Итоги-2019: Фильмы, поразившие нас в прошлом году

14 января 2020

Синемафия выбирает фильмы года.

Если «Оскары» можно раздавать в феврале, то нас объявлять лучшие фильмы 2019 года сам бог велел уже после Нового Года.

Фильмы года мы выбирали совершенно честным голосованием в редакции: у какого фильма было достаточно голосов, тот попадал в топ, а кто получал больше всего — тот топ и возглавил. В итоговый топ вошли 13 иностранных фильмов и один российский. Итак, безо всякого стеснения, с первого места и далее, начинаем!

«Однажды в … Голливуде» (Once Upon a Time in Hollywood)

Максим Девяткин

В иной год девятый фильм Квентина Тарантино может и не стал бы лидером наших итогов. Можно спорить о том, лучшая ли это картина Квентина, но самая ожидаемая в ушедшем году. Да и на общем фоне история Рика Далтона и компании выглядит очень удобно в качестве локомотива итогов проката-2019. Тарантино снова всех удивил, нарисовал кальку и наложил её на реальный мир, создав таким образом свою реальность в антураже солнечного Голливуда конца шестидесятых. Это и ностальгия, и печаль, и просто хорошее кино, которого сейчас, будем честны, крайне мало.

«Золотой Глобус» не обделил картину наградами, будем болеть за Квентина, Брэда, Марго и Лео на «Оскаре».

«Брачная история» (Marriage Story)

Алексей Куртышев

Если вы забыли о таком прекрасном режиссёре как Ноа Баумбак («Милая Фрэнсис»), если забыли, что Скарлетт Йохансcон не всегда была экшн-героиней, и что Адам Драйвер звезда прежде всего невероятно крутых драм, то «Брачная история» напомнит вам обо всём и станет важным фильмом в карьерах актёров и режиссёра. Заодно и одним из главных фильмов года. Правда, попутно вывернет наизнанку историей, сначала подкупающей своей простотой, а потом обрушивающей весь абсурд ситуации на неподготовленного, расслабленного зрителя. В фильме есть несколько абсолютно гениальных сцен, с помощью которых происходит знакомство с главными героями, и после такого знакомства становится очень трудно разглядеть актёров за этими живыми людьми (да, именно так). Хочется видеть, как они дошли до жизни такой, а после финала было бы здорово хоть иногда узнавать как у них дела. Прекрасное кино, ужасные проблемы, охренительная Лора Дерн.

«Паразиты» (Parasite)

Татьяна Кислякова

После премьеры на Каннском кинофестивале фильму устроили пятнадцатиминутные овации — уже тогда стало понятно, что Южная Корея вновь удивила феноменальным кино. В итоге «Паразитам» присудили Золотую пальмовую ветвь, да и когда картина добралась до массового зрителя, она мало кого оставила равнодушным. Пон Джун-хо мастерски жонглирует жанрами, удивляет необычными поворотами сюжета, выдаёт визуально безупречный проект, приправленный достойным саундтреком, и предельно точно формулирует важную мысль о том, кто же такие «паразиты» в наше с вами время. Многие кинокритики уже называют этот фильм лучшем в 2019 году, картина забирает одну награду за другой и уверенно идёт к своему гарантированному «Оскару» — всё это очень даже заслуженно!

«Эдуард Суровый: Слезы Брайтона»

Петр Зайцев

Лучший российский фильм года по нашему мнению — это документальная картина, которая даже не вышла в кинотеатральный прокат. Однако масштабное журналистское расследование, проделанное, внезапно, каналом ТНТ, не оставило шансов ни одному другому российскому фильму. Многим знаком персонаж Гарика Харламова из Comedy Club — поэт-песенник Эдуард Суровый, мастерски владеющий техникой игры слов и чуть менее мастерски владеющий техникой игры на гитаре. Но мало кто знал, что персонаж Гарика был основан на советском исполнителе Эдуарде Суровом, как две капли воды похожим на Харламова. Из расследования «Слёзы Брайтона» мы узнаём о засекреченной биографии Сурового, который участвовал в известном международном музыкальном конкурсе в 1974 году и занял первое место, обойдя знаменитый шведский ансамбль ABBA. К сожалению, дальнейшие трагические события вычеркнули этот факт из истории, а победителем была назвала ABBA, но очевидцы триумфа Эдуарда и его настоящие поклонники наконец-то решили рассказать всю правду о тех днях и о жизни певца. Александр Ширвиндт, Михаил Боярский, Лев Лещенко, Лариса Рубальская, Григорий Лепс, Филипп Киркоров, Максим Галкин, Иван Ургант, Максим Фадеев и многие другие звёзды выступили в этой картине так, как не выступали никогда прежде. «Слёзы Брайтона» — совершенно феноменальное кино, которое, на наш взгляд, определенно необходимо было выпускать в широкий кинопрокат. Такого в России ещё не снимали. И не факт, что когда-нибудь снимут, потому что Эдуард Суровый — он такой один. Мы просто убеждены, что Гарик Харламов теперь обязан поехать на Евровидение с гениальной песней Эдуарда Сурового Love of Russian Man, чтобы исправить историческую несправедливость.

«Мстители: Финал» (Avengers: Endgame)

Валентина Ивашова

История, которая началась 11 лет назад, взлетела в наивысшую точку и рассыпалась сверкающими огоньками, которые уже никогда не забудешь.

У этого фильма множество недостатков: можно ругать его за рояли в кустах, нелогичность, находить дыры, — но все это затмевают его достоинства. Любимые герои, которые восстают из пепла и предпринимают все новые попытки спасти мир, который они так любят, истории дружбы и новые открытия. Драматизм и надрыв, вкрапления юмора. Отличная игра актеров и потрясающая картинка. Создатели фильма кропотливо собрали все концы, сюжет полон отсылок, оммажей и пасхалок.

Не хочется пафоса, но «Мстители: Финал» — это действительно конец эпохи. Эпохи, в которой супергеройское кино вышло на новый уровень, став не просто экранизацией нарисованных историй, а выведя субкультуру комиксов на новую высоту.

Вполне вероятно, что дальше это будет еще лучше и интереснее, но это уже будет совсем другая история.

«Человек-Паук: Вдали от Дома» (Spider Man: Far from Home)

Ольга Володина

Если финальные «Мстители» должны были закрыть долгую историю, то у второго Паучка была задача не менее сложная: показать, что продолжение не просто возможно, но и качеством не уступает предыдущим 11 годам приключений. И с этой сложной задачей картина Джона Уоттса справляется, вроде как нарушая все установленные ранее правила: дружественный сосед Человек-Паук оказывается на другом континенте, противостоит ему не столько живой противник, сколько иллюзия, а финал противостояния оказывается не совсем таким, как он надеялся. Помимо одного из лучших приобретений Marvel последних лет (собственно, вся команда Человека-Паука, включая тетю Мэй) тут и старая гвардия выступает отлично, от Хэппи до Ника Фьюри: будущее вселенной в надежный руках и старого, и нового поколения.

«Джокер» (Joker)

Максим Девяткин

Сольник злодея DC оказался намного интереснее, чем можно было ожидать. Пожалуй, Тодд Филлипс подарил нам самый обсуждаемый и важный фильм прошедшего года.

Оболочка комикса была использована скорее для финансового успеха и привлечения внимания, что, само собой, сработало и сборы у «Джокера» солидные. Однако показывая печальную историю Артура Флека, «Джокер» нажимает на более важные кнопки в обществе, поднимая вопросы неравенства и нищеты, радикализма, насилия, таланта и юмора. И с этой точки зрения «Джокер» великое кино, играющее с моралью каждого зрителя до последних секунд и безумно круто, что такой фильм приобрёл масштаб хита в кинотеатрах, а не тихо прошёл на фестивалях.

«Доктор Сон» (Doctor Sleep)

Алексей Куртышев

Удивительное продолжение «Сияния» как фильма Стенли Кубрика и одновременно с этим экранизация книги-продолжения романа Стивена Кинга.

Режиссёру удалось объединить два непримиримых таланта, и потому «Доктор Сон» в этом году с легкостью побеждает вторую часть «Оно» на поле экранизаций Короля Ужасов. Майк Флэнаган использует положительные моменты каждого из произведений, стараясь избегать разрушающих минусов. И у него получается изящно соединять сюжеты книги и фильма, виденье Кубрика и собственный взгляд. О чём вообще можно говорить, если даже Стивен Кинг после просмотра стал лучше относится к экранизации Кубрика? У Флэнагана, за что бы он ни брался, всегда получается отличная история и этот раз не исключение, но то, что эта история, основанная на культовых образах, получилась, не испортив, а дополнив старые произведения — действительно удивительно.

«Достать ножи» (Knives Out)

Ольга Володина

Не так чтобы хит-сюрприз этого года, однако все едино приятная неожиданность: картину Райана Джонсона ждали, но всё равно нельзя не порадоваться, насколько четко проработанным и туго смотанным клубком всех элементов. Крутой актерский состав, играющий и непривычном для нас (для них,) жанре, крутая драматургия, отличные отдельные составляющие, складывающиеся в не столько юмористический детектив, которым он поначалу представляется, но довольно едкую комедию нравов, жанр для американского кино редкий и тем еще более ценный. Ну и, конечно, образ Бенуа Блана, который идет Крейгу едва ли не больше Джеймса Бонда.

