Синемафия посмотрела: «Ещё по одной»

2 декабря 2020; автор: Коллективный разум

Авторы Синемафии делятся своими впечатлениями о фильме «Ещё по одной».

После долгого молчания мы возвращаемся с нашей рубрикой, в которой авторы Синемафии смотрят кино и рассказывают вам о нём. Поводом для возвращения послужил новый фильм Томаса Винтерберга с Мадсом Миккельсеном в главной роли.

Юлия Данилина

Томас Винтерберг, за последние несколько лет успевший попробовать себя в экранизации британской классики и снять не совсем обязательный фильм о трагедии «Курска», вернулся к схеме, которая отлично сработала восемь лет назад. Снова в главной роли Мадс Миккельсен, яркая второстепенная роль у Томаса Бо Ларсена, в центре сюжета психология среднестатистического датчанина, но в этот раз всё уже не так грустно и выматывающе. Да и критики тут, по сути, нет — скорее ироничное наблюдение за нацией, которая не так, чтобы умеет пить.

Вывод из этой трагикомической истории сложно назвать оригинальным — да, алкоголь действительно не поможет, если тебе плохо, но нет ничего предосудительного в том, чтобы принять на грудь, если тебе хорошо. К тому же, кто не пьёт — даже у Ангелы Меркель и Николя Саркози бывало. При этом, «Еще по одной» выигрывает в первую очередь из-за подачи, оставаясь просто хорошим и добрым фильмом, который отказывается обвинять даже тогда, когда обвинение (или персонажа, или общества вокруг него) буквально напрашивается. Винтербергу симпатичны абсолютно все его герои, вне зависимости от того, поступают они правильно, или ошибаются. Ещё одно важное качество фильма — он остаётся ансамблевым, даже не смотря на солирующего (в финале буквально) Миккельсена. Мадс, конечно, как всегда, прекрасен, но хороши здесь все. И единственное, о чём немного жалеешь после просмотра, так это о том, что его персонаж был зажат настолько, что расслабиться получилось только при помощи горячительных напитков. Что ж, всякое бывает.

Ольга Володина

История о том, как четыре школьных учителя решили провести научный эксперимент и начали ходить на работу в подпитии, в другом национальном кино могла бы выглядеть иначе, если бы снималась стереотипно. Американцы сделали бы драму о среднем возрасте, в котором алкоголь — только зло и ничто иное; в России рисуется что-то вроде «Особенностей национальной охоты»; у французов бы обязательно случился адюльтер и философствования. Датчанин Томас Винтерберг выбирает свой собственный путь, в котором алкоголь — катализатор, приводящий героев к тому, что их и так, видимо, ждало в дальнейшем, просто немножко быстрее. И ни в коем случае не абсолютное зло (как и не абсолютное добро) — в конце концов, решения принимает человек, а не спиртное за него.

Винтерберг добавляет и комедийную, и драматическую составляющую, но при этом его фильм — это ода жизни; просто жизнь далеко не всегда бывает выдающейся, она может быть хороша и обычной. Радость побегать с друзьями по футбольному полю и посидеть в баре, радость любви и радость танца, радость от хорошо сделанной работы и просто от того, что кому-то совершенно бескорыстно помог. Эта радость даже в самых мрачных моментах фильма не дает ему скатиться ни в антиалкогольный памфлет, ни в чернуху; «Еще по одной» остается удивительно оптимистическим фильмом для картины о кризисе среднего возраста.

Финал — с танцем героя Мадса Миккельсена — отсылает одновременно к старым мюзиклам, где музыкальный номер решает все проблемы, и нашему общему стремлению к эскапизму хотя бы на время одной песни. И примиряет со сладко-горькой ноткой финала: жизнь твоя будет такой, какой её сделаешь ты сам, а не псевдонаучный эксперимент. Да, возможно, будут и проблемы — но это твоя жизнь, единственная и неповторимая.

«Еще по одной» остается очень традиционным кино — в нем уже ничего не осталось от винтерберговской «Догмы 95», а эксперимент с изображением сводится к (очень своевременному) включению хроники «пьющих мира сего». Винтерберг опирается на давно знакомых ему актеров, которые создают на экране максимально комфортную атмосферу старых знакомых в повседневно-банальной жизни, которая могла бы происходить где угодно. Комфортно, понятно и близко — и ничего такого, с чем каждый бы не столкнулся так или иначе на рубеже среднего возраста. И именно потому четверо исполнителей главных ролей так хороши: попробуй сыграть банальность так, чтобы запомниться. А у них — выходит.

Максим Девяткин

На российских экранах датские рассуждения об алкоголе и его последствиях смотрятся забавно. Учитель музыки, литературы, физрук и историк (для полного комплекта не хватает только трудовика), решают пить каждый день. Вполне стереотипная отечественная история, которую на свой манер мог бы снять Быков или Звягинцев.

Но благо Винтенберг снял совсем не антиалкогольную агитку и не «Мальчишник в Вегасе». Квартет главных героев испытывает на себе все трудности «кризиса средних лет», находясь на пороге осени жизни. У каждого за спиной свой путь, который приводит их к разным решениям своих проблем. И, наверное, главный посыл фильма, что накопившиеся долги самому себе рано или поздно нагонят. Если годами откладывать важный семейный разговор, воспитание детей, отложить амбиции в долгий ящик, то в какой-то момент поезд уйдёт. И алкоголь в этой беде совершенно ни при чём, он лишь обнажает и ускоряет, как выше написала Ольга, то, к чему герои бы неминуемо пришли.

Выпивка, как временный ответ на безутешные попытки хоть на миг вернуть молодость, выветривается, наступает похмелье. Слова бессильны и не нужны — остаётся только танец.

Мадс, конечно, великий и наше всё, но и остальные артисты на высоте. Держать баланс в трагикомедии довольно сложно: вот герой выпил и нам смешно, а вот та же ситуация, но сыграна она так, что зритель попадает в совершенно противоположный эмоциональный диапазон.

Синопсис вроде предсказуемый, но планируя поход в кино, знайте — это не «Проект Х» и не комедия об алкоголиках. Это датское кино, Томас Винтерберг, Мадс Миккельсен и Ко, со всеми вытекающими.

Наш вердикт: