Фильмы, которые нас поразили в 2014 году

25 декабря 2014

Коллективный разум Синемафии поднатужился и составил свой авторский список фильмов 2014 года, которые поразили редакцию как в хорошем, так и в плохом смысле.

О, мы еще раз обратим внимание на слово «авторский» — не спрашивайте, как же без того или этого фильма: это же наше личное мнение. Мы побывали в Берлине, следили за Канном и Венецией, умудрились посмотреть кино, продержавшееся на киноэкранах всего день — в общем, было из чего выбрать, пусть даже кое-что не дошло до российского проката. Мы-то видели и считаем, что без этих фильмов 2014 год представить невозможно.


Наш топ делится на несколько частей — и начнем с хорошей: наши фильмы года. И никакого числа 11!

«Стражи Галактики»

Юлия БойцоваЯ, честно говоря, тот еще киноман: в силу дефицита времени редко-редко пересматриваю фильмы в кинотеатре. «Стражей Галактики» смотрела четыре раза, включая сеансы в IMAX и в оригинале. Не то чтобы этим можно гордиться, вовсе нет. Но, как по мне, это идеальный блокбастер. Тут есть юмор, спецэффекты, отличная музыкальная подборка и, что немаловажно, душа. Но самое главное (ведь не просто так мы назвали «Стражей» Командой Года в нашем специальном обзоре) — правильно подобранная команда. Согласитесь, что завоевать такую зрительскую любовь с персонажами, у которых до этого момента не было своих отдельных фильмов, это дорогого стоит.

И, да, Енот… #ОсобенноЕнот

Петр ЗайцевКазалось бы, еще недавно Джеймс Ганн снимал стебные короткометражки из цикла «Порно для всей семьи» (если еще не видели, обязательно погуглите PG Porn), а теперь взял и возродил для мирового кинематографа жанр космической оперы. «Стражи Галактики» — это, без тени сомнения, лучшее, что случалось с кино о приключениях в космосе со времен оригинальной трилогии «Звездных войн». Тандему Disney и Marvel удалось создать фильм, который способен вызвать незамутненный восторг как у обычного зрителя, так и у заядлого киномана. Отдельного внимания заслуживает фантастически крутой саундтрек, про который мы, кстати, подробно рассказывали. Уга-чака, уга-чака!

«Ярость»

Андрей СмирновПожалуй, лучший фильм о войне за последние 10 лет, причём по обе стороны Атлантики. Снимать кино про Вторую Мировую войну — дело благодарное и одновременно конъюнктурное, часто кинематографисты самых разных стран и континентов скатываются в чрезмерный пафос и начинают откровенно спекулировать на трагических страницах истории человечества. Режиссёр Дэвид Эйр сумел избежать всего этого, и даже ожидаемого псевдоамериканского ура-патриотизма на тему «как мы спасли мир от Гитлера» — в военном боевике «Ярость» этого просто нет! Есть отличная история, потрясающие актёрские работы во главе с Брэдом Питтом (надеюсь, все сомнения в том, что это ХОРОШИЙ актёр, сразу отпали раз и навсегда), идеальная работа российского оператора Романа Васьянова и нетривиальная драма на экране. Хочется надеяться, что «Ярость» получит номинацию на «Оскар», она этого стоит, хотя зрители уже давно проголосовали за неё — с бюджетом в 68 миллионов долларов мировой бокс-офис составил более 180 миллионов.

Юлия БойцоваОх, как досталось «Ярости»… И «американцы опять спасли мир» (это утверждение не совсем верное). И «немцы слишком долго шли в конце по проселочной дороге» (а вот это утверждение вполне себе верное). И зубы у Брэда Питта слишком белые, а Логан Лерман так себе актер… Придирки, которые переживает каждый второй фильм о Второй Мировой Войне. Но, если вдуматься, это то редкое кино, когда как раз американцы не выиграли войну. И вообще никого не спасли. Фильм о том, насколько война сама по себе бессмысленное действо. Когда уже сами солдаты с трудом понимают, за что воюют, но все равно для них это «самая лучшая работа на земле». Потому что по-другому уже никак — после гор трупов и гибели друзей. Пожалуй, ни один фильм в этом году не цеплял за живое так, как «Ярость», за что, наверное, и попал в список Лучших фильмов этого года.

