Итоги-2019: Сериалы, которые нас впечатлили в прошлом году

14 января 2020

Синемафия выбирает знаковые сериалы 2019 года.

В этом году количество игроков на сериальном рынке и соответственно сериалнопродукции превысило все, что могло превысить, и потому вариант «мы все посмотрели все сериалы» пришлось отмести: каждый из участников обсуждения выбрал знаковые, важные, наиболее, наконец, понравившиеся сериалы 2019 года, и в итоге у нас — целых 11 сериалов года. В алфавитном порядке.


«Академия «Амбрелла» (The Umbrella Academy)

Валентина Ивашова

Еще один год — еще один сериал по мотивам комиксов, вышедший на Netflix. Эксцентричный и богатый человек собрал под своей крышей детей с некими способностями. Прошло много лет, дети выросли и разъехались, и только смерть приемного отца собрала их вместе. На похоронах на их головы свалился (в прямом смысле) давно пропавший брат и сообщил, что мир скоро погибнет, а они должны сделать все, чтобы спасти его. Все бы нечего, но вот спасатели на эту роль не слишком подходят, да и не стремятся. У всех свои травмы, своя не сложившаяся жизнь.

Отличная актерская работа Эйдана Галлахера, в глазах подростка прямо видишь человека, который прожил целую жизнь, а теперь вынужден валандаться с тормозящими родственниками. Прекрасен Роберт Шиэн, играющий медума-торчка. Так же хотелось бы отметить Эллен Пейдж, играющую странную девочку по имени Ваня. Хороший саундтрек, на высоте операторская работа.

Сериал иногда критикуют за затянутость, но на фоне всех остальных достоинств — это незначительный недостаток, ведь в нем есть все — скачки во времени, суперспособности, детектив и мистика. «Академия „Амбрелла“» — это яркое интересное зрелище с хитро завернутым сюжетом, полное черного юмора и драматизма.

«Благие знамения» (The Good Omens)

Валентина Ивашова

Сериал по мотивам одноименной книги двух мастеров фэнтези — Терри Пратчетта и Нила Геймана. История про ангела и демона, которые всячески пытаются отменить запланированный конец света, потому что им слишком нравится человеческий мир и его радости. Поклонники книги ждали эту экранизацию с большим нетерпением с тех самых пор, как объявили о её съемках. И не остались разочарованы. Сериал получился яркий, динамичный, не потеряв ни грамма из обаяния книги. Во многом, конечно, способствовали успеху актеры, которых выбрали на главные роли — Майкл Шин и Дэвид Теннант. Их дуэт был великолепен. Отличный, запоминающий саундтрек тоже сыграл свою роль.

«Ведьмак» (The Witcher)

Ольга Белик

Экранизация книжной вселенной Анджея Сапковского ворвалась в наши сердечки в декабре и подарила песню для всех праздничных застолий — уже за одно это можно назначить «Ведьмака»

сериалом года! Ожидания были велики: помимо фанатов книжной саги на ушах стояли и поклонники «Игры престолов», которым пресса обещала достойную замену. В результате пострадали именно две эти группы, ибо «Ведьмак» получился, конечно же, не побуквенным переложением Сапковского и уж точно не «Игрой престолов», а чем-то третьим. С одной стороны, это совершенно самобытный сериал, а с другой — этакая остроумная версия на тему всего, что мы знаем о монстрах, эльфах, колдунах и героях меча и магии. Дивный новый мир, разноцветные драконы, востроухие эльфы (кто-то особенно бомбился из-за того, что они — чернокожие, но в выдуманном мире может быть все, что захотят авторы), отличные крутые схватки и масштабные битвы — что еще для счастья надо? Посреди этого великолепия — суровый Генри Кавилл в белоснежном паричке и с фирменным «хмм»: его Геральт из Ривии, возможно, и не очень похож на книжного, зато отлично радует глаз и учащает девичье сердцебиение! Ну, и отдельно отметим, что в мире «Ведьмака» женщины играют не то, что ключевые роли — они одни из самых прогрессивных персонажей, которые возглавляют банды и войска, и не боятся предрассудков в отличие от мужчин.

P. S. Чеканной монееетой! Композиторы Соня Белоусова и Джиона Остинелли (и актер дубляжа Прохор Чеховской) — наши отдельные герои года!

