Синемафия посмотрела: «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

23 декабря 2019; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Звёздные войны: Скайуокер. Восход».

На этой неделе мы посмотрели девятый эпизод «Звёздных войн» и теперь пытаемся разобраться, почему он оказался худшим во всей франшизе.

Юлия Данилина

Общее впечатление от завершения истории о семьи Скайуокеров, на которой выросло несколько поколений, можно охарактеризовать одной фразой: «вы к этому не готовы». К такому не готовы даже те, кто видел все предыдущие фильмы, уже читал подробные разборы от критиков и зрителей и знает сюжет. Те, кто решил идти на фильм с чистой головой, не готовы тем более. К такому оказались не готовы даже актёры, но об этом чуть позже.

Проблема не в том, что происходит на экране — в конце концов, оно более-менее предугадывалось — а в том, как всё подано. Крис Террио уже во второй раз написал сценарий, забрал его с собой и оставил съёмочную группу с чистым листом бумаги. Ни один поворот сюжета толком не объяснён, а персонажи между собой разговаривают так, будто говорить научились буквально вчера. Ради фансервиса и красивых планет предлагается закрыть глаза на то, что фансервис этот включён совершенно безалаберно. На аудиторию какого возраста рассчитывает по итогу Disney — совершенно неясно, так как здесь имеют право негодовать поклонники всех фильмов саги. На лице каждого из актёров застыла та эмоция, с которой они открыли сценарий и поняли, что им придётся играть — Оскар Айзек расслабился и играет в честный балаган, Адам Драйвер и Донал Глисон очень хотят домой, Дейзи Ридли понимает, что роль её жизни превращается в ничто, а Доминик Монахэн просто рад, что у него есть работа. Нельзя сказать, что глаз тут совсем ничего не радует — планеты и роботы всё ещё чудные — но далеко на них не уедешь. Ну что ж вы так, ребят, совсем нас не уважаете.

Ольга Володина

Когда пишешь рецензию или даже отзыв, главное — чтобы зритель по ней мог понять, стоит ли ему лично идти на фильм или нет. С третьей частью третьей трилогии «Звездных войн» все не совсем так: понятно, что видевшие предыдущие части пойдут, а не видевшие проигнорируют. Поэтому единственное, что остается — рассказать, что в фильме удалось, а что нет.

Юля абсолютно права, говоря, что огромные проблемы со сценарием превратились в снежный ком проблем со всем фильмом. Видимо, желая сгладить углы после разделивших фанбазу «Последних джедаев», Абрамс и Ко пытаются по максимуму уйти от сюжетных поворотов Восьмого эпизода и потому свой Девятый превращают в два фильма, сплюснутых в один; от «Джедаев» в новой картине остается пара-тройка упоминаний, лишенная всякой сюжетной важности Роуз Тико и… все. Если вам не понравились «Джедаи», то идите спокойно на фильм, вам о них не напомнят.
Если вам понравилось, что Райан Джонсон попробовал сделать из франшизы фильм не совсем детский — то давайте обнимемся и заплачем, потому что больше ничего не остается. Джаггернаут Абрамса — яркий, пыщ-пыщ, сплошное действие, никакой логики, ей-богу, добавить туда в одну из сцен «Эскадрон» Газманова на саундтрек — хуже не будет от маскарада. Усиленное копирование структуры «Возвращения Джедая», к сожалению, сильно вредит развитию героев и собственно генеральной линии всех фильмов, финалом обесценивая многое из сделанного Лукасом — зато эффект узнавания от ситуаций очень большой, и тем, кому это важно, понравится.

Я очень хочу найти положительные стороны в картине — и вот они:

  • визуально очень эффектный фильм несколько уступает в стилистике тем же самым «Джедаям» (красивее кроваво-снежной планеты Крейт так ничего и нет), но 16-часовое путешествие по десятку разных планет все же очень симпатичное с точки зрения работы художника постановщика;
  • Адам Драйвер ухитряется играть всем, от голоса до походки; его герой остается самым ценным приобретением новой трилогии — и тем обиднее, что его насильно пытаются уложить в прокрустово ложе трилогии оригинальной;
  • некоторые элементы фансервиса (к примеру, отсылка к самому известному признанию в любви «Я тебя люблю» — «Я знаю») сделаны все-таки очень в струю и уместно;
  • я уже написала про Адама Драйвера, да? Но неважно — он стоит того, чтобы написать о нем дважды.

