Ярость: Иди и Смотри

30 октября 2014

30 октября на экраны выходит «Ярость» — исторический боевик про Вторую Мировую, в котором не всё так просто. Мы посмотрели на происходящее — и увидели Апокалипсис.

Фильм Дэвида Эйра «Ярость» может показаться приключенческим фильмом про войну или вообще боевиком про танки. И он, конечно, и приключенческий, и про танки. И большой привет семи десятилетиям фильмов про Вторую Мировую — некоторым больше, некоторым меньше.

Но, кажется, Эйр делает не приключенческое кино, а эпик — когда вместо героев, скорее, символы, вместо врагов, по большей части, нелюди, а фразы, которыми обмениваются персонажи можно высекать в граните.

Мифологическая и библейская составляющая фильма — вот что еще очень интересно. Потому что при всей исторической верности событий фильм — не только и не столько про конкретный апрель конкретного года в конкретной стране; он про архетипы.

Всадник Апокалипсиса

Открывающая сцена «Ярости»: немецкий офицер на белом коне едет по усеянному трупами полю, меж остовов сгоревших танков.

Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

— Откр. 6:1

Эйр идет по общей дороге, утверждая, что война — это ад. И именно поэтому первый же всадник Апокалипсиса, которого мы видим — не Война (война, как мы помним, на рыжем коне), а Мор. [Впрочем, это может быть и конь блед — то есть четвертая печать и всадник по имени Смерть]. Которого — простите за спойлер, но это первая сцена в фильме, — Брэд Питт зарежет без всяких сантиментов. Потому что Всадники Всадниками, а мы еще повоюем.

День гнева его

Время действия «Ярости» — апрель 1945 года, точнее — 24 часа в этом апреле. Действие фильма начинается в предрассветном тумане с того, что в танке из пяти членов экипажа остается только четверо; и вот уже к ним прикомандирован новый пятый, мальчишка, клерк из штаба, который никогда не думал, что окажется в танке.

ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

— Откр. 6:17

И фильм — про то, как выживает главный герой следующие 24 часа. Потому что если остальным членам экипажам происходящее —привычный ад, то для Нормана — ад новый, неизвестный, ужасный, в котором не то что жить — существовать нельзя.

Ярость

Все танки в «Ярости» носят какие-то имена — и Ярость на их фоне выделяется всё равно, поскольку это не женское имя и не наименование команды танка; это опять же библейская аллюзия.

Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем

— Ис. 66:15

Видение апокалипсиса

В середине фильма танкисты вместе с пехотой занимают небольшой городок, уничтожая все еще сопротивлявшихся в нем немцев — они очищают дорогу на Берлин. Маленькая передышка сопровождается весельем, алкоголем и даже игрой на разбитом пианино.

Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей;

уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее.

Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти.

— Ис. 24:8 — Ис. 24:10

До тех пор, пока взрыв не уничтожает всё веселье, и союзники быстро трезвеют — на войне не может быть перерывов.

Выживают лучшие

И Дон, и Гордо, и Грэди, и Бойд говорят о том, что их экипаж — особенный; никто из их экипажа не погиб — до сегодняшнего дня. «Я говорил своим парням, что мы выживем», — говоривт сержант Кольер лейтенанту; и он готов сделать абсолютно всё, чтобы сдержать данное слово.

Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя.

— Иер. 1:19

Вот я

«Святоша» Бойд цитирует книгу пророка Исайи в последнем акте фильма, и Дон узнает её.

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

— Ис. 5:8

Дон, командир танка, узнает цитату; они все знают, что будет дальше. Борьба против превосходящих сил противника может, конечно, рассматриваться с точки зрения военной тактики, но в фильме она действительно дана как высшая форма очищения от всего, что экипаж уже сделал на этой войне. Потому что правда правдой, Ветхий Завет Ветхим, а руки в крови так и остаются руками в крови, даже при логичном объяснении.