Влад III Дракула в школе и дома — на портрете (общепризнано настоящий) и Люк Эванс в фильме «Дракула» 2014 года

Дракула: человек и вампир

9 октября 2014

Мы попытались посмотреть на биографию исторического деятеля — и догадаться, что же превратило его в чудовище и вампира. Ну, кроме фантазии Брэма Стокера.

Не знаю, как вы, а я давно считаю, что для некоторых исторических персонажей не надо придумывать никаких дополнительных завлекалочек: их биографии и так интересны настолько, что хоть сейчас бери и экранизируй. Вот, скажем, Влад III по прозвищу Дракула, князь Валахии — даже без вампирской составляющей не жизнь, а приключенческий роман. Мрачный такой роман. Очень мрачный.

Hi! My name is...

Дракула, как и Цепеш — это не фамилия Влада III, господаря Валахии. Дракула, то бишь «сын Дракона» (или, что уж там, Дракончик) — перешедшее по наследству прозвище отца, Влада II (тот был, соответственно, Драконом). Цепеш, то бишь Колосажатель — перевод на румынский прозвища личного, данного нашему герою турками за его излюбленный метод казни. Если первое прозвище было прижизненным, то ни одного указания, что кто-то рисковал называть Влада «Кольщиком» в лицо, нет — как и на то, что это не позднейшая работа османских пиарщиков.

Влад происходил из рода Басарабов (название «Бессарабия» — в их честь); ветвь, к которой принадлежал он, в честь его отца звалась Дракулешти.

Трудовая миграция

В возрасте тринадцати лет Влад вместе со своим младшим братом Раду (после прозванным турками Красивым) оказался подневольным гостем турецкого султана Мехмеда. Заложник из правящей семьи гарантировал послушание на подвластных Империи территориях; а тут целых два заложника.

Следующие четыре года он провел при дворе султана Мехмеда II Завоевателя. Что он там делал помимо обучения военным премудростям и турецкому языку — остается загадкой, однако, по мнению многих, это время изменило Влада: именно тогда он приобрел садистские наклонности (в том числе страсть к сажанию врагов на кол) и серьезную нелюбовь к туркам. Причины назывались разные — от пыток и усилий склонить его к принятию ислама до романтических (или не столь романтических) отношений младшего брата, Раду, с султаном, — однако документальных подтверждений ни одной из теорий нет. Как и доказательств того, что без этих четырех лет в Османской империи Влад остался бы белым и пушистым няшенькой.

И кто я теперь? Сиротинушка

Когда Владу было шесть, его отец — путем старого доброго умертвления родственников — стал валашским князем. В 1447 году в результате заговора бояр князь Влад II был убит. Его старший сын Мирча был ослеплен и похоронен заживо. Младший брат Влада, Раду Красивый, остался при дворе султана Мехмеда.

В общем, когда в 17 лет Влад вернулся домой из четырехлетнего турецкого «отпуска» и вернул себе власть как законный наследник отца, подмогой ему были турецкие клинки — но никак не поддержка соседей и местной знати. И в результате, захватив власть — в Валахии он остается недолго, а следующие семь-восемь лет проводит в Молдавии (у родственников; впрочем, там были крайне сложные семейные отношения).

Возвращение короля

В 1456 году, после падения Константинополя, Влад дождался своего момента. Его недоброжелателям, вроде венгерского регента Яноша Хуньяди, было не до местных разборок (Белград был осажден турками, Белград надо было спасать), францисканские монахи набирали в венгерских и окрестных землях добровольцев на освобождение Нового Рима (православных не брали, что играло на руку Дракуле), и вообще, всем, казалось, было наплевать на валашский престол. При помощи небольшого войска и настроенных в его пользу бояр Влад организовал небольшой же заговор: князь Владислав, кузен нашего героя, был убит, а Влад взошел на престол.

И правил следующие шесть лет.

Смерть и налоги

Хотя, конечно, считать, что князь Валашский отличался добротой и кротостью нрава, было бы некоторым преувеличением. В первый раз взошедший на престол с помощью турецких клинков князь явно не спешил признать себя вассалом султана Мехмеда. В 1459 году, когда последний напомнил Владу о необходимости заплатить джизью (подушную подать с иноверцев) и предоставить султану 500 рекрутов и отправил к нему послов, валашский внязь обвинил послов в неуважении (шапку не сняли, вот же негодяи) и прибил им тюрбаны к голове.

Заплатить налог — значило положить конец мечтам о независимой Валахии, и ради этого Влад был готов идти на всё.

