Берлинале: 10 ярких моментов Берлинского кинофестиваля 2014

14 февраля 2014

Мы постарались выделить наиболее яркие (а иногда даже скандальные) моменты Берлинале-2014.

Фестивали. Когда ты попадаешь в эту атмосферу первый раз, то погружаешься в мир кино с головой. Бегаешь по показам, стоишь в очередях, фотографируешься со звездами, пишешь ночами и испытываешь от этого всего невероятное счастье. Конечно, прекрасно, когда рядом есть кто-то из старожил — тебе покажут и подскажут, где находятся залы, пресс-зоны, бесплатные пончики и свободный wi-fi. Но даже набивая шишки самостоятельно, ты все равно постоянно находишься в невероятной эйфории.

И нет ничего сложного в том, чтобы на фестиваль попасть. Сложно на нем выжить и не сломаться. Я совершенно серьезно.

Проходит год, еще год, и энтузиазм медленно улетучивается. Кино становится своеобразным «станком» из анекдота. Хочется смотреть фильмы, а надо бежать на пресс-конференцию. Или бесцельно проводить время в очередях на следующие показы, уходя с середины интересных картин. Дня через четыре тебя начинает обуревать тоска по дому, ты спишь на сеансах и умышленно пропускаешь пресс-конференции с Дайаной Крюгер или Клайвом Оуэном. Потому что за-дол-бало.

В этом году, кажется, есть все причины жаловаться на Берлинский кинофестиваль. Ходят упорные слухи, что Дитер Кослик покинет пост директора фестиваля в ближайшее время. Возможно это влияет на то, что конкурсная программа и организация гораздо слабее, чем в предыдущие годы. Но мы все равно постарались выделить наиболее яркие (а иногда даже скандальные) моменты этого киносмотра. Так как награды еще не распределены, то мнение исключительно субъективное.

Десятое место. Аарон Пол

Аарон Пол нас удивил. Актер приехал в Берлин представлять фильм «Долгое падение». Практически всю пресс-конференцию звезда сериала «Во все тяжкие» просидел молча. Но зато после минут десять отвечал на совершенно разные вопросы от журналистов, дорвавшихся до его звездного тела — начиная с того, «что нам ждать от фильма Need for Speed: Жажда скорости?» до «в каком костюме вы сегодня?».

Потом всем желающим расписался, сфотографировался. И убежал с виноватым видом. Такое на фестивалях встретишь не часто.

Девятое место. Сердечный приступ на фильме Джорджа Клуни

Про это не написал только ленивый. Но этот неприятный инцидент, как ни крути, запомнился многим. Через 20 минут после начала фильма Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами» в зале начались волнения. «Остановите фильм», «Вызовите скорую», «Это не шутка» — неслось с балкона Берлинале Паласа. Фильм остановили, скорую вызвали. Как позже объяснил Дитер Кослик — одному из журналистов стало плохо с сердцем. По сообщениям коллег, случилось это все с русским пожилым журналистом.

Так как нас заверили, что с дедушкой все хорошо, то на эту тему родилось немалое количество шуток про качество фильма Клуни. Кино, к сожалению, настолько же слабое, как и сердце этого журналиста.

Восьмое место. КлуниМания

Продолжая тему Джорджа Клуни. От его приезда, по-моему, Берлин вздрогнул. Такой очереди на пресс-конференцию за час до ее начала я не видела пока нигде. Одна журналистка даже привела свою дочку: «Ой, простите, мне не с кем ребенка оставить. И она так любит мистера Клуни». Но, набившись, как селедки в бочке в зал пресс-конференций, журналисты не задали ни одного приличного вопроса. Что ни удивительно — половина из них фильм не видели, а вторая половина — всеми силами старалась про этот фильм забыть. Хотя, не скроем, актеры откровенно жгли.

Седьмое место. Норвежский Фарго

Когда через 10 минут после начала фильма «В порядке исчезновения» на экране появился большой крест с именем некоего Ингвара Дикмана, которого вот только что жестоко убили, мой французский сосед слева начал хохотать басом. «Ничего себе...» —подумала я. Но уже через какое-то время хохотала сама. Фильм Ханса Петера Моланда — это был глоток свежего воздуха посреди очень слабой конкурсной программы. Немного «тарантиновщины», немного «коэновщины». Стеллан Скарсгард на экране одного за другим «мочит» убийц своего сына (это не спойлер). Главный антагонист — молодой гангстер по кличке The Count, строгий веган, который параллельно с бандитскими разборками делит сына с бывшей женой. Очень и очень смешно.

