11 фильмов перед «Оскаром»

5 февраля 2021

«Оскаровский» сезон пока не дошел до номинаций, но вошел в свою основную фазу: после объявленных номинаций на премию Гильдии киноактеров и «Золотые Глобусы» уже более-менее понятно, кто продолжает оставаться в гонке.

Пандемия внесла свои коррективы не только в мировой кинопроцесс (от графика релизов крупных проектов до работы кинотеатров), но и в Оскаровский сезон, который в этом году невероятно растянулся. Если в это же время год назад мы уже обсуждали лауреатов «Золотого Глобуса», то сейчас до объявления номинантов премии ещё месяц, а лауреаты будут объявлены в последний день зимы. Что до церемонии вручения наград Киноакадемии, то она состоится 25 апреля (если, опять же, ничего не изменится). Легитимными для Оскаров теперь считаются фильмы, релиз которых состоялся до февраля этого года включительно, несколько тёмных лошадок ещё могут о себе заявить, но основные претенденты на награды уже показаны и отмечены многими ассоциациями кинокритиков. От сложившейся ситуации максимально выиграли, как несложно догадаться, стрим-сервисы, и в наибольшей степени Netflix, выпустивший сразу шесть сильных игроков. У Amazon Studios в кои-то веки тоже всё неплохо — на номинации и даже победы могут рассчитывать два фильма. При этом, судя по уже прошедшим раздачам наград, лучше всего дела обстоят у скромного независимого проекта Searchlight Pictures, отлично показавшего себя на фестивалях.

«Земля кочевников» (Nomadland)

Прокатчик: Searchlight Pictures

Победитель кинофестивалей в Венеции и Торонто и обладатель награды «Готэм» за лучший фильм, — третья работа Хлои Чжао, снимающей выдуманные истории в документальной эстетике с реальными людьми. В отличие от «Наездника» и «Песен, которым меня научили братья» в главные роли в «Земле кочевников» играют известные профессиональные актёры, но фильм это не испортило. Напротив, его называют лучшим в карьере режиссёра, наиболее удачно сочетающим тонкую игру Френсис МакДорманд, интервью «номадов» и американские пейзажи. Увидев последние, очень легко понять, почему все эти люди ради них отказались от спокойной цивилизованной жизни. Это один из немногих фильмов, прокатчик которого в нынешних условиях решился на релиз в формате IMAX, идеально подходящем для панорамных кадров. Рассчитывать здесь можно и на режиссёрскую и сценарную номинацию для Чжао (за карьеру которой в последние годы можно только радоваться) и на актёрскую для МакДорманд, и на операторскую для Джошуа Джеймса Ричардса, и на другие, менее значимые. На данный момент «Земля кочевников» — самый явный претендент на звание лучшего фильма года по версии Академии, если не считать проекты Netflix.

«Процесс над Чикагской семёркой» (The Trial of Chicago 7)

Прокатчик: Netflix

Второй фильм Аарона Соркина восторженной критики не собрал, но у него есть одно очень важное качество: появление в нужном месте и в нужное время. Крепкая судебная драма с хорошими актёрами, затрагивающая крайне актуальные темы общественных волнений и борьбы за свои права, имеет все шансы стать тем самым компромиссным вариантом, который всех устроит. Для этого ему не нужно собирать много дополнительных наград — «Оскар» за адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана вполне достаточно. При очень сильном ансамбле наградить могут любого, но сейчас наиболее вероятным лауреатом кажется Саша Барон Коэн, у которого выдался на редкость удачный год. Если очень своевременная и расхваленная многими критиками вторая часть «Бората» для Академии покажется слишком экзотическим выбором, то здесь никаких вопросов возникнуть не должно.

«Ма Рейни: Мать блюза» (Ma Rainey’s Black Bottom)

Прокатчик: Netflix

Вторая экранизация драматургии Августа Уилсона, вторая с Виолой Дэвис и первая, в которой Дензел Вашингтон задействован только как продюсер, также достаточно хорошо идёт по сезону. Критики в первую очередь отмечают работу покойного Чедвика Боузмана, отмечая также и Дэвис, и техническую составляющую, и, иногда, режиссуру. Как и «Ограды», это во многом экранизированный спектакль, со всеми вытекающими отсюда последствиями, но Академия такие проекты любит. Боузман на данный момент считается главным претендентом на «Оскар» в категории «лучшая главная мужская роль». Что до Дэвис, то вполне вероятно, что ситуация 2016 года, когда она получала «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, бывшую по сути главной, теперь получит его за главную женскую роль, которая, в свою очередь, скорее второплановая. Учитывая, что конкуренция в этой категории с каждым днём слабеет, вариантов у Академии всего два, и этот кажется наиболее вероятным.

«Манк» (Mank)

Прокатчик: Netflix

Фильм Дэвида Финчера о написании сценария к «Гражданину Кейну», стилизованный под фильмы 1940-х годов настолько тщательно, что разница практически незаметна, на бумаге считался главным претендентом на «Оскар». Критикам он показался чересчур отстранённым, по большей части его отмечают за операторскую работу и другие технические составляющие, но есть ощущение, что телевизионные награды могут всё изменить. Он остаётся тем проектом, который может понравиться большей части Академии и получить номинации в большинстве категорий. Эскапизм и ностальгия по Золотому веку Голливуда может перевесить небольшую отстранённость. К тому же, если фильм сделан настолько качественно, мешает ли последняя?

«Пятеро одной крови» (Da 5 Bloods)

Прокатчик: Netflix

Фильм Спайка Ли, также поднимающий актуальные темы, рассматривающий войну во Вьетнаме с редкого ракурса, не только отлично сыгранный, но и выполненный на высоком техническом уровне сейчас немного ушёл в тень своих конкурентов. Регулярно отмечая Делроя Линдо, критики из актёров второго плана выделяют чаще всего Чедвика Боузмана, но отмечают также и режиссуру, и технические составляющие. Сложно сказать, сколько номинаций фильм получит в итоге, но настолько качественная работа мимо Академии пройти не должна.

«Элегия Хиллбилли» (Hillbilly Elegy)

Прокатчик: Netflix

Экранизация скандальных мемуаров Джей Ди Вэнса уже получила разгромные рецензии от либеральной критики (как и её литературный источник за несколько лет до того) и идеальной работой её действительно назвать нельзя. Это довольно стандартная сценарно-актёрская семейная драма, основанная на реальных событиях и рассказывающая о методах достижения Американской мечты, но именно такие проекты обычно отмечает Академия. Если весной выяснится, что номинирован не только фильм, но и сценарий, а также Гленн Клоуз с Эми Адамс, критики будут крайне недовольны, но в общем и целом никто не удивится. С «Зелёной книгой» было примерно то же самое. И ни в коем случае нельзя забывать о том, что Гленн Клоуз предпринимает очередную попытку получить свой «Оскар», два года назад ускользнувший от неё буквально в последний момент.

«Новости со всего света» (News of the World)

Прокатчик: Netflix

Вестерн Пола Гринграсса никто особо не хвалит, но никто и не ругает — для того, чтобы попасть в десятку лучших фильмов года в то время, когда большинство перспективных релизов перенесены, этого может быть достаточно. К тому же, Академия очень любит жанр и практически всегда отмечает его как минимум в технических категориях. Фильм может рассчитывать как минимум на номинации для оператора, композитора, художников и костюмеров, а при отсутствии должной конкуренции можно подумать и о попадании в пятёрку лучших в категории «лучший адаптированный сценарий».

«Минари» (Minari)

Прокатчик: A24

Перенеся практически все свои релизы на следующий год, A24 оставили на текущий сезон кинонаград только один фильм — победитель «Санденса» «Минари». Скромная независимая камерная драма об адаптации в Америке семьи из Южной Кореи выигрывает по большей части из-за своей тематики. Здесь можно рассчитывать на сценарную и актёрские номинации, но вопрос, хватит ли фильму социальной значимости для того, чтобы попасть в десятку лучших, остаётся открытым.

