Образы Французской Новой волны: Женское

5 мая 2020

Сиберг, Карина, Моро и не только.

Жёны и любимые женщины, актрисы, певицы, журналистки и домохозяйки, любящие, мстящие, мечтающие, живущие, выживающие и просто гуляющие по Парижу и другим французским городам — на первый взгляд, Новая волна всегда была сконцентрирована на мужчинах, но недостатка в женских образах явно не испытывала.

1. Патрисия Франчини, «На последнем дыхании» (Au Bout de Souffle, 1960)

Исполнительница роли: Джин Сиберг

Режиссёр: Жан-Люк Годар

Несмотря на стильную стрижку и платье в полоску, Патрисия не хочет, чтобы её воспринимали только как хорошенькую девушку. Ей важно, что её мужчина думает о её работе, увлечениях, любимых книгах. Чем дольше он будет говорить только о себе, тем хуже для него. Её свобода — это свобода выбора, и дело не только в том, что она американка. Понимая это, её сложно в чём-то обвинить, ведь жизни, предлагаемой ей Пуаккаром, она точно не заслужила. Но стильная стрижка, платье в полоску и невероятное обаяние Джин Сиберг тоже очень важны.

2. Нана, «Жить своей жизнью» (Vivre sa Vie: Un Film en Douze Tableaux, 1962)

Исполнительница роли: Анна Карина

Режиссёр: Жан-Люк Годар

Нана хотела бы сниматься в кино, но не сложилось. Она пыталась завести семью, но от неё остались только фотографии ребёнка. Она могла бы работать моделью, но предложений от фотографов надо ждать, а деньги нужны здесь и сейчас. Она идёт на панель, и для неё это такая же работа, как и другие, к тому же, хорошо оплачиваемая. Ей кажется, что она в любой момент может бросить, но мужчины считают иначе. Она плачет в кинотеатре на сеансе немого кино, и это не просто амбициозная попытка включить в фильм отрывок из классики, не просто портрет любимой женщины Жан-Люка Годара и его свадебный подарок (один из лучших, которые только можно придумать). Она и есть современная Жанна Д’Арк, несчастная девушка, которая хотела жить своей жизнью, но стала жертвой мужского мира.

3. Катрин, «Жюль и Джим» (Jules et Jim, 1962)

Исполнительница роли: Жанна Моро

Режиссёр: Франсуа Трюффо

Самая большая любовь в жизни Жюля и Джима, милая девушка с загадочной улыбкой древней статуи, Катрин тоже хочет женского счастья. Самого простого — семьи, ребёнка от любимого мужчины, и поменьше разговоров о политике. Любить можно и нескольких, но с одинаковой отдачей. Если желаемое ей недоступно, она сделает абсолютно всё, чтобы это изменить, даже ценой собственной жизни. Жанна Моро, которая играла роковых красавиц и до, и после «Жюля и Джима», именно эту роль считала лучшей в карьере. Ведь на самом деле «роковой» Катрин можно назвать лишь с натяжкой — скорее обычная женщина, в сердце которой хватало места для нескольких мужчин, и разрыв с каждым из них был для неё неприемлем.

4. Флоранс «Клео» Виктуар, «Клео от 5 до 7» (Cleo de 5 a 7, 1962)

Исполнительница роли: Коринн Маршан

Режиссёр: Аньес Варда

У Клео есть всё, что нужно для красивой жизни: стильная квартира, домработница, кошки, мужчины, деньги, популярность. Даже Мишель Легран может забежать с новым материалом. Когда становится грустно, она снимает парик, одевает маленькое чёрное платье и гуляет по Парижу, общаясь с друзьями. За два часа — от пяти до семи вечера — она успевает получить смертельный диагноз, записать песню, купить платье и шляпку, обсудить архитектуру и ситуацию в Алжире, посмотреть немое кино, познакомиться с мужчиной и понять, что всё не так плохо, как ей казалось пару часов назад. В этот момент зритель искренне за неё радуется, потому что к Клео совершенно невозможно не привязаться за это недолгое время.

5. Элен, «Мюриэль, или Время возвращения» (Muriel ou Le Temps d’un Retour, 1963)

Исполнительница роли: Дельфин Сейриг

Режиссёр: Ален Рене

Как и всё её окружение, Элен живёт своими воспоминаниями, и в прошлом ей наиболее комфортно. Она продаёт антиквариат, живёт вместе с сыном бывшего мужа и относится к нему, как к собственному ребёнку, принимает бывшего любовника, несмотря на то, что тот приехал с новой пассией. Она на многое предпочитает не обращать внимания, но полностью уйти от реальности тоже невозможно. Созданный ею идеальный мир всё равно рушится, и как бы она не хотела другого финала (тоже драматичного, но хотя бы не трагического) трагедия неотвратима. В сущности, она уже произошла — Франция проиграла войну в Алжире, любовник не только привёз свою девушку, но и женат, а Мюриэль, о которой постоянно говорит сын, нет в живых, и он вряд ли сможет жить с этим. Элен остаётся только смириться, но никто, включая Алена Рене, не знает, хватит ли у неё сил.

