Макс Миккельсен в фильме «Еще по одной»

11 фактов о фильме «Еще по одной»

11 ноября 2020

12 ноября в российский прокат выходит фильм «Еще по одной» Томаса Винтерберга. Мы нашли для вас 11 интересных и/или забавных фактов о фильме.

После интернациональной драмы «Курск» Томас Винтерберг возвращается в родную Данию и снимает трагикомедию о среднем возрасте. Четверо друзей, работающих в школе — учитель истории Мартин (Мадс Миккельсен), физрук Томми (Томас Бо Ларсен) Петер (Ларс Ранте) и Николай (Магнус Миллан), — собираются отметить сорокалетие Николая. И именинник рассказывает о теории норвежского ученого, который заключил, что наличие 0,5 промилле алкоголя в крови — нормальный, требующийся каждому человеку для нормального функционирования уровень. Кончено, эту теорию немедленно нужно проверить на практике: и вот уже приобретены приборы для измерения уровня алкоголя в крови, алкоголь, ну и началось. Мартин выясняет, что преподавание, давно ставшее для него обузой, а для учеников страданием, опять может стать источником вдохновения; Томми находит общий язык с забитым учеником-очкариком, а психолог Петер — со второгодником, который боится снова завалить экзамен. К тому же у Мартина наконец налаживается личная жизнь: жена (Мария Бонневи), давно страдающая от его мрачности, опять видит его жизнерадостным и веселым. Но попытка как-то увеличить дозу приводит далеко не к самым радужным последствиям…

1.

В основе фильма лежит теория, высказанная норвежским психиатром Финном Скэрдерудом. Это не придуманный для фильма ученый, а вполне себе настоящий, преподает в университете Лиллехамера, на русский язык даже переведена его книга «Беспокойство. Путешествие в себя». Винтерберг говорит, что его редактор-норвежец, прочитав один из первых драфтов сценария, обратил его внимание на теорию Скэрдеруда.

Для поклонников фантастической литературы теория тоже не новая: в Плоском Мире Терри Пратчетта именно врожденным недостатком алкоголя в крови объяснялся алкоголизм капитана городской стражи Сэма Ваймса.

2.

Еще в 2013 году Томас Винтерберг говорил о своей идее с Тобиасом Линдхольмом сделать фильм, который был бы посвящен распитию алкоголя — и не социальную драму, а что-то комедийное, поскольку показывающих «другую сторону» спиртного картин — пруд пруди. Однако, приступив к работе над сценарием, они решили, что упускать ответственность как важную часть употребления алкоголя: и фильм стал своеобразным исследованием потребления спиртного во всех аспектах.

3.

В ходе работы над сценарием многое поменялось, и даже герой сменил профессию: изначально протагонист должен был быть страдающим от нерешительности авиадиспетчером. Профессия школьного учителя помогла затронуть и важную для Скандинавии тему юношеского неумеренного алкопотребления.

4.

Несмотря на то, что главные герои в фильме почти все время навеселе, актеры на съемках не пили, что подчеркивает Томас Винтерберг. Он говорит, что как при написании сценария вдохновлялся своими юношескими опытами с алкоголем, так и актеры опирались на свой предыдущий опыт и на обсуждения, которые проходили на репетициях, когда актерам потребовалось много времени, чтобы научиться передавать разные степени опьянения и не свалиться в переигрыш. Мадс Миккельсен в одном из интервью шутил, что велик был соблазн просто выпить необходимую дозу и ничего не играть, а просто существовать на экране — но в процессе съемок и повторения дублей это было бы проблематично.

Кадр из фильма «Еще по одной»

5.

Алкоголь, по мнению Винтерберга, многим помог в мировой истории — Черчилль, генерал Грант и Хемингуэй не просыхали, что не мешало им быть великими людьми (а, скорее всего, и помогало) — хотя, как он оговаривается в каждом интервью, последствия употребления спиртного могут быть и трагическими. Именно поэтому в фильме используется документальная хроника — несколько кадров с политическими деятелями, явно злоупотребившими спиртным (среди прочих в хронике — Николя Саркози, Ангела Меркель и Борис Ельцин).

6.

Также тема фильма — ощущение того, что ты жив, а не просто жизнь. Во время работы над фильмом в автокатастрофе погибла 19-летняя дочь режиссера, Ида — и, по его словам, ему помогло продолжить работу то, что Иде проект очень нравился. Единственным способом его закончить стало превратить его в оду жизни, а не просто историю о спиртном.

7.

Выбор актеров для Винтерберга не был проблемой — со времен «Торжества» он предпочитает выбирать тех, с кем ему легко работать. Томас Бо Ларсон снимался у Винтерберга как раз в «Торжестве» и «Охоте», Мадс Миккельсен — в «Охоте», Ларс Ранте — в «Коммуне», Магнус Миллан — в «Коммуне» и «Курске».

Томас Винтерберг, Макс Миккельсен и Томас Бо Ларсен представляют фильм "Охота" на Каннском кинофестивале в 2012 году
Томас Винтерберг, Макс Миккельсен и Томас Бо Ларсен представляют фильм «Охота» на Каннском кинофестивале в 2012 году

8.

Мы знаем, что поселится в вашем плейлисте на следующие несколько месяцев — песня What A Life, ставшая саундтреком финальной сцены фильма. В интервью Томас Винтерберг говорит, что Ларс фон Триер, его коллега по «Догме 95» как-то дал ему очень правильный совет — «припасать лучшее на конец», и именно это он сделал.

9.

На афише фильма значится, что он отобран на Каннский кинофестиваль этого года — действительно, в этом году фестиваль объявил программу несмотря на то, что собственно фестиваль не проходил.

10.

10 ноября Европейская киноакадемия объявила своих номинантов этого года, и фильм соревнуется в главных номинациях — лучший фильм, лучший режиссер (Томас Винтерберг), лучший сценарий (Тобиас Линдхольм и Томас Винтерберг) и лучший актер (Мадс Миккельсен). Квартет исполнителей главных ролей уже получил коллективный приз «лучшему актеру» на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне.

11.

Дания 18 ноября объявит, какой из трех фильмов, попавших в шорт-лист, будет выдвинут от страны в номинацию «Лучший международный фильм» на «Оскар»: «Еще по одной» Томаса Винтерберга, «Совершенно нормальная семья» Малу Рейманн или «Шорта» Андерса Ольхольма Фредерика Хвида.

Мадс Миккельсен и Мария Бонневи в фильме «Еще по одной»

Источники: Screendaily (1, 2), Det Danske FilmInstitut (1), TIFF Originals (1), Variety (1), FredFilmRadio (1), CineEuropa (1)