В остальном же процитируем ослика Иа — «душераздирающее зрелище». Не в хорошем смысле.

Максим Девяткин

Сложно описать разочарование и чувство испанского стыда после просмотра заключительного девятого эпизода. Несмотря на слив сценария и все опасения, никак нельзя было предположить, что всё настолько плохо.

Disney и создатели наплевали на всё созданное ими ранее и вместо того, чтобы взять лишний годик подумать, выпустили чудовище, склеенное из камней и палок. Развивать тройку новых персонажей никто и не думал: зачем, если можно танцевать на костях Соло, Леи, Люка и прочих? Из По зачем-то наскоро сделали Хана. Использование Силы Рей и Беном смотрится, как игры детсадовцев. Законы физики, безвоздушное пространство космоса — на это всё тоже забили, но ещё и так, чтобы от этого стало больно смотрящему.

И остаётся только ждать, пока этот позор закончится. Бесконечными роялями в кустах латают дыры в сценарии, призрак бедного Люка, которого и здесь не могут оставить в покое, продолжает пинать движение сюжета с того света.

И, конечно, какой Disney без хэппи-энда и нелепой истории о принце и принцессе? Насколько был хорош восьмой эпизод, а тут это нелепое стремление сыграть «безопасно» и угодить всем. В итоге не угодили никому, а за один сеанс можно разбить себе лицо рукой: фейспалм — нормальное состояние при просмотре девятого эпизода.

Да, Disney поставил рамки, и нужно было сделать фильм очень быстро. Но Джей Джей Абрамс, неужели ты это допустил? Неужели посмотрев финальную версию картины или увидев реакции тестовых просмотров, не закралась мысль, что это позор?
В любом случае нам с этим теперь жить — продолжение великой саги завершить по уму не вышло, хотя шансы и были.

Из положительного хочется отметить эффекты и красивые кадры, оператор иногда брал такие планы, что можно вешать на стену над камином. Ну и забавный твист со шпионом был неплох, хотя и его опустили до уровня мышиного лепета.

Петр Зайцев

Начну с того, что я — фанат «Звёздных войн» с более чем двадцатилетним стажем. Я смотрел все фильмы бессчётное число раз, перечитал кучу книг и комиксов о далекой-далекой галактике (и даже кое-что переводил на русский язык), стоял у истоков создания петербурского фан-клуба ЗВ, организовывал фанатские конвенты, участвовал в ролевых играх, ходил в джедайском костюме по Красной площади, занимался фехтованием на моделях световых мечей… В общем, в моей жизни было много странного и не совсем понятного большинству обычных людей, так или иначе связанного со «Звёздными войнами». Но никогда в жизни мне не было стыдно или хотя бы неловко за своё увлечение… до выхода Девятого эпизода. С сеанса я выходил с ощущением, что Абрамс, Кеннеди и весь Disney натурально плюнули мне в душу и хорошенько потоптались на всём, что было так близко и дорого.

Беда в том, что «Скайуокер. Восход» (вот уж и правда: идиотскому фильму — идиотское название) оказался не просто плохим фильмом сам по себе, но и чудовищным завершением трилогии сиквелов. Он, как выстрел Звезды Смерти, походя уничтожил и характеры персонажей, и законы, по которым существовала вселенная «Звёздных войн», и последние остатки здравого смысла в диснеевском перезапуске франшизы.

