Кинорулетка: 1992

9 ноября 2019

Cадимся в машину времени и предлагаем на выходные подборку фильмов, вышедших в 1992 году — а заодно рассказываем, почему их стоит увидеть.

Погода портится, в кинотеатр из дома выходить не хочется, и на тот случай, если даже стриминговые новинки вам не милы — находим фильмы из прошлого, которые стоит посмотреть впервые или пересмотреть новыми глазами.

1992 год был хорошим годом для кино (впрочем, а какой — плохой?). Золотую Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля увез домой датчанин Билле Аугуст за «Благие намерения» (нет, не сериал по Пратчетту и Гейману), Золотого Льва Венеции — Чжан Имоу за «Цю Цзюй обращается в суд». Чемпионом по сборам стал, конечно, анимационный «Аладдин», за которым по пятам шли «Телохранитель» и «Один дома 2»; впрочем, нацеленный на куда более взрослую аудиторию «Основной инстинкт» тоже попал в топ-5.

«Оскар» за лучшую мужскую роль после семи бесплодных номинаций получил Аль Пачино (за «Запах женщины»), а вот два приза за лучшую режиссуру и лучший фильм унес Клинт Иствуд со своим «Непрощенным».

На большом экране в своих первых полнометражных фильмах появились, помимо прочих, Рэйф Файнс, Пенелопа Крус, Дэниэл Крейг и Джиллиан Андерсон; свои первые полнометражные картины в кинотеатрах увидели режиссеры Энг Ли, Роберт Родригез, Квентин Тарантино и М. Найт Шьямалан. Еще один дебютант, Баз Лурманн, за свой фильм «Строго по правилам» получил зрительский приз на кинофестивале в Торонто — там, где приз критиков ФИПРЕССИ ушел «Бешеным псам» Тарантино. Уитни Хьюстон сыграла в кино свою первую — и самую заметную — роль, в фильме «Телохранитель», выстрелив еще и мультиплатиновым саундтреком к картине.


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Бешеные псы «(Reservoir Dogs)

Режиссёр: Квентин Тарантино

В ролях: Тим Рот, Харви Кейтель, Стив Бушеми, Майкл Медсен

О чём: Об идеальном ограблении, в котором всё пошло не так.

1992: Начинающий режиссёр Квентин Тарантино привёз свой дебютный фильм на кинофестиваль «Сандэнс» в 1992 году. Призов он не получил (по мнению многих, из-за сцен насилия), но американское независимое кино больше не было прежним. К тому же, с «Бешеных псов» началось сотрудничество Тарантино с Miramax и Харви Вайнштейном, который впоследствии будет продюсером всех его фильмов.

Почему: ПотомучтоТарантино. Потому что музыка, сценарий, Кейтель, Рот, Медсен и Бушеми. На полном серьёзе. К тому же, для многих именно «Бешеные псы» до сих пор являются лучшим фильмом Тарантино, и этих людей вполне можно понять.

«Бензин, еда, жилье» (Gas Food Lodging)

Режиссёр: Эллисон Андерс

В ролях: Брук Эдамс, Айони Скай, Файруза Балк, Джеймс Бролин

О чём: О жизни двух сестёр в маленьком американском городке.

1992: В 1992 году на «Сандэнсе» состоялась премьера дебютного фильма Эллисон Андерс, основанного на книге Ричарда Пека и частично автобиографического. Тарантино, Андерс и победившего в тот год Александра Рокуэлла называли «выпуском 1992-го», и считали будущим американского независимого кино. Харви Вайнштейн взял в это будущее только Тарантино, а Андерс сняла ещё несколько независимых фильмов и ушла на телевидение.

Почему: По-хорошему женская, отлично поставленная, написанная и сыгранная мелодрама выделяется не только сама по себе, но и темами, которые она поднимает. В те годы о таких вещах, как групповое изнасилование, ранняя беременность и суррогатное материнство, предпочитали молчать, и «Сандэнс» был единственной площадкой для дискуссии. Андерс (пережившая групповое изнасилование в возрасте 12 лет) говорит об этом совершенно спокойно, без лишнего пафоса и ненужного акцентирования, как о нескольких эпизодах из спокойной размеренной жизни. #metoo до #metoo, если можно так выразиться.

