — Скорсезе проворачивал подобный ход, сводя в одной комнате Де Ниро и Роберта Митчума, игравшего его персонажа ранее.

«Мастер» (The Master, 2012; режиссер — Пол Томас Андерсон)

Все сцены, в которых Артур разговаривает с психотерапевтом, включая финальную, решены в тех же крупных планах, которые выбрал Пол Томас Андерсон в «Мастере». В Хоакина Феникса в эти минуты будто заново вселяется Фредди Куэлл;

Сцены, в которых Артур бьётся об стены, или зеркала, также перекочевали из «Мастера» — правда, там была только одна, в которой Фредди ногой разбил унитаз в тюремной камере;

Фредди в целом очень сильно похож на Артура — он тоже посещает психотерапевта, тоже страдает от психического расстройства (поствоенный синдром) и тоже встречает человека, который, как ему сначала кажется, может ему помочь. Финалы, хоть и без летального исхода, во многом схожи.

«Инцидент, или Случай в метро» (The Incident, 1967; режиссер — Ларри Пирс)

Сцена, в которой над Артуром издеваются три пьяных парня в вагоне метро — сжатый до короткого метра «Инцидент, или Случай в метро» Ларри Пирса. В этом фильме хулиганов всего двое, но суть та же — они издеваются над пассажирами, значительная часть которых предпочитает делать вид, будто ничего не происходит.

«Французский связной» (The French Connection, 1971; режиссер — Уильям Фридкин)

Классический триллер семидесятых по большей части прославился сценами погонь в поезде и метро, лучшие моменты которых переместились в финальный отрезок «Джокера».

«Король-Рыбак» (The Fisher King, 1991; режиссер — Терри Гиллиам)

Главный герой обоих фильмов стал тем, кем он стал, после серьезной травмы головы. Как и у Филлипса, у Гиллиама темой становится популярная песня из прошлого — только если в «Джокере» это That's Life Синатры, то в «Короле-Рыбаке» — How About You? в исполнении Гарри Нильссона. Кстати, Синатра How About You? тоже исполнял.

«Отступники» (The Departed, 2006; режиссер — Мартин Скорсезе)

Образ крысы, проходящий через весь фильм: сначала сугубо текстом, а в последней сцене появляется и собственно крыса. У Скорсезе слово «крыса» использовано в переносном смысле (а вот в последней сцене у нас появляется прямо грызун); у Филлипса в новостях все время говорят про «суперкрыс», которые развелись в городе, а в последней сцене появляется как раз такой (немаленький) грызун.

«Тёмный рыцарь» (The Dark Knight, 2008; режиссер — Кристофер Нолан)

Из фильма Кристофера Нолана позаимствована не только последняя ночная сцена, но и концепция с одинаковыми масками. В «Тёмном рыцаре» их носили как последователи Джокера, так и сам Джокер, что усложняло его поимку. Собственно, как и здесь.

«Я всё еще здесь» (I'm Still Here, 2010; режиссер — Кейси Аффлек)

Арт-проект о том, как Хоакин Феникс (вроде как) завершил актерскую карьеру, решил заниматься музыкой и стал выглядеть при этом как городской сумасшедший, больше всего известен благодаря появлению Феникса прямо в образе на ток-шоу Леттермана: смотреть на это без скрежета зубовного очень трудно. Собственно, появление Артура Флека в шоу у Мюррея выглядит оммажем не столько «Королю комедии» — там герой с ведущим ток-шоу не разговаривал, — сколько конкретно этому эпизоду.

«Тебя никогда здесь не было» (You Were Never Really Here, 2017; режиссер — Линн Рэмзи)

Фильм Рэмзи был много кем назван «современной версией „Таксиста“», и действительно многим был обязан фильму 1976 года — особенно образом главного героя. Феникс взял очень многие приемы из арсенала своей работы над картиной Рэмзи и перенес их прямо в «Джокера»: тут и максимальная концентрация на игре телом, и изображение своего тела в кадре как чего-то перекореженного (критик Дэйв Эрлих назвал это «оборотнем в середине превращения» — то ли зверь, то ли человек). Про сюжетные совпадения не будем — но они тут тоже есть, от жизни с матерью и неумении вписаться в общество до решения проблем при помощи оружия.


А вы какие еще отсылки к другим картинам увидели в фильме «Джокер»?