Ночная атака

В 1462 году отказ Влада платить джизью, да еще и усугубленный истреблением турок в время военного похода в Болгарию, да еще и усугубленный уничтожением первого «миротворческого» отряда (тысячу турок посадили на кол, а возглавлявшего отряд Хамзу-бея — на самый высокий, согласно рангу) привел к тому, что лично султан с войском направился расправляться с непокорным вассалом.

И вдруг, внезапно, столкнулся с тем, что бывший заложник показал не то что зубы — да кузькину мать он султану показал.

Самый яркий эпизод этого противостояния — «Ночная Атака», 17 июля 1462 года, нападение Влада на лагерь султана во время марша того на столицу Тыговиште — не привел к тому результату, которого хотел Влад: султан убит не был. Однако, выйдя к столице, Мехмед II увидел двадцать тысяч турок на кольях. Мехмед распорядился окружить свой лагерь рвом, чтобы на войско не моги напасть, и пару дней спустя отпыл в Эдирне.

Командование оставшимися в Валахии войсками перешло к брату Влада, Раду Красивому — любимцу султана и претенденту на трон. Война будет идти с переменным успехом — Раду осадит и захватит замок Поенари, а потом будет неоднократно бит Владом — но у турок было куда больше ресурсов, в сентябре 1462 Мехмед II объявит Раду «беем Валахии», а осенью 1462 года окажется, что денег платить наемникам у валашского князя больше нет.

Двенадцать лет рабства

Осенью 1462 года Влад попал в плен к венгерскому королю Матьяшу Корвину. Причем попал крайне интересно: сначала они с Корвином на протяжении пяти недель обсуждали возможность совместной военной операции (практически крестового похода) против турок, после чего Корвин захватил Влада в плен и обвинил его... в сговоре с турками.

Следующие двенадцать лет он провел не обязательно в заточении, но явно в положении пленного. Однако уже в 1466 году он женится на родственнице Матьяша Корвина Илоне, у них рождается по меньшей мере двое детей, живут они в подаренном королем доме в венгерской столице.

Даже если взять версию с «домашним арестом» вместо сырых подземелий, именно через 12-13 после пленения положение Влада начинает серьезно меняться к лучшему ; настолько серьезно, что в 1476 году он с войсками Корвина возвращается в Валахию и в третий (и последний) раз возвращает себе престол. Ненадолго: не успеет закончиться 1476 год, как Влад будет убит.

Колья, колья, только колья

Массовость казней, устраиваемых Владом (а также рассказы о том, как валашский князь любил позавтракать и пообедать с видом на умирающих на кольях людей) стала «достоянием широкой общественности» в шестнадцатом веке, благодаря серии памфлетов. Согласно им, Влад не только сажал людей на кол, но и скармливал мужьям отрезанные груди их жен, матерям — жареных младенцев, ну и вообще, развлекался как мог. Настолько, что тот еще гуманист Мехмед II Завоеватель (ко времени захвата им Константинополя относится, скажем, прекрасный нежный эпизод с кровавым отпечатком ладони на стене Святой Софии — на высоте шести метров, вот столько трупов), увидев засаженное колями поле, почувствовал себя нехорошо.

И так далее, и тому подобное — в общем, вплоть до сотни тысяч жертв.

Ярким примером некоторого преувеличения может служить история о том, как Влад-таки расправился с боярами-заговорщиками, убившими его отца и брата: семь-десять человек с годами превратились в пять тысяч. Действительно, подумаешь.

Немцы имели свой счет к Владу: тот истеребил торговцев из Сибиу и Брашова, этнических трансильванских саксов, которые во время его правления попробовали устроить переворот и возвести на престол младшего брата Влада — Влада Монаха. На кол из торговцев никто не отправился, но и в живых никто не остался; с чего бы потом в германских землях не вспоминать о валашском князе как о чудовище?

Жажда крови

В религии кроется одна из причин «посмертного вампиризма» Влада. Не перейдя в ислам в молодости (в отличие, по слухам, от его младшего брата Раду), православный Влад, поговаривали, в плену у Матьяша Корвина принял католичество.

Если в православном обряде причащение — двойное (телом и кровью Христовыми), то в католичестве — одинарное (только телом). Таким образом, отсутствие причащения кровью вроде как приводит к её нехватке, а как легче возместить такую утрату? Стать вампиром, разумеется.

И никто не узнает, где могилка моя

Еще одна причина «посмертного неупокоения» Влада — никто не знает, где находится его могила. Две основные версии — монастыри в Комане и Снагове — не состыкуются с легендой, согласно которой голову покойного отправили в Константинополь. Более того, могила, которую до тридцатых годов прошлого века считали «могилой Дракулы», оказалась пустой.