«Мужья и жёны» (Husbands and Wives)

Режиссёр: Вуди Аллен

В ролях: Вуди Аллен, Миа Фэрроу, Сидни Поллак, Джуди Дэвис, Лиам Нисон

О чём: Гейб и Джуди шокируют своих друзей сообщением о разводе. Джек и Салли начинают задумываться о том, что в их семейной жизни тоже всё не идеально. Они расходятся, но позже понимают, что жить с человеком, которого знаешь много лет, куда легче.

1992: Фильм Вуди Аллена, работу над которым ему пришлось заканчивать в процессе развода с Мией Фэрроу, получил две номинации на «Оскар» — за лучший сценарий и лучшую женскую роль второго плана (для Джуди Дэвис)

Почему: Аллен считает этот свой фильм наиболее удачным, и с ним сложно не согласиться. Здесь идеально работают и ручная камера (ставящая зрителя на позицию наблюдателя), и записанный прямо на площадке звук, и реалистичная игра, и даже личные проблемы, обрушившиеся на режиссёра в период съёмочного процесса. Этот фильм сложно воспринимать отдельно от бракоразводного процесса Аллена и Фэрроу, «Мужья и жёны» воспринимаются его самой личной работой после «Энни Холл». И Гейб, разговаривающий с психологом в финале — это сам Аллен, спрашивающий у нас, зрителей, что ему теперь делать.


Выбор Валентины Ивашовой
Валентина Ивашова

«Бэтмен возвращается» (Batman Returns)

Режиссёр: Тим Бёртон

В ролях: Майкл Китон, Дэнни ДеВито, Мишель Пфайффер, Кристофер Уокен, Майкл Гоф, Майкл Мерфи, Кристи Конэуэй, Эндрю Бринярски

О чём: В Готэме объявляются новые злодеи — Человек-Пингвин и Женщина-Кошка. Бэтмену предстоит разрушить их планы, спасти город и остаться в живых.

1992: Вторая часть истории про Бэтмена понравилась зрителям и была благосклонно принята критиками, хотя некоторые назвали ее мрачной. Фильм получил множество номинаций на премии, в том числе «Сатурн», «Оскар» и MTV Awards, но приз достался только jlby — за лучший грим от «Сатурна».

Почему: Один из самых ярких фильмов о Бэтмене, пусть немного в сказочном стиле, без реализма экранизаций следующего века. Фильм про людей, где все носят маски — не только положительный персонаж, но и злодеи, а добро постоянно подменяется злом. Героев и их поступки хорошо оттеняет Готэм — мрачный, монументальный и совершенно неуютный. Актеры потрясающе исполнили свои роли, особенно ярко тут выделяется Мишель Пфайффер, которая играла в совершенно нечеловеческих условиях — тесный костюм, в котором она практически ничего не слышала, и холод на съемочной площадке, ведь снимали зиму. Но её Женщину-Кошку так никто и не сумел превзойти, она — лучшая. Майкл Китон продолжил играть мятущегося человека, который все еще не может решить, кто же он больше — Бэтмен или миллионер Брюс Уэйн. Из Дэнни ДеВито получился отличный Пингвин, человек, который всю жизнь вынашивал план мести. Кристофер Уокен сделал своего Макса Шрека довольно пугающим, убедительным. Этот фильм — мрачная рождественская история, которую Тим Бёртон сумел сваять из комикса, но тем она и хороша.

«Сердца трёх»

Режиссёр: Владимир Попков

В ролях: Алёна Хмельницкая, Сергей Жигунов, Владимир Шевельков, Рафаэль Котанджян, Пирет Мянгел, Игорь Кваша, Дмитрий Харатьян, Лиза Доля, Альгимантас Масюлис

О чём: К молодому и богатому прожигателю жизни Фрэнсису Моргану, в руки попадет карта, на которой якобы указано нахождение сокровищ великого пирата. Френсис отправляется в путешествие, в котором его ждут новые знакомства, новая любовь, приключения и даже знакомство с дальним родственником.

