Оскар: Церемония вручения — мысли после

4 марта 2014

То, что не вошло в нашу трансляцию — и то, о чем мы не можем молчать.

86-я церемония вручения премии американской Киноакадемии сейчас в записи идет по Первому каналу, ее результаты и лучшие моменты (и, что самое важное, лучшие платьюшки!) мы для вас уже подготовили, и теперь подведем некоторые итоги.

Для начала — занимательная статистика:

  • больше всего премий получила «Гравитация» (7, включая приз лучшему режиссеру — Альфонсу Куарону);
  • из номинированных на лучший фильм картин вообще без призов остались «Афера по-американски» (0 побед из 10 номинаций), «Небраска» (0 из 6), «Волк с Уолл-стрит» (0 из 5) и «Филомена» (0 из 4);
  • два Оскара получили Альфонсо Куарон (за режиссуру и монтаж «Гравитации») и Кэтрин Мартин (как художник-постановщик и художник по костюмам «Великого Гэтсби»);
  • в США трансляцию посмотрели 43 млн человек, это на 6% больше, чем в прошлом году, и самый высокий результат за посление 10 лет (впрочем, в 2004 году аудитория составила 43,5 миллиона — тогда все призы чохом забрал «Властелин колец»).

Интересно узнать, с чем связан некоторый рост интереса к трансляции. Критики говорят, что дело было в очень напряженной борьбе и буквальном фотофинише номинантов в категории «Лучший фильм»: до последнего было неясно, победит ли «12 лет рабства», «Гравитация» или их на повороте обойдет «Афера по-американски». На самом деле простые зрители ждали и хотели, конечно, несколько другого финала: согласно вот этой диаграмме опроса общественного мнения во время голосования академиков, «Волк с Уолл-стрит» был неоспоримым лидером.

Но «Волк» не то что не получил премию как лучший фильм — он вообще не получил ни одного болванчика. И опять униженным и оскорбленным безоскароносным остался Леонардо ДиКаприо, так что мемы могут процветать дальше.

Впрочем, неверно считать Лео главным неудачником «Оскара» всех времен и народов. Напомню, у него за последние 20 лет 4 актерские номинации (пятая — продюсерская, за «Волка»). А теперь следите за руками:

  • Джек Николсон получил своего первого «Оскара» после четырех безрезультатных номинаций;
  • Мерил Стрип, рекордсменка по актерским номинациям, на 18 номинаций может похвастаться тремя статуэтками: то есть каждая шестая номинация в её случае оканчивается победой;
  • партнерша Лео по «Титанику» Кейт Уинслет получила золотого болванчика после пяти не приведших к победе попыток;
  • великий Питер О'Тул был номинирован за актерскую работу 8 раз, а «Оскар» получил только почетный;
  • звукооператор Кевин О'Доннелл был номинирован 20 раз, с нулевым результатом;
  • композитор Вик Янг был номинирован 21 раз, а «Оскар» получил один — и тот посмертно, за «Вокруг света за 80 дней» (1956).

Так что верим, что у Лео это просто временное невезение, а дальше все будет круто!

Второе наше (а, быть может, и ваше) огорчение связано с Дженнифер Лоуренс, звездой нашей путеводной. Нет, мы поздравляем Лупиту, но болели-то мы за Джен! И вынуждены признать, она сама во всем виновата. Дело не в том, что никто пока не получал двух актерских статуэток подряд (Кэтрин Хёпберн это делала), дело в том, что никто не получал премию за «Лучшую актрису» или «Лучшую актрису второго плана» в красном платье! Были винные платья (как у Халли Берри и Натали Портман), были розовые (как у Гвинет Пэлтроу), были с элементами красного (как у Элизабет Тэйлор), а красных — не было.

(Простите, картинка огромная, но она того стоит.)

Что касается самого ведения церемонии, то мнения разделились: кто-то восхищается придумками с селфи и пиццей, кто-то возмущается не просто домашним, а излишне домашним стилем проведения. Мы в ходе трансляции решили, что шутки с селфи и пиццей были смешными (хотя и невыносимо затянутыми), а вот вступительная речь — скорее провальной. Впрочем, если из прошлого ведения Эллен церемонии я запомнила только пылесос, то сейчас уже две шутки, не прогресс ли это?

Что еще на церемонии было несколько удивительным:

  • песня Бетт Мидлер в память об ушедших дико трогательная, но обычно эту песню накладывают на собственно показ портретов покинувших нас представителей киноиндустрии, а не выдают отдельным номером;
  • выбор «Волшебника из страны Оз» для празднования 75-летнего юбилея: в этом же году юбилей у, скажем, «Унесенных ветром», а разве они не так же важны для кино? Да и вообще празднование юбилея картины при помощи, как пишут многие американские и британские критики «исполнения песни в стиле American Idol», то есть просто перепевки;
  • тема «Герои» и три тематические нарезки. Нарезки, кажется, делают для того, чтобы молодежь не заскучала и увидела хотя бы две секунды «Стар Трека» и «Голодных Игр», но, господа, для церемонии на три с половиной часа две секунды — это не спасение;
  • мы не хотели бы обсуждать внешность Ким Новак и Голди Хоун, но вот текст, произносенный Траволтой можно мы обсудим? То, как он переврал имя Идины Мензел, можно объяснить только неисправным телесуфлером — и как-то это грустно;
  • не имеющий отношения к проведению церемонии момент: Джон Ридли и Стив МакКуин, сценарист и режиссер «12 лет рабства», показательно не общаются. Ридли в речи показательно не упомянул МакКуина, МакКуин — Ридли. По слухам, связано это с тем, что МакКуина не указали в качестве соавтора сценария фильма.

Лично мы на трансляции оживились во время появления Фрэнка Андервуда Кевина Спейси, и надеемся, что в следующий раз для ведения пригласят его. У Кевина есть, знаете ли, класс, а именно класса не хватало церемонии. Дорогая Киноакадемия, прислушайся к нам, мы плохого не посоветуем.