«Одна ночь в Майами» (One Night in Miami)

Прокатчик: Amazon Studios

Дебютный фильм Реджины Кинг — не только грамотная экранизация хорошей пьесы, предлагающей представить, о чём могли бы разговаривать Кассиус Клей, Малькольм X, Сэм Кук и Джим Браун, собравшись в одной комнате. Его практически не за что ругать, актуальные темы подняты крайне деликатно, и в те минуты, когда Спайк Ли считает, что нужно кричать, Кинг уверена, что лишний шум только помешает. Учитывая последнее, можно с уверенностью сказать, что Барри Дженкинс научил её исключительно хорошему. Сейчас фильм претендует не только на попадание в десятку, но и на номинации в категориях «лучший адаптированный сценарий» и «лучшая песня». Её автор Лесли Одом мл., в свою очередь, может быть номинирован как лучший актёр второго плана, но будем честными, номинации здесь заслуживает любой из четвёрки.

«Звук металла» (Sound of Metal)

Прокатчик: Amazon Studios

Мировая премьера дебютного фильма сценариста Дариуса Мардера состоялась в 2019 году на кинофестивале в Торонто, но до североамериканского кинопроката он добрался только сейчас, так что в его присутствии в текущей оскаровской гонке нет ничего удивительного. История о постепенно теряющем слух рок-музыканте не только входит в число тех, которые обычно нравятся Академии, но и действительно хорошо сыграна и поставлена. Выделяется и работа мастеров по сведению звука, позволяющая зрителю как ощутить глухоту главного героя, так и расслышать металлический скрежет его слухового аппарата. Как минимум одна техническая номинация фильму практически обеспечена (если, опять же, индустрия о нём вспомнит, до начала раздач телевизионных наград ещё далеко). Возможны и актёрские номинации, как для Риза Ахмеда, так и для характерного актёра Пола Раджи. Второй имеет неплохие шансы на победу в своей категории, но всё зависит от того, какую награду Киноакадемия отдаст Чедвику Боузману.

«Девушка, подающая надежды» (Promising Young Woman)

Прокатчик: Focus Features

Дебютный фильм Эмеральд Феннел, более известной как шоураннер нашумевшего сериала «Убивая Еву», получил отличную критику на «Санденсе» и неплохо идёт по сезону. Награды критиков получает и Кэри Маллиган (за лучшую, по мнению многих, роль в карьере) и сама Феннел. Эта яркая чёрная комедия для Киноакадемии может показаться слишком яркой и специфической (показательно, что на «Золотом глобусе» её уже определили в драматическую категорию). Маллиган, при этом, имеет очень хорошие шансы на номинацию при любом раскладе, да и конкуренток у неё практически нет. Разве что Виола Дэвис и Ванесса Кирби с ещё более неоднозначным проектом.


Среди других претендентов на номинации выделяются первый англоязычный фильм Корнеля Мундруцо «Фрагменты женщины» с Ванессой Кирби и Эллен Бёрстин (последняя может быть номинирована ровно через двадцать лет после своей последней номинации на «Оскар») и лесбийская драма Френсиса Ли «Аммонитка» с Кейт Уинслет и Сиршей Ронан. Независимому кино в этом году везёт как никогда, и неплохие шансы сохраняют ещё два фильма с «Санденса» — «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман (наиболее реалистичной кажется номинация за лучший оригинальный сценарий), и «Отец» с Энтони Хопкинсом (номинирован может быть как он, так и его экранная партнёрша Оливия Колман). В категории «лучший фильм на иностранном языке» наибольшие шансы на номинацию имеют «Ещё по одной» Томаса Винтерберга и «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского. До сих пор не показан последний претендент, который может теоретически ворваться в гонку, «Иуда и Чёрный Мессия» Шаки Кинга, премьера которого состоялась на кинофестивале «Санденс».