«Отрочество»

Ольга ВолодинаТак и не вышедший пока на отечественные экраны долгострой Ричарда Линклейтера на самом деле, кажется, ничего сложного из себя не представляет: это ежегодные включения в жизнь одного и того же мальчика, и так двенадцать лет подряд. Мальчик растет, родители стареют, новая трилогия «Звездных войн» из мечты превращается в реальность, Обаму избирают президентом — и всё это на наших глазах.

И, казалось бы, фильм может быть интересен прежде всего как фиксирование эпохи — но он еще и ужасно, ужасно милый. Чудно мальчик подобран.

Буду изо всех сил болеть за «Отрочество» на «Оскарах»: ужасно надоело духоподъемное кино и биографии, хочется такого — простого, про людей.

Юлия БойцоваДля меня «Отрочество» — это фильм-эпоха. Я прекрасно помню эти 12 лет, которые переживает главный герой фильма, от пика популярности Бритни Спирс до очередей на премьеру «Гарри Поттера». Ричард Линклейтер берет и маленькими намеками дает нам возможность самим понять, какой год на экране. Например, в динамике звучит Get Lucky группы Daft Punk. Да, мы в 2013 — элементарно.

Это не просто фильм — это хроника жизни. Трогательная история мальчика, который переживает развод родителей, сложные отношения с сестрой и отчимом, первую любовь и другие жизненные этапы. В Берлине, кажется, никто не сомневался, что фильм получит Золотого медведя, и тем более странным показалось решение жюри. Помню, как один из журналистов встал на пресс-конференции и, выражая общее мнение, сказал Ричарду Линклейтеру: «Мы очень надеялись, что именно „Отрочество“ победит. И мы в недоумении». Теперь надежда на «Глобусы» / «Оскары».

«Первый мститель: Другая война»

Ольга ВолодинаСобственно, про «Первого мстителя» я уже писала у нас — и ничего с тех пор не изменилось в моем восприятии. Это правда очень круто сделанный шпионский боевик с супергероями, чего раньше в марвеловском киномире не было.

И Стив Роджерс, наш звездный орёл Капитан, всё еще самый интересный из героев во второй фазе: он такой стойкий оловянный солдатик, который умрёт, а сделает, потому что должен. Причем без особых стенаний и метаний, а собрал волю в кулак — и пошел делать. Украл старый костюм из музея — и пошел спасать мир от ГИДРЫ, потому что больше — некому. И это подкупает, конечно. С потрохами покупает даже.

Ольга БеликВот Оля выше правильно написала: это кино про Настоящего Человека, пусть он и супергерой. Сила Кэпа не в том, что он, извиняюсь, сильный, а в том, что без особых рефлексий берет и делает. Вот такой олдскульный парень, который без лишних разговоров спасает мир, потому что так надо. И если друг оказался вдруг — все равно его не бросит. Много ли сейчас таких героев, без вот этих всех «могу ли я, хочу ли я»? Стив Роджерс, может, и хотел бы замутить с соседской девчонкой, но понимает: первым делом, как говорится, самолеты. Это, конечно, чисто по-женски пичалька, но не может не вызывать уважения. Крису Эвансу отдельное спасибо, что сумел стать таким по-хорошему несовременным на экране: никакого пафоса и позерства, сплошные открытость и долг, и комсомольский честный взгляд.

И, да, кино снято на одном вдохе. И с юмором. И с романтикой. И с дружбой. И с драмой. И — с балансом всего этого. Если развлекательное кино — вот такое, то я двумя руками за него.