«К звездам» (Ad Astra)

Татьяна Кислякова

Мнения о фильме у зрителей разделились — многие ожидали от проекта Джеймса Грэя динамичного экшена, а получили психотерапевтическое кинопроизведение, отсюда и недовольство. Мы же в Синемафии насладились этим фильмом о внутренней драме человека, одинокого и потерянного среди миллионов людей на планете Земля, но нашедшего покой и примирение с внутренними демонами в бескрайнем космосе. Благодаря работе со светом, постановке кадра и использованным спецэффектам создаётся завораживающая атмосфера и неповторимой красоты визуальный ряд, за что в немалой степени нужно сказать спасибо оператору Хойте Ван Хойтема. Но главной звездой фильма всё же остаётся Брэд Питт, который полностью растворился в своём персонаже и выдал одну из лучших ролей в карьере.

«Мы» (Us)

Алексей Куртышев

К новому кошмару от Джордана Пила («Прочь») можно относиться как угодно, но точно можно сказать, что эксперимент с саундтреком удался — такой синергии видеоряда и музыки не было давно, а финальный бой-танец невозможен ни в каком другом сеттинге. Только этого было бы достаточно, чтобы фильм мог засесть в голове, но это ещё не всё за что можно любить картину. Потрясающая Лупита Нионго отыгрывает себя и своего двойника так, что тему с одним актёром на две роли можно в принципе закрывать. А ещё это снова социальный хоррор с очень интересными рассуждениями о том, кто же делает нас самими собой и как на это влияет общество. И, так же как в «Прочь», происходящие события нервные, страшные и одновременно с этим очень смешные. Из-за таких эмоциональных горок иной раз забываешь дышать, а образы людей в красных ножницами в руках отпечатываются в подсознании надолго.

«Рокетмен» (Rocketman)

Ольга Володина

Наверное, единственная проблема «Рокетмена», стоившая ему, скорее всего, оскаровских номинаций — выход меньше чем через год после «Богемской рапсодии». Тоже музыкан, тоже британский, тоже семидесятые, тоже с проблемой принятия своей гомосексуальности — слишком много совпадений, чтобы можно было рассматривать фильм полностью в отрыве от котекста иных выходящих в прокат картин. Однако если оторваться от этого аспекта — то у нас в руках окажется мастерски сделанная картина с самоотверженной актерской работой Тарона Эджертона, который наконец-то выходит из оставленного Эггзи шлейфа и доказывает, что ему любой жанр по силам, что экшн, что мелодрама, что мюзикл.

«Шазам!» (Shazam)

Валентина Ивашова

История от DC про сироту, который внезапно отхватил суперсилы, проста, не пафосна и напичкана юмором. Фильм яркий, ироничный и добрый. Ведь он не только про то, как подросток стал обладателем сверхспособностей, а потом и героем, приняв не только силу, но и ответственность, но еще и про то, что каждому из нас нужна семья. И порой мы пытаемся отвернуться от того, что действительно даст нам любовь и поддержку, а гонимся за прекрасной мечтой, которая на поверку оказывается пшиком. Само собой, есть и мрачные стороны — злодей, что гоняется за главным героем, страшные монстры, которые выходят на волю в силу обстоятельств. Смерти и потери.

«Шазам!» — нетипичный для DC фильм. Он не сумеречный, не напичкан философией. Но от этого он не становится хуже — только лучше. В фильме задействованы свежие лица, из известных актеров только Марк Стронг, сыгравший злодея. Может, «Шазам!» и не столь зрелищен, как привычные фильмы про супергероев, но он в разы милее многих из них. Очень приятно, что в киновселенной DC появился такой герой.

«Ford против Ferrari» (Ford vs Ferrari)

Татьяна Кислякова

Историю противостояния двух концернов, которые в 60-х годах прошлого века являлись столпами автомобильной промышленности, рассказали массовому зрителю так незатейливо, и в то же время так искусно, что после просмотра фильм сразу хочется включить вновь. Технически всё прекрасно, гонки сняты отлично, от звуков моторов мурашки по коже, а актёрская игра выше всяких похвал. Наверно, Кристиан Бейл никогда не перестанет удивлять своим умением вживаться в образ, а в тандеме с Мэттом Дэймоном им удалось создать чуть ли не лучший экранный дуэт 2019 года. Но главное, чтобы по достоинству оценить «Ford против Ferrari», вовсе не обязательно любить машины или гонки — это кино больше про человеческие отношения, умение работать в команде и с упоением наслаждаться любимым делом, проживая яркую и прекрасную жизнь.


Но это еще не все! Несколько фильмов не набрали достаточного количества голосов, но мы посчитали необходимым упомянуть их в итогах года. Так сказать, Minority Report — отдельное мнение отдельных авторов.