Шестое место. Крис Эванс в поезде

«Сноупирсер» или «Сквозь снег» оказался, без шуток, бомбой замедленного действия. Снятый корейским режиссером по французскому графическому роману с мировыми звездами в главных ролях. После неудачных попыток остановить глобальное потепление на земле наступает ледниковый период. Выжить можно только в поезде, который без остановок курсирует по закольцованному маршруту. Хотя слово «выжить» тут тоже относительное. В «хвосте» поезда обитает сброд, в первых элитных вагонах — состоятельные люди, купившие себе это право. Неизбежна революция, которая не принесет ничего хорошего ни одной из сторон. Крис Эванс играет Нео и Морфеуса в одном лице.

Наслаждаться этим прекрасно снятым фильмом ты начинаешь с самых первых кадров. Уверена, что зритель оценит эту картину, если она доберется таки до российского проката.

Пятое место. Провальный конкурс

Слепые китайские массажисты, любовный треугольник Фридриха Шиллера и геи на бразильском пляже, которые заходят в воду босиком, а потом плавают в ластах. Нет, само собой, каждый найдет что-то свое и в таком конкурсе. Берлин никогда не отличался выдающимся Конкурсом, но в этом году все признают, что творится натуральный ад, и болеют за Ричарда Линклейтера и Уэса Андерсона. Так же хотелось бы отметить такие фильмы, как британский «71», немецкий «Крестный путь», китайский «Ничья земля» и снятый в копродукции «В воздухе».

Четвертое место. Персона Нон Грата

Ларс Фон Триер, который зарекся общаться с журналистами, все же приехал в Берлин. Появился мастер только на фотоколле «Нимфоманки», но даже молча умудрился наделать шуму. А все потому, что на груди у него красовалась надпись «Persona Non Grata. Official selection» (и Золотая Пальмовая Ветвь). Напомню предысторию: три года назад на пресс-конференции «Меланхолии» датский режиссер признался, что «немного симпатизирует Гитлеру». За что был сразу объявлен персоной Нон Грата.

Третье место. Общество Скрещенных Ключей

В этом году берлинский кинофестиваль открывался фильмом Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“». Я смотрела фильм не с прессой, а на отдельном «зрительском» сеансе, куда с трудом достала билет. Как реагировали немецкие зрители — это история отдельная (смеются, где надо; вскрикивают, где надо; сидят на титрах до победного конца). Так вот. Кино у Андерсона получилось невероятное, душевное, трогательное, с нотками ностальгии. Немного кровавое. А еще очень смешное (особенно сцены с Уиллемом Дефо).

Описать сюжет довольно сложно, потому что по сути это такая «матрешка». Главный герой, конечно, Отель сам по себе. Но если чуть чуть углубиться, то это история легендарного портье Монсеньора Густава, которую наблюдал воочию lobby-boy Зеро Мустафа. Который через много много лет рассказывает ее герою Джуда Лоу. Который уже, в свою очередь, через много много лет рассказывает ее нам. Такой вот «Дом, который построил Джек».

Этот фильм забыть невозможно, поэтому третье место нашего субъективного рейтинга.

Второе место. «Мы требуем Золотого медведя для „Отрочества“» — пресса на Берлинале

Такими овациями, которыми встречали Ричарда Линклейтера на пресс-конференции «Отрочества», не встречали никого. Пресса аплодировала стоя, как будто встречала победителей.

Фильм действительно получился изумительный. Двенадцать лет Линклейтер снимал это кино. Исполнитель главной роли Эллар Колтрейн взрослел вместе со своим персонажем — Мэйсоном. Старели Итан Хоук и Патрисия Аркетт. Выросла дочка Линклетера — Лорелей — которая так же снялась в одной из главных ролей.

Три часа мы наблюдаем историю одной семьи. И эти три часа пролетают незаметно, а фильм уже сейчас можно разбирать на цитаты.

Так что, да, мы требуем Золотого медведя для «Отрочества». Наши коллеги, например, угрожают похитить члена жюри Кристофа Вальца, если этого не случится. Одобряем.

Первое место. Шайа ЛаБаф, Кантона, сардины и пакет

Однозначный лидер нашего рейтинга. После выходки Шайи ЛаБафа на пресс-конференции фильма «Нимфоманка» все однозначно решили, что у актера проблемы или с головой или с наркотиками. Позже он подбросил дров в огонь и появился на вечерней гала-премьере с бумажным пакетом на голове (с надписью, что он больше не знаменит).

Напомню, что после вопроса про сексуальные сцены в фильме, Шайа произнес фразу Эрика Кантона про чаек, которые следуют за судном, так как ждут, что сардины будут выбрасывать в море. А после хлопнул дверью и ушел, оставив своих коллег и журналистов сидеть с раскрытыми ртами.

Говорят, что приключения Шайи начались еще накануне, когда к нему подошли три поклонника с просьбой сфотографироваться. В ответ актер на них просто напал.