6. Мадлен Зиммер, «Мужское-Женское» (Masculin Feminin, 1966)

Исполнительница роли: Шанталь Гойя

Режиссёр: Жан-Люк Годар

Мир Мадлен — посиделки в кафе, красивые платья, подруги, карнизы для штор и карьера певицы. Её центр вселенной — это она сама, и она совершенно не понимает, как кто-то может считать иначе. Она боится, что если Поль окончательно влюбится в неё, то станет занудой, и, естественно, так и происходит. Чем больше его беспокоит происходящее вокруг, тем тяжелее ей с ним общаться, и постепенно платья, подруги и карьера (особенно карьера) становятся важнее. Ей, как ребёнку Кока-Колы, нет дела до Маркса, да и менять ничего не нужно, если и так всё хорошо. Столкновение с реальностью снова неизбежно — на этот раз той, в которой Мадлен оказывается матерью-одиночкой — и никто не знает, справится ли она. Так как она об этом практически никогда не задумывалась, она и сама не знает, что ей с этим делать.

7. Жюли Колер, «Невеста была в трауре / Невеста была в чёрном» (La Mariee Etait en Noir, 1967)

Исполнительница роли: Жанна Моро

Режиссёр: Франсуа Трюффо

У Жюли убили мужа, не ради денег, а во время глупой пьяной игры. Она молода и красива, и могла бы жить дальше, но положение трагической жертвы мужского мира её не устраивает. Она осознанно тратит остаток своей жизни на то, чтобы найти каждого из участников той пирушки и убить их. В её действиях нет жестокости, она отнюдь не упивается страданиями людей, умирающих у неё на глазах. Странно, но со стороны она не похожа на хладнокровную мстительницу — просто спокойная, редко улыбающаяся женщина, чей невероятно стильный гардероб выдержан исключительно в черно-белых тонах. Фактически, самой Жюли уже нет, и остаётся только воплощение мести, не безжалостной, но неотвратимой. В двадцать первом веке она вернётся, на этот раз в жёлтом комбинезоне.

8. Дельфин и Соланж Гарнье, «Девушки из Рошфора» (Les Demoiselles de Rochefort, 1967)

Исполнительницы ролей: Катрин Денёв и Франсуаза Дорлеак

Режиссёр: Жак Деми

Две идеальные близняшки живут в идеальном городке, идеально подходящем под их идеальные платья и шляпки, и мечтают об идеальной любви. Где-то в Париже социальные волнения, а жутковатый знакомый расчленил танцовщицу Лолу, и эти мелкие детали совершенно не способны омрачить счастливую жизнь. Возможно, их мир чересчур безоблачен, даже для остальных фильмов Жака Деми, но это отличный вариант побега от реальности, в которой Франсуаза Дорлеак погибнет в автокатастрофе через три месяца после французской премьеры. О последнем, конечно же, лучше не думать.

9. Элен, «Мясник» (Le Boucher, 1969)

Исполнительница роли: Стефан Одран

Режиссёр: Клод Шаброль

Разочаровавшись в любви, Элен уехала в деревню и стала школьной учительницей. Она рассказывает детям о Бальзаке, водит их на экскурсию в пещеру, держит на почтительном расстоянии ухаживающего за ней мясника, и в её жизни не происходит ничего особо интересного. Неожиданно в лесу находят труп девушки, потом ещё один, а чуть позже и вовсе выясняется, что за жуткими преступлениями стоит тот самый мясник. Он слишком хорошо относится к Элен, чтобы она стала жертвой, но и она слишком сердобольна для партии роковой женщины и воплощения возмездия. Мясника ей жаль, как жаль мяукающего на дереве котёнка, но она мало что для него может сделать. Только в больницу отвезти, но по дороге едет слишком уж долго, что ставит под вопрос её сердобольность.

10. Клер, «Безрассудная любовь» (L’Amour Fou, 1969)

Исполнительница роли: Бюль Ожье

Режиссёр: Жак Риветт

Постановка «Андромахи» Расина начинает рассыпаться на глазах, когда режиссёр приглашает на репетиции телевидение. Его жена Клер, главная звезда труппы, не может играть при камерах и уходит со сцены. Она могла бы вернуться, но на роль Гермионы уже приглашена другая, а ей остаётся только метаться в четырёх стенах, начитывая текст Расина на диктофон и покупая ненужные вещи. Себастьян продолжает ставить, уходя от оригинальной идеи и разрываясь между женой и театром, а Клер постепенно отстраняется и всё чаще требует развода. Чтобы помириться, он приносит в дом котёнка, и всё бы ничего, но она мечтала о щенке. Это история не только режиссёра и актрисы, которая сходит с ума без работы и физически не может видеть, как предназначенную ей роль играет кто-то ещё. Не только токсичных отношений (той самой безрассудной любви), при которых любое примирение будет носить временный характер. Это история художника и его музы, которую невозможно ничем удержать, если она захотела уйти.