«Захват» (The Capture)

Ольга Володина

Не комиксами и фэнтези единым запомнится этот сериальный год: были также и реалистичные детективы (скажем, то же британско-ирландское «Тайное место» по Тане Френч, и второй сезон «Охотников за разумом»), и политические сюжеты (в семейной драме — в «Наследниках», в комедии — в «Вице»), а была и попытка скрестить два тренда в одном сериале. Вышла пугающая картина наступившего будущего: главный герой (Каллум Тернер), согласно всем материалам наблюдения, совершил преступление, а сам он точно в курсе, что никого не убивал. Холлидей Грейнджер играет ту единственную надежду героя на оправдание, которая кажется зрителям очень шаткой — из-за наличия у расследовательницы собственных интересов; а тут еще и интересы государства на кону…

Очень интенсивно выстроенные шесть серий, когда выдохнуть некогда, и после которых по улице ходить хочется аккуратно — мало ли как используют записи с видеокамер…

«Карнивал Роу» (Carnival Row)

Валентина Ивашова

Жанр этого сериала можно определить, как стимпанк с феями. Действие происходит в мире, где живут и люди, и совсем другие существа — летающие девушки, фавны, кобольды, кентавры. В землях последних идет война на истребление, и они спасаются в негостеприимных человеческих странах, где они существа второго сорта. В городе Бурге, очень похожем на викторианский Лондон, появляется убийца, истребляющий не только мигрантов, но и людей. Странные непривычные нравы приезжих, нетерпимость людей перекликаются с похожими проблемами и в нашем мире, потому, вероятно, в сериале и выглядят так ужасающе. Одна из главных линий — детективная, в которой принципиальный детектив упрямо преследует убийцу, но есть и щемящая история обреченной любви между главными героями. Хороший каст, много новых интересных лиц, из известных и раскрученных — Орландо Блум в роли полицейского инспектора и Кара Делевинь — фея Виньетт. Но «Карнивал Роу» хорош не только сюжетом и актерами, но еще и красив деталями: шляпки, светильники, прически — все проработано до мелочей. Отличный фэнтези-сериал с крепким, проработанным сюжетом и прекрасной визуализацией.

«Мандалорец» (The Mandalorian)

Татьяна Кислякова

Дебютный проект стримингового сервиса Disney+ пришёлся по душе многим — его хвалят за верность духу оригинальной трилогии, за приятный отсылки к вселенной «Звёздных Войн», за выдержанность концепции космического вестерна, за главного героя, который при всей своей суровости и молчаливости вызывает у зрителя уважение и любопытство, ну и за прелестного малыша Йоду, как окрестили в народе этот милый персонаж, являющегося двигателем сюжета сериала. Почти все сходятся во мнении, что «Мандалорец» оказался на голову выше новой полнометражной трилогии, так что теперь мы с нетерпением ждём второй сезон, выход которого анонсирован на осень нынешнего года.

«Пацаны» (The Boys)

Ольга Володина

Этот год запомнился в сериалах в основном комиксовой деконструкцией супергеройского эпоса: этим занимались не попавшие в нашу подборку «Хранители», этим — постмодернистская «Академия „Амбрелла“», ну и «Пацаны» основаны на тот же подходе. Супергерои — не то, чем кажутся публике, а в лучшем случае инструмент влияния на эту публику (в худшем — прекрасно пользующийся своим положением инструмент). Именно с этим начинают бороться наши герои — пострадавший от супергероя Хауи (сын Мег Райан и Денниса Куэйда — как быстро растут чужие дети), на которого выходит давний борец с супергероями Билли Бутчер (Карл Урбан). дальше — ничего пристойного, только кровь, насилие, юмор и драма.

Самым ценным игроком же сериала стал внезапно не главный герой, а играющий главного злодея, идеального псевдо-Супермена Энтони Старр («Баньши»): такой оторопи от злодея я давно не припомню.

«Самый громкий голос» (The Loudest Voice)

Татьяна Кислякова

Сериал о жизни и профессиональной карьере Роджера Эйлса, хорошо известного в США благодаря своей работе на телеканале Fox News.

Создатели показали изнанку мира СМИ, а также осветили во всей красе нелицеприятный образ Эйлса. Ведь при всём своём неоспоримом таланте новостника и невероятном умении делать успешным буквально всё, за что бы ни брался, Роджер Эйлс предстаёт перед зрителем как тот ещё самодовольный тип не самой привлекательной внешности, как грубиян и шовинист, а также как человек, не гнушающийся воспользоваться положением босса по отношению к подчинённым ради удовлетворения своих сексуальных потребностей. Рассел Кроу совершенно неузнаваем в этой роли, что однозначно свидетельствует о вершине актёрского мастерства. Именно работа Кроу над ролью лично меня при просмотре впечатлила больше всего — даже и не представляла, что актёру так подойдёт образ столь неприятной личности. Полученный Кроу «Золотой глобус» за работу в этом шоу — однозначно заслуженная награда!

«Семейный брак» (State of the Union)

Татьяна Кислякова

Отличный британский сериал о кризисе супружеских отношений с Крисом О'Даудом и Розамунд Пайк в главных ролях. Сценарий написан Ником Хорнби, в режиссёрском кресле Стивен Фрирз, и если эти имена хоть о чём- то вам говорят, то вы уже примерно представляете, насколько жизненным и приятным для просмотра оказался «Семейный брак». Каждая серия длится около 10 минут, герои всегда находятся в одной локации, но такой минимализм проекту только на пользу — смотрится легко, к персонажам успеваешь проникнуться неподдельным интересом, а остроумные живые диалоги не дают скучать ни секунды. В общем, сериал получился на редкость душевным — побольше бы на экранах таких прекрасно написанных и блестяще сыгранных проектов о человеческих взаимоотношениях.

«Уэйн» (Wayne)

Ольга Володина

Вышедший еще в январе 2019 года «Уэйн» сразу удостоился от зрителей несколько пренебрежительного ярлыка «Это совсем как „Конец гребаного мира“» — и, конечно, совершенно зря. При некоторых формальных совпадениях (социально неадаптированный главный герой с девушкой пускается в бега) «Уэйн» ухитряется быть очень нежной историей взросления, где герои раз за разом красят очень темный мир в куда более яркие цвета, чем он того достоин; путешествие по Америке в поисках машины покойного отца становится началом большой истории любви, принятия и саморазвития.

«Чернобыль» (Chernobyl)

Ольга Белик

Мини-сериал HBO вышел в мае и мгновенно обогнал по рейтингам «Игру престолов», став самым обсуждаемым в мире. Шоураннер Крэйг Мэйзин предвосхитил путь товарища по «Мальчишникам в Вегасе» Тодда Филлипса: комедиограф сделал одно из самых мощных драматических высказываний года на телеэкране. Лейтмотив сериала — «Какова цена лжи?»: этот вопрос задается сразу же, и все пять серий мы наблюдаем страшную иллюстрацию этой цены. Кто-то закрыл глаза на ошибку, кто-то побоялся начальства, а результатом стала величайшая катастрофа Европы и тысячи жизней.

«Чернобыль» тем страшнее, что мы знаем, что произошло и что будет дальше. Прием, кода герои в неведении, а зритель уже сгрыз от напряжения руки по локоть, не нов — но оттого не менее эффектен. Вот жители Припяти любуются странным свечением над городом, вот дети кружатся под пепельным дождем — а у нас шевелятся волосы на голове. Вот беременная героиня Джесси Бакли самоотверженно держит за руку разлагающегося живьем мужа — и зритель кожей ощущает дыхание медленной смерти. Вот герой Барри Кеогана отправляется в пустые деревни отстреливать зараженных котиков — и все, невозможно дышать.

Помимо совершенно прекрасных актерских работ (дуэт Стеллана Скарсгарда и Джареда Харриса в образах чиновника Бориса Щербины и академика Легасова стал культовым, а первый еще и получил «Золотой глобус» за свою работу) и подробного исследования атмосферы всей катастрофы и ее причин, «Чернобыль» обязан своим успехом еще и невероятной проработке деталей: от хлебницы советского дизайна и обоев в квартирах до плакатов на Чернобыльской АЭС.

Для нашей страны сериал стал знаковым еще и потому, что вызвал настоящую бурю обсуждений: кто-то обвинял его в пропаганде и намеренном искажении событий (шахтеры, например, работали на станции не голыми, а в белоснежных костюмах), кто-то, наоборот, восторгался тем, насколько человечным получился проект: ведь его главные герои — обычные люди, простые герои, жизнью заплатившие за то, чтобы остановить радиацию. Были и те, кто возмущался, что о нашей беде сериал сняли не наши кинематографисты. Но, главное, — именно «Чернобыль» так ярко напомнил всем о той катастрофе и прозвучал предупреждением миру сегодняшнему.

Подействует ли оно — другой вопрос.