1992: Фильм называют последним фильмом, снятым в СССР. Вышел на экраны он 1992 году — в первый год существования Российской Федерации в том виде, в каком мы её знаем.

Почему: Фильм снят по замечательному роману Джека Лондона. Непонятно, почему его не пытались экранизировать раньше, ведь там есть все — приключения, индейцы, преданная мужская дружба, роковая любовь, сокровища. Создатели киноверсии от оригинала отошли, что не испортило ни сюжета, ни впечатления. Из Сергея Жигунова и Владимира Шевелькова вышли прекрасные искатели сокровищ, а Алёна Хмельницкая сумела воплотить образ той самой девушки, в которую так легко влюбиться навсегда. «Сердца трех» — отличный фильм, не затянутый, динамичный, интересный.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Любовник» (L'Amant)

Режиссёр: Жан-Жак Анно

В ролях: Джейн Марч, Тони Люн Ка Фай, Фредерик Мейнинжер, Мельвиль Пупо

О чём: Француженка из бедной семьи знакомится с наследником богатого китайского семейства. Дело происходит в Индокитае, ей нет и 16, а он вдвое ее старше — но ничто не может стать препятствием для их страсти: ни ее скорый отъезд в Париж, ни его грядущий брак по расчету.

1992: несколько номинаций на французскую национальную кинопремию «Сезар» (и одна победа — за музыку Габриэля Яреда), номинация на «Оскар» за операторскую работу Робера Фреса. А вот в номинацию «лучший фильм на иностранном языке» в том году от Франции поехал «Индокитай» Режиса Варнье с тем же местом действия — и выиграл.

Почему: вышедший на французские киноэкраны в январе 1992 года фильм был одновременно безупречно классическим и скандальным — французы такое умеют. Экранизация полубиографического романа Магерит Дюрас, за который автор получила Гонкуровскую премию, затрагивала актуальные и одновременно с тем вечные сюжеты и не стеснялась своей откровенной чувственности.

Жан-Жак Анно углядел юную британскую модель Марч на обложке журнала Just Seventeen — и «за взгляд» выбрал именно её для крайне провокационной роли в своей картине. Из-за этого, возможно, ее карьера в кино так толком и не сложилась — Марч рассматривали как «лолиту» (не героиню, но типаж), и звали на такие же роли, где надо раздеваться и соблазнять, а чего-то большего в ней не видели. После «Цвета ночи» с Уиллисом громких ролей у нее так и не было.

«Грозовой перевал» (Emily Bronte's Wuthering Heights)

Режиссёр: Питер Козмински

В ролях: Рэйф Файнс, Жюльетт Бинош, Джереми Нортэм, Джонатан Фёрт, Дженет МакТир

О чём: экранизация романа Эмили Бронте о любви в британских пустошах — наследница семейства, подобранный на улице попрошайка, социальное и психологическое в одном клубке.

1992: показанный на кинофестивале в Торонто фильм не стал большим открытием — более того, критики его разнесли за традиционность и отсутствие каких-либо оригинальных идей. Но он очень хорошо отражает метания британского кино в начале 90-х: снимать классику по-старому уже нельзя, а снимать по-новому еще не придумали как. Собственно, обращение к остросоциальному во второй половине 90-х — последствие в том числе и таких фильмов.

Почему: Британцы экранизируют «Грозовой перевал» при каждом удобном случае — только в этом веке уже сделано три экранизации; фильм 1992 года интересен прежде всего актерским составом, конечно, Это первая кинороль Рэйфа Файнса: до того он снимался только в телевизионных проектах. Собственно, дальнейшее — уже история: Спилберг увидел фильм, заинтересовался актером, предложил ему роль эсэсовца Амона Гёта в «Списке Шиндлера»… А с Жюльетт Бинош они встретятся на экране еще раз — в «Английском пациенте» Энтони Мингеллы. Ну, а тут они, конечно, моложе, но такие же классные.