«Пляжный бездельник» (The Beach Bum)

Максим Девяткин

Очередной триумф МакКонахи прошёл без внимания и хочется восстановить несправедливость и упомянуть о «Бездельнике» в итогах года. Есть особый жанр фильмов, которые говорят: «Не парься, забей на всё и будь собой». «Пляжный бездельник» как раз из таких. Герой Мэттью, тусовщик-поэт Лунный Пёс, живёт, как завещал Эпикур, наслаждается жизнью как в богатстве, так и на пляжном дне, когда всё его имущество — печатная машинка и солнце над головой. Отличное кино под чемоданное настроение, посмотрите, если поедете на море.

«Синонимы» (Synonymes)

Юлия Данилина

О том, что сделал Надав Лапид в своём третьем по счёту полнометражном фильме, будут говорить ещё очень долго. Здесь хочется отдельно разбирать каждую деталь, которая так или иначе работает на нарратив — например, ковёр перед квартирой. Рубашки, которыми затыкается дыра в потолке. Жёлтое пальто, невольно напоминающее не только верхнюю одежду Марлона Брандо в «Последнем танго в Париже», но и рубашку Жюльет Бинош в «Любовниках с Нового моста». Кензо Такада, Наполеон, Ван Гог и Селин Дион (все они стали неотъемлемой частью истории и культуры Франции, но по происхождению не французы). Курт Кобейн, который скорее про бунт и общее внутреннее состояние, и в целом никакого отношения к Франции не имеет. Париж, показанный именно так, как его видит Йоав — асфальт, Сена, и что-то резко пролетающее, потому что видеть этого не хочется. Собор Парижской Богоматери, последний раз перед пожаром, показанный как серая, бездушная и вполне себе угрожающая груда камня (оказывается, можно и так). Йоав, который всеми силами пытается уйти от общепринятых клише, и всё равно окружает себя именно ими — Кензо, Наполеон, Ван Гог, Нотр-Дам, работа моделью. Самый известный супергерой из Израиля, который искренне хотел всех спасти, но был распят. Пятилетний мальчик Йоав из предыдущего фильма Лапида «Воспитательница», который одновременно хотел, чтобы его оставили в покое, и закатывал истерики, когда его стихи не записывали — в двадцатитрёхлетнем Йоаве от него мало что осталось, но именно эта черта сохранилась.

Отказ от родного языка и от собственной национальной принадлежности, притом, что эта национальная принадлежность и язык всё равно рано или поздно о себе напомнит. Стремление полностью влиться в общество с принципиально другим менталитетом. В противоположность этому — акцентирование своей национальной принадлежности, которое со стороны смотрится так же глупо. Обе модели поведения как синонимы одного и того же. Израиль и происходящее в нём одновременно и важен и нет — ведь речь о национальной самоидентификации в целом.

Юношеский максимализм как протест против всего и вся, просто потому что, на который уже прошедший через него режиссёр смотрит с мягкой иронией. Потрясающая субъективная камера.

Идеальный, как всегда, подбор актёров. Отличное чувство юмора. Фильм, который можно и нужно пересматривать, каждый раз понимая для себя что-то ещё. Может быть (и скорее всего) Надав Лапид никогда не снимет ничего лучше, так что Берлинскому кинофестивалю первый раз за десять лет есть чем гордиться.

«Ирландец» (The Irishman)

Юлия Данилина

В то время, как многие кинематографисты с переменным успехом пытаются вдохнуть новую жизнь в жанр гангстерского кино, Мартин Скорсезе считает, что у него нет будущего. «Ирландец», или же «Я слышал, ты красишь дома», получился не только завершением саги о Славных парнях, начатой режиссёром ещё в семидесятых, но и эпитафией для жанра как такового. Интересно, что создавая анти-гангстерское кино, режиссёр не прибегает к уже готовым схемам, а придумывает новую. То, что многим критикам и зрителям кажется недостатком — пожилые актёры, играющие персонажей в разные периоды жизни, и даже не пытающиеся при этом скрывать свой настоящий возраст — на самом деле оказывается новаторством. Скорсезе намеренно берёт в свой фильм актёров давно воспринимающихся символами жанра, и при этом медленно, последовательно, на протяжении трёх часов, показывает, как они, вместе со своими персонажами, превращаются в неповоротливых развалин, и более того, развалинами они были изначально. Среди них нет никого, кто мог бы вызывать к себе симпатию или даже элементарную человеческую жалость — есть только более отталкивающие и менее отталкивающие. В отличие от «Славных парней» и «Казино», даже не возникает ощущения, что они получают удовольствие от того, что делают — все они просто очень устали, и от такой жизни в том числе. Дружба, любовь и родственные связи для них ничего не значат, а если и значат, то только на словах. Гангстерское кино уже давно не молодо, не видит перед собой ничего, кроме могильной плиты, и Скорсезе предлагает посмотреть этому факту прямо в лицо. Конечно, от этого предложения можно и отказаться, и в таком случае все неоспоримые достоинства фильма превратятся в его недостатки.