В попытке угодить всем и вся, в стремлении отказаться от плохо принятого фанатами Восьмого эпизода (который, по моему убеждению, наоборот остаётся одним из лучших эпизодов ЗВ), в желании продать как можно больше сопутствующей продукции, в уверенности, что фансервис важнее драматургии, Джей Джей Абрамс, Крис Террио и Кэтлин Кеннеди в компании с безымянными диснеевскими маркетологами переписывали сценарий до последнего момента, и в итоге он стал похож на грубо скроенное лоскутное одеяло. Любые объяснения происходящего и мотивации персонажей пошли под нож. Остался бессмысленный и беспощадный экшн и повторения одних и тех же реплик по несколько раз — будто для идиотов, которые с одного раза воспринять информацию не способны. Абрамс обещал ответить на все вопросы, возникшие после Семерки и Восьмерки, но в итоге породил ещё больше новых. Вопросы возникают буквально к каждой сцене, и в какой-то момент понимаешь, что задавать их просто бессмысленно. Какие бы ни придумала сценарная группа Лукасфильма на них ответы постфактум, это уже никого и ничего не спасёт. Любая попытка разобраться в Девятом эпизоде с точки зрения всех предыдущих фильмов обречена на провал, потому что он обесценивает всё, что было создано ранее. И, в первую очередь, он обесценивает Силу как основу, на которой держалась вся франшиза. Теперь с помощью Силы можно делать всё, что угодно, а обучаться владению Силой не нужно вовсе. Как, зачем, почему — эти вопросы беспокоят зрителей и фанатов, но не создателей фильма.

К сожалению, главное, чего не хватает «Звёздным войнам» Абрамса — это фантазии и смелости. Джордж Лукас был плохим сценаристом и режиссёром, но у него была безграничная фантазия и продюсерская смелость. Если бы он ориентировался на мнения фанатов и маркетологов, мы бы никогда не увидели трилогию приквелов такой, какой она получилась. К сожалению, у Абрамса и Ко с фантазией всё очень плохо. Повторять, копировать, доводить до абсурда — это пожалуйста. Придумать что-то новое — увы. Вот простой пример. В двух трилогиях Лукаса нет ни одной похожей на другую планеты: песчаный Татуин, снежный Хот, лесная луна Эндора, болотистая Дагоба, облачный город на Беспине, мегаполис Корусанта, подводный город гунганов и консервативно-технологичный Тид на Набу, футуристичная океаническая Камино, мрачный лавовый Мустафар, испещренная тоннелями Утапау. Не говоря уже о других невероятных планетах, вскользь показанных в сценах Приказа 66. И даже песчаный Джеонозис не был похож на Татуин, а Кашиик отличался от леса, населенного эвоками. А что мы имеем в новой трилогии? Одна реально интересная планета — бело-красный Крейт, придуманный Райаном Джонсоном. Всё остальное мы уже где-то видели. Чем Такодана отличается от Явина-4? Какие различия между Татуином, Джакку и Пасааной? Снова джунгли, снова песок, снова какие-то захолустья и поселения, слепленные из подручных материалов. Где высокотехнологичные города? Где невиданные ранее фантастические пейзажи? Даже в «Изгое-один» и «Хане Соло» были планеты интереснее, чем в трилогии сиквелов. А в Девятке умудрились даже древнюю планету ситхов Экзегол сделать скучной и неинтересной, учитывая, что всё действие там происходит во мраке — всё равно ничего толком не разглядеть. Раньше в каноне были другие планеты ситхов — Коррибан и Малакор, и обе они в разы интереснее, чем та, что нам показал Абрамс. И планеты — это лишь один пример проблемы с фантазией у создателей новой трилогии, просто наиболее показательный.

Увы, «Скайуокер. Восход» — это даже не тот случай, когда настолько плохо, что даже хорошо. Нет, это просто очень плохо. Надо честно признать, что части фанатов этот фильм понравился. И зрительские оценки, в отличие от ситуации с «Последними джедаями», на этот раз выше, чем оценки критиков. Но если посмотреть на кассовые сборы — то по итогам первого уик-энда фильм собрал и в Штатах, и в России еще меньше, чем Восьмой эпизод. Надежды Disney на ещё одно «Пробуждение Силы» не оправдались. Рекордных сборов не будет. Это провал не только творческий, но и, судя по всему, коммерческий. Кэтлин Кеннеди фактически уничтожила великую франшизу, которую ей доверил, по злой иронии судьбы, сам Джордж Лукас ещё до продажи LucasFilm Диснею. И одной Силе ведомо, как и что теперь может спасти «Звёздные войны».

Наш вердикт: