ММКФ: 42-й Московский Международный Кинофестиваль — что смотреть
1 октября 2020
Московский Международный Кинофестиваль в этом году пройдет с 1 по 8 октября. Выбираем, что смотреть.
Жизнь опять вносит коррективы в проведение Московского международного кинофестиваля: то он переезжал с июня на апрель из-за мундиаля, а в этом году свои коррективы в график внесла пандемия. Но ММКФ не сдается — и с 1 по 8 октября в Москве пройдет уже сорок второй выпуск фестиваля.
В этом году главные изменения затронут организацию просмотров: шахматная рассадка в зале, маски и перчатки во время сеансов и никаких очередей журналистов на вход, только предварительное бронирование мест.
Программы и расписание фестиваля уже сформированы: нас ждут как уже ставшие традиционными программы, так и интересные ретроспективы и тематические подборки фильмов. Да, и конкурс, конечно: но, будем откровенны, большинство зрителей, посещающих фестиваль, выбирают не конкурсные картины, а представленные в параллельных программах и уже зарекомендовавшие себя на иных смотрах фильмы.
Если вы любите документальное кино или интересуетесь короткометражными фильмами — то обычно это те конкурсы, которые можно смотреть без каких-то сложных мук выбора, просто идти на любой сеанс и получать удовольствие. Если вам более интересен конкурс полнометражного игрового кино, то тут — по моему личному опыту — есть риск нарваться на кино, скажем так, совсем не зрительское, поэтому выбирайте аккуратно.
Будем же мудры как змеи и последуем за зрителями — и выберем там, вне конкурсных списков, фильмы, которые стоит попробовать поймать на большом экране (либо до премьеры в российских кинозалах, либо вообще вместо нее). Конкурсные же программы — что игрового, что документального, что короткометражного кино, — мы будем с интересом смотреть вместе с вами во время фестиваля.
В этом году и фильм открытия, и фильм закрытия — отечественные потенциальные прокатные тяжеловесы; рождественско-сказочные «Серебряные коньки» и спортивно-женская драма «На острие» скоро доберутся до больших экранов, поэтому ловить ли их срочно на фестивале — выбор только для преданных фанатов (жанра ли, актеров ли). Поставим в уме галочку напротив этих двух названий и ринемся в толщу программ ММКФ.
«Новый порядок» (Nuevo Orden, 2020)
Режиссёр: Мишель Франко
Программа: 8 ½ фильмов
В ролях: Найан Гонсалес Норвинд, Диего Бонета, Элиджио Мелендес, Фернандо Куаутле, Моника дель Кармен, Дарио Язбек Берналь
Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля этого года: антиутопия о том, как 99% населения взбунтовались против 1%. Социальное кино в этом году продолжает быть в топе — начали с «Паразитов», продолжили «Джокером», теперь вот мексиканский взгляд на проблему.
Что еще посмотреть в этой программе: «Мальмкрог» Кристи Пую (три с лишним часа, учтите) с Берлинале этого года, отличный казахский триллер «Черный, черный человек» или аллегорическое «Государство комаров» Филипа Яна Рымши.
«Триумф» (Un Triomphe, 2020)
Режиссёр: Эммануэль Курколь
Программа: Спектр
В ролях: Кад Мерад, Давид Айала, Ламин Чиссоко, Марина Хэндс
Включенный в официальный конкурс несостоявшегося Каннского кинофестиваля этого года и только что заявленный в «спецвыпуск» Каннского кинофестиваля в конце октября фильм Курколя — кажется, кино вполне себе зрительское, этакий crowdpleaser в духе «Хористов» и прочего душеспасительного французского кино. Безработный актер соглашается подработать в драмкружке в театре и задумывает поставить с заключенными настоящую пьесу — как водится, дальше человеческая драма и комедия.
Что еще посмотреть в этой программе: «Наркомама» с Изабель Юппер, «Инстинкт» с Кэрис ван Хаутен или «Друзья на свою голову» с Венсаном Касселем и Беренис Бежо; вообще удивительно много интересных именно женских ролей в программе этого года. Для сериалолюбителей есть воссоединение каста «Банши»: Энтони Старр в сатире Ульриха Томсена «Гаттерби».
«Еще по одной» (Druk, 2020)
Режиссёр: Томас Винтерберг
Программа: Фильмы, которых здесь не было
В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Ларс Ранте, Мария Бонневи
Четыре приятеля решают на деле проверить теорию норвежского ученого о том, что каждый рождается с дефицитом алкоголя в крови. Ни к чему хорошему этот эксперимент, конечно, не приводит.
Еще один участник несостоявшегося Каннского кинофестиваля этого года, возвращение датчанина Винтерберга к родному кинематографу (забудем о «Курске», пожалуй). Фильм выйдет в российский прокат 12 ноября — но не ждать же так долго, в самом деле.
Что еще посмотреть в этой программе: «Молитва во имя бога» Роберта Гедигяна с прошлогоднего Венецианского кинофестиваля (приз за лучшую женскую роль), белорусские «Спайс бойз» о вреде наркотиков или румынская картина о тихом протесте «Заглавными буквами».
«Во время войны» (Mientras Dure La Guerra, 2019)
Режиссёр: Алехандро Аменабар
Программа: Эйфория наваждений
В ролях: Карра Элехальде, Эдуард Фернандес, Санти Прего, Натали Поса, Луис Бермехо
В испанском кино есть целый пласт картин об изживании национальной травмы — франкистского режима; вот и Алехандро Аменабар обратился к истории писателя Мигеля де Унамуно, который сначала поддержал военный переворот в 1936 году, а потом разочаровался во Франко и не стал молчать.
Что еще посмотреть в этой программе: тихая драма «Виталина Варела» Педру Кошты, победившая в прошлом году на кинофестивале в Локарно, «Психомагия» Алехандро Ходоровски (потому что Ходоровски) или корейский почти-нуар «Твари, цепляющиеся за соломинки».
«Уроки фарси» (Persian Lessons, 2020)
Режиссёр: Вадим Перельман
Программа: Специальные показы
В ролях: Ларс Айдингер, Науэль Перес Бискаярт, Леони Бенеш, Софья Бершевич
Драма о бельгийском еврее, решающемся ради выживания выдавать себя в концлагере за перса — и о том, что за этим последовало. Ставшая нынче модной жанровая вариация «сатирическая история о нацизме с драматическим финалом от Вадима Перельмана, который пару лет назад уже участвовал в конкурсе ММКФ с фильмом «Купи меня» (ох, тяжко вспоминать), которая была показана на Берлинском кинофестивале этого года.
Что еще посмотреть в этой программе: «Берлин, Александерплатц» (не тот) с того же Берлинале, ну или — для сильных духом — премьеру сериала «Шерлок в России».
«Красные пингвины» (Red Penguins, 2019)
Режиссёр: Гейб Польски
Программа: Свободная мысль
Слишком абсурдно, чтобы быть правдой, но действительно правда: после «Красной машины» Гейб Польски снимает второй документальный фильм о хоккее и России, в этот раз — о попытке создать хоккейное шоу на основе клубов «ЦСКА» и «Питтсбург Пингвинз». Лихие 90-е в полный рост, с медведями и водкой.
Что еще посмотреть в этой программе: «Цветы в тени» о попытках домохозяйки вернуться из Южной Кореи в Северную (и так бывает), «Коллектив» о коррупции в Румынии или «В это время на земле» об «индустрии смерти».
«Птицы падали дождем» (Il Pleuvait Des Oiseaux, 2019)
Режиссёр: Луиза Аршамбо
Программа: Третий возраст
В ролях: Андре Ляшапель, Жильбер Сикотт, Реми Жирар
Как и многие фильмы фестиваля в этом году, из конкурса фестиваля в Сан-Себастьяне прошлого года. Канадская история о живущих в лесу трех немолодых отшельниках, чью размеренную жизнь нарушают лесные пожары — и две дамы, сваливающиеся к ним как снег на голову. А любви, как известно, все возрасты покорны.
Что еще посмотреть в этой программе: финский роуд-муви «Стальные леди» или японскую семейную драму «Сад камелий».
«Шарлатан» (Šarlatán, 2020)
Режиссёр: Агнешка Холланд
Программа: Мастера
В ролях: Иван Троян, Йозеф Троян, Юрай Лой, Ярослава Покорна
Талант против тоталитаризма: чешский народный целитель Ян Миколашек пытается помогать людям вне зависимости от того, какая нынче власть у руля, нацисты ли, коммунисты ли.
Что еще посмотреть в этой программе: гей-драму Фернана Озпетека «Богиня Фортуна», «Киномеханик» Абеля Феррары или реставрированную картину Ильи Трауберга «Сын Монголии» 1936 года.
Что еще может заинтересовать:
- Ретроспектива французского режиссера Роберта Энрико: тут можно пере- или посмотреть и популярные «Старое ружье» с Нуаре и Шнайдер, и «Искателей приключений» с Аленом Делоном и Лино Вентура, и «Ромовый бульвар» с Бардо.
- Ретроспектива военных фильмов «Война: свидетельские показания». От «Канала» Анджея Вайды до «Они сражались за Родину» Бондарчука; несколько очень любопытных прибалтийских советских фильмов, а также эпическая югославская «Битва на Неретве» .
- Традиционная программа «Время женщин»: документальный фильм о #metoo «И все же», фильм о тяготах подросткового бытия «Шестнадцатая весна» или о тяготах бытия подростком, когда ты взрослый — «Позвони маме!».
- В программе «Вокруг света» можно обратить внимание на многообещающий японский дебют «Город учтенных» о бесплатном сыре в мышеловке, угандийское (!) кино «Безумный мир» о том, что не надо брать в заложники мастеров кунг-фу, или аргентинское кино о религии и подростковой беременности «Материнский инстинкт».
- В программе «БРИКС» (она же фестиваль фильмов стран БРИКС) интересным кажется отечественный «Красный призрак» (конечно, военный, конечно, про ВОВ), бразильский детектив «Молчание дождя» и южноафриканская драма «Поппи Нонгена» о трудностях жизни при апартеиде.
- В программе «Молодые и красивые» (эйджизм и лукизм сходу, как вам такое?) хочется не пропустить французские «Мои дни славы» о том, как трудно жить бывшему вундеркинду, страшноватое «Поклонение» Фабриса дю Вельца, собравшее ворох наград в прошлом году на фестивале в Ситжесе, и корейский драматический детектив «Ынми».
Как подсказывает шестое чувство, сколько списков не делай — а все равно что-то забудешь; сколько не планируй, а все равно что-то пойдет не по плану; наконец, спонтанность еще никому не вредила — поэтому если есть возможность пойти на какой-то фильм очертя голову, без всяких предварительных планов — всегда стоит рискнуть.
Соблюдая, конечно, все противопандемийные меры.