«Хоббит: Битва пяти воинств»

Петр ЗайцевКто бы мог подумать, что главным недостатком последней части «Хоббита» станет её небольшая продолжительность? Самый короткий фильм о Средиземье оказался настолько коротким, что теперь придется целый год ждать расширенную версию, чтобы увидеть, как всё должно было быть: там нам подробнее расскажут про маму Леголаса, там мы увидим сцену похорон Короля-под-горой, а также еще полчаса ответов на вопросы, которые остались после просмотра кинотеатральной версии (например: откуда вдруг взялись козлы и куда пропала повозка на льду из трейлера). Но даже в нынешнем его виде, со всеми недостатками монтажа, сомнительными драматургическими решениями и традиционным перебором экшена, «Битва пяти воинств» — это последнее «прости и прощай» Питера Джексона миру Средиземья, без которого уже невозможно представить ни мировое кино, ни нашу жизнь. Джексон теперь уже дважды совершил невозможное, и вряд ли кто-то смог бы экранизировать Толкина лучше. Потому что ПиДжей по-настоящему любит Средиземье и сумел сделать так, чтобы мы тоже полюбили его навсегда.

Ольга ВолодинаЯ скажу честно: от первых двух фильмов новой трилогии Джексона мне хотелось плакать, потому что было бессовестно скучно. Да что там, на первом я уснула в кинотеатре (и мне даже не стыдно). Режиссерские версии мне понравиись куда больше, но того восторга, когда хотелось бросить все и уйти в Средиземье жить, как на сеансах «Властелина колец» — не было.

И это было грустно: то ли Питер Джексон уже не торт, то ли юность ушла.

И вот без особых надежд пошла я на третий фильм, и магия вернулась. Сделанный как «переход» по тону между весельем первой части «Хоббита» и старой трилогией фильм оказался ровно тем, чего мне не хватало в двух предыдущих картинах: там и пафос уместный, и юмора достаточно, и действие не провисает ни на секундочку.

И очень хочется в Средиземье, опять.

«Лок»

Юлия БойцоваЯ помню, как с сеанса «Лока» уходили люди. Уходили пачками. Они не понимали, чем может быть хорош фильм, где два часа им показывают человека, разговаривающего по телефону. И больше ничего. Это еще раз подтверждает теорию о том, что зрители сильно фильтруют диалоги, отдавая предпочтение картинке. Тем временем, как по мне, «Лок» — потрясающее кино. Во многом, конечно, благодаря Тому Харди, который умудряется «держать» на себе все действие. Его герой ни разу не хороший человек. Но при этом все равно испытываешь к нему какую-то внутреннюю симпатию. Сам сюжет развивается по нарастающей от звонка до звонка, и ты до последнего не знаешь, чем вся эта поездка закончится. Отдельное почтение актерам, которых мы слышим в телефонной трубке Лока. Выстраивание образа только при помощи голоса — отдельная наука.

Ольга ВолодинаКино про то, как человек полтора часа сидит за рулем — звучит как полное безумие. Хотя после фильмов «человек полтора часа стоит в телефонной будке» и «человек полтора часа лежит в гробу» следовало и такого ожидать; и, знаете, результат-то не то, что неплох — результат шикарен.

Очень правильное использование возможностей кино и кинозала: создание полной иллюзии уменьшения пространства вокруг тебя, будто ты сидишь с героем Тома Харди в машине, и все полтора чаа слушаешь, как он разговаривает с женой, начальником, секретаршей, детьми — и только из вежливости не вмешиваешься.

Наверное, фильм бы не сработал с актером менее талантливым, чем Харди; но, слава богу, Харди у нас есть, и фильм работает на ура.

«Сквозь снег»

Ольга БеликОчередное кино из серии «как жаль, что не в нашем прокате». Но обойтись без него решительно невозможно: это один из самых сильных фильмов уходящего года. Антиутопия, резко ставшая актуальной, снятая по старому французскому комиксу, но переработанная на современный лад. Земля замерзла, мы все умерли. Есть только паровоз, и он летит вперед сквозь льды. Этот поезд — символ классового общества, в котором первый вагон — верхи, а последний — самые распоследние низы. Расклад уточняет персонаж Тильды Суинтон (божественной, как обычно, и неузнаваемой) с великолепным монологом про шляпу и обувь, которые не могут поменяться местами. Далее обувь рвется в шляпы — и настолько неистово, что на Берлинском кинофестивале, где мы и смотрели кино, народ вжимался в кресла и матерно повизгивал. Корейцы, мы знаем, умеют снимать мочилово красиво. Европейские актеры выглядят с кровавыми кирками в руках несколько необычно — в этом и был коварный план создателей. Ну, и Крис Эванс, опять же, от которого никто не ждет такой драмы. Хотя в «Сноупирсере» (это оригинальное название картины) что ни актер-персонаж — то бриллиант: про Тильду я уже сказала, но там же еще и Джон Херт, и Джейми Белл удивительный, и чумовая Элисон Пилл, и Эд Харрис как всегда хорош, и начинающий Люк Паскуалино внезапно оправдывает свое существование в профессии (а то в британском сериале «Мушкетеры» уж больно сомнителен, хоть и симпатичен). Это, в общем, прекрасное кино, которое не пошло в массах ни у нас, ни в Америке — что ужасно жаль. Хотя оно и понятно: у нас теперь такое в жизни и в ежевечерних новостях.

Юлия БойцоваВ рамках берлинского кинофестиваля, билеты на показы «Сноупирсера» выбивались какими-то нечеловеческими усилиями. Но оно того стоило. Как впечатало в кресло в самом начале фильма, так и не отпускало до конца. Еще один прекрасный шанс поразмыслить на тему того, что есть революция. В данном случае, в рамках одного поезда, где остатки человечества пытаются выжить в условиях катастрофы. В головной части находится элита, в конце прозябает рабочий класс. Естественно, всем хочется туда, где тепло, светло и кормят не только протеиновыми батончиками. Если сделать кальку на нашу жизнь, то этот фильм — прекрасный повод задуматься на тему своего места в этом мире. К созданию корейцы подтянули интернациональную команду. А в главных ролях целое созвездие — от Криса Эванса до Тильды Суинтон. И такими вы их еще не видели, это точно.

«Грань будущего»

Юлия БойцоваЭто, наверное, один из самых логичных фильмов про временные петли. Если отбросить детали, то все очень просто — в связи с определенными обстоятельствами, герой Тома Круза переживает своей собственный День Сурка. Или День Мимика. Все это время он вынужден убивать наглых пришельцев, объединившись с Цельнометаллический Стервой — сержантом Ритой Вратаски. Я задавалась глупыми вопросами по этому фильму в одном из старых материалов. Но это не мешает мне признать тот факт, что «Грань будущего» — один из самых крепких, захватывающих и трогательных фильмов этого года. Потому что война войной, а вот как развиваются изо дня в день отношения между героями Тома Круза и Эмили Блант… вот где истинное чудо.

Ольга БеликФильм, который на родине вышел в неудачное время и собрал преступно мало денег, да еще и оказался сложным для понимания масс. Но мы-то другие! Нас-то вштырило! Это прекрасная фантастика, где главгерой поначалу — неприятный типчик в возрасте, который к финалу вышколен личным днем сурка до состояния Кэпа: когда надо спасать мир, потому что надо. Том Круз для меня — всегда знак качества, и тут он отлично передает нарастающее состояние цинизма вперемешку с отвагой и отчаянием. И какая же трогательная романтическая линия, правда? Когда ты видишь человека всего один день, а любишь его, получается, как всю жизнь и готов за него отдать свою. Хотя у Риты Вратаски все даже сильнее: она-то видит героя Круза как раз день, но как-то вот понимает все сердцем. Про героиню Эмили Блант и подвиги актрисы мы уже писали: Рита для нас вошла в историю кино, да. Ну, и какой еще фантастический фильм 2014 года заставил нас так ломать голову над финалом, а? Разве что вот этот следующий :)

«Интерстеллар»

Ольга БеликДа, это кино-скандал. Кино-меч, кино-водораздел. В Интернетах снова все переругались: один впали в восторг и считают Кристофера Нолана Богом, другие плюются и называют Нолана бездушным шарлатаном. И как можно было вот так бездарно устроить морзянку книжками. И что это за ерунда с черными дырами. И много Кубрика. И вообще. Но ведь снято все равно потрясающе. И какая шикарная музыка. И роботы. И Мэттью МакКонахи. Да мы уже все вот тут вам про это кино рассказали-разобрали. «Интерстеллар» — событие года хотя бы потому, что: а) вышло не в 3D, хотя могло бы! б) Нолан снова всех обманул.

Петр Зайцев«Интерстеллар» — еще один крайне важный для современного кинематографа фильм о космосе. Если Джеймс Ганн со «Стражами Галактики» вернул на большие экраны жанр космо-оперы, то Кристофер Нолан вдохнул новую жизнь в космическую научную фантастику. «Интерстеллар» — вовсе не шедевр и не супер-гениальное кино. И можно долго сравнивать его с «Космической одиссеей», выискивая недостатки, хотя даже ученые признали, что серьезных претензий к научной составляющей фильма у них нет. Но главная заслуга Кристофера Нолана в том, что он умеет донести неглупое кино с интересными идеями до максимально широкой аудитории. «Грань будущего», о которой мы писали выше, тоже является попыткой создать неглупую и хорошо продуманную фантастику. Вот только бюджет у нее больше, чем у «Интерстеллара», а кассовые сборы почти вдвое ниже. Нолан же доказал, что может считаться если не гением, то профессионалом высочайшего класса, потому что прекрасно знает и чувствует своего зрителя. И даже если он в очередной раз нас всех обманул, мы рады так обманываться.

«Дурацкое дело нехитрое»

Юлия БойцоваОфициальное англоязычное название фильма «Kraftidioten» — «In order of disappearance», то есть «В порядке исчезновения». Да, люди в этой черной комедии действительно исчезают в определенном порядке и очень быстро. Завязка в следующем: один из членов норвежской наркомафии умирает вроде как от банальной передозировки. Его отец, которого играет Стеллан Скарсгард, отказывается верить в такие расклады и начинает истреблять картель с упорством и изобретательностью, которому позавидовали бы даже герои фильмов Тарантино. После каждой смерти на экране появляется соответствующий крест и имя убитого. Все происходящее на экране сюрреалистично и жестоко, но весело и задорно. Если попробовать описать сюжет максимально кратко, то получится примерно «Стеллан Скарсгард, убивающий плохих парней при помощи снегоуборочной машины». Очень по-норвежски.

Ольга БеликС горечью констатирую: снова кино, прошедшее мимо народа. А жаль: там все прекрасно. Стеллан Скарсгард в роли снегоуборщика, который берет в руки обрез и отстреливает убийц сына. Герой года Пол Сверре Валхейм Хаген, который сыграл такого истерично-гламурного злодея, что на Берлинском фестивале мы всерьез пророчили ему приз. Бруно Ганц, опять же. И черный-пречерный юмор — оригинальное название картины «В порядке исчезновения» очень сильно намекает на происходящие в фильме события и добавляет веселья. Такое вот мрачно-смешное скандинавское кино в духе Тарантино, посмотрите уже его, если еще не.

«Зимний путь»

Ольга БеликВнезапно — русское кино. Внезапно — практически запрещенное: в нем есть мат, геи и обнаженка. В прокате оно побывало ровно один день и тут же было снято кинотеатрами со страху за свою жизнь. Хотя на самом деле геев в «Зимнем пути» не так и много, а главный герой Эрик мучается от несостоятельности и неудовлетворенности душевной, а вовсе не физической. И когда он, оперный певец, встречает бомжа и гопника Леху, то получает новый источник вдохновения — который, как истинный интеллигент, хочет использовать до конца и выбросить. Леха, не будь дурак, это все понимает и борется с таким вампиризмом своими грубыми методами. Это не очень ровное кино — но искреннее, берущее за живое и с прекрасным Евгением Ткачуком, который лично для меня после этой роли стал русским Хитом Леджером, не меньше: дикая, животная, необузданная энергетика не просто била — хлестала с экрана! Кто судит о Ткачуке по «Курьеру из „Рая“» — тому срочно смотреть «Зимний путь» и забыть «Курьера», как страшный сон.

Петр ЗайцевИ снова мы называем одним из лучших фильмов года картину, которую практически никто не видел. Но обойти вниманием «Зимний путь» мы просто категорически не могли. Это кино доказывает, что российский кинематограф жив, что искусство кроется вовсе не там, где большие имена и крупные бюджеты, и что отечественные актеры способны играть не менее ярко и сильно, чем голливудские. «Зимний путь» — это очень искреннее и светлое кино, несмотря на довольно грустный и закономерный финал. Кто-то может начать возмущаться, что раз фильм про геев, то его нельзя смотреть и показывать, но те, кто способен на полтора часа освободиться от предрассудков и посмотреть кино, увидят, что геи здесь вовсе не при чем. Фильм не о геях, а об одиночестве и поиске вдохновения. Авторы ничего не пропагандируют и не навязывают, а лишь рассказывают о жизни и о людях. Причем рассказывают так, что веришь каждому кадру. И раз уж кинопрокатная судьба у «Зимнего пути» не сложилась, то единственная возможность донести его до зрителей — это интернет. Сейчас фильм уже можно легко найти в сети, и, к счастью, пока что никакие депутаты не могут вам запретить его посмотреть.

«Выживут только любовники»

Ольга ВолодинаУдивительный в принципе (но не удивительный для Джармуша) пример фильма, о котором можно написать диссертацию по смыслам, от цитат до света, от собственной мифологии до прогнозируемого будущего, но который вообще не хочется раскладывать на детали. Сумма всех деталек по отдельности хороша, но насколько она меньше оказываемого всеми детальками вместе эффекта.

И какая Суинтон восхитительно-неземная. И Хиддлстон какой. Какие прекрасные Адам и Ева для нового мира — снаружи утонченнность, внутри утонченность, а поскреби ногтиком — вот они, зубы, никуда не делись.

Держите очень красивую песню из фильма — о фильме не надо говорить, его надо смотреть.

Ольга БеликЯ люблю фильмы о вампирах. Я смотрела много-много фильмов о вампирах. Я читала много-много книжек про вампиров. Меня, в общем, трудно в этом плане удивить и порадовать — но Джармушу удалось. Есть столько разных теорий про кровососов, они выступали в качестве стольких метафор и аллюзий — но режиссер нашел еще одну: все твое эстетство пропадает, когда кушать хочется. И наши Адам и Ева — такие все прекрасные, утонченные, искушенные, утомленные натуры, но вот есть Голод, и с вежливым «простите» впиваешься в горло. Оля выше уже про это написала, равно как и про прекрасных актеров, и сплошной цитатник, и детальки, и красотищу. Мы еще вот тут писали про то, как создавались костюмы и образы — освежите в памяти.


Следующая часть топа — фильмы года для каждого из нас. Причины называем ниже.

«Отель „Гранд Будапешт“»

Ольга БеликМесье Густав — наш герой года, и это многое объясняет. Он — человек ушедшей эпохи крендельков и пирожных Mendl's, джентльменства и интриганства в одном душистом флаконе. Уэс Андерсон снял фильм-тортик с горькой начинкой внутри: грустно смотреть, как умирают идеалы и рушатся миры. В «Гранд Будапеште» прекрасный актерский состав (Уиллем Дефо и клыки! Джефф Голдблюм и очочки! И котик! И Эдриан Броуди какой! И опять Тильда! И куча других!), прекрасные декорации и не менее прекрасные титры с казачком. Кто не посмотрел — тот сделал это зря.

«Спасти мистера Бэнкса»

Петр ЗайцевФильмы о том, как создается кино — это целый отдельный жанр. И выход каждой такой картины — настоящий праздник для киномана. Обычному зрителю подобные истории могут показаться скучными, но только не в случае, если за дело берется студия Disney. Памела Трэверс устроила настоящий ад Уолту Диснею, решившему экранизировать «Мэри Поппинс», но фильм о противостоянии великой писательницы и великого кинематографиста оказался на удивление светлым и позитивным — настоящая магия кино. Том Хэнкс, которому студия Disney доверила право воплотить образ своего основателя, сыграл чуть ли не одну из лучших своих ролей.

«От звонка до звонка»

Ольга ВолодинаЕще один фильм, который у нас не добрался до проката: было два показа на ММКФ, и все. И очень, ужасно жаль.

Камерная (да-да, нарочная игра слов) история Дэвида МакКензи о том, что и в тюрьме есть место человечности; и люди, по сути, те еще уроды, но даже среди уродов есть надежда на лучшее. Причем тюремный быт, обыденный и тем еще больше пугающий, подается как закрытый микрокосм, в котором есть все. Даже представляющий «мир вовне» герой и тот не очень хочет уходить из этого тюремного микрокосма.

И вот сидишь ты почти два часа, и у тебя ощущение, что тебя засасывает это болото, и немножко смещаются ориентиры, и выходишь с мыслью — что как же круто это сделано, как же круто.

Джек О'Коннелл, конечно, это наш будущий Фассбендер. В смысле — чувак на экране вроде просто стоит, а экран уже рвется на кусочки.

И если сейчас его в американское кино (причем блокбастерного типа, как вот «300» новые) не затянут прочно, то дураки будут. А с кино не-массовым у него вроде все хорошо и так — в этом году вышел еще «71» про беспорядки в Ирландии, «Несломленный» Анжелины Джоли (в котором он, говорят, хорош, несмотря на все остальное), да и дальше, будем надеяться, у парня с карьерой все будет ок. Потому что в своем поколении он — один из лучших.

«Нимфоманка»

Ольга БеликСтолько членов и вагин в официальном прокате еще не было, господа — так что да, это фильм года. Дело, конечно, не в половых органах — хотя ушлый Триер сделал их главной приманкой фильма. Просто это Очень Смешное Кино о Грустном: страхах перед жизнью, любовью и людьми в целом. Ларсик снял очень личное кино о своих переживаниях, передав их с помощью телесного начала. «Нимфоманка» — настоящий манифест о запретах, о чувствах и бесчувственности, а вовсе не любование порнушкой. Шикарный диалог-сравнение рыбалки и мужиков, еще не поехавший крышей Шайя ЛаБаф, внезапно прекрасная тонкая роль Кристиана Слейтера, неожиданная Ума Турман и комическая сцена Шарлотты Генсбур и двух негров. Есть, на что посмотреть.

«Укради мою жену»

Андрей Смирнов2014 год надолго запомнится фанатам прекраснейшей из Богоподобных — Дженнифер Энистон. Сразу три (главная сенсация — драма «Торт» — появится на экранах в следующем году, но о ней говорят уже всю осень) разных образа явила миру Рэйчел из ситкома «Друзья». В криминальной ретро-комедии «Укради мою жену» Джен разыграла то, что ей давно хотелось — скучающую домохозяйку в нелепых нарядах из фанковых 70-х. Своеобразный приквел «Джеки Браун» (предыстория героев из знаменитого фильма Тарантино), «Укради мою жену» выглядит как совершенно камерная поделка, но после просмотра понимаешь, что в этом и была задумка: не просто экранизировать роман американского классика Элмора Леонарда, а постебаться над всеми его киноадаптациями. После успеха телесериала «Фарго» к подобной стилистике и жанру стали обращаться многие. Нельзя сказать, что «Укради мою жену» идеально вписался в эту канву, но определённые прелести, всё же, имеет. Ну, а раз сам Элмор Леонард попросил Дженнифер Энистон сыграть похищенную жену в экранизации своего романа, значит, классик увидел истинный потенциал кинобогини, который она и продемонстрировала на экране, кто бы что бы ни говорил.

«Малефисента»

Ольга БеликНе то, чтобы это шедевр — но все же: а) очень красивое кино; б) весьма неожиданное кино; в) с Анджелиной Джоли в лучшей роли за свою карьеру. Студия Disney целенаправленно разрушает свои старые сказки и ломает устоявшиеся стереотипы о том, что такое настоящая любовь, например. Понятно, что «Малефисенту» надо было рассказать как-то иначе, и сценаристы предложили неожиданную трактовку сказки, чтобы мы не заскучали, но за всем этим кроется куда более глубокий умысел: в мире побеждающего феминизма девочки не должны верить в то, что придет Прекрасный Принц и их спасет. Нельзя доверять коварным незнакомцам и надеяться на чудо. Все сама, только сама, Принцы же для антуража. Про Джоли — отдельный сказ: ну, правда, актриса никогда не была так органична и хороша! О создании образа Малефисенты мы писали тут — почитайте, интересно!

«Уцелевший»

Ольга Володина«Уцелевший» был у меня первым фильмом года: я его смотрела в кинотеатре в полдень 1 января. И, если верить немножко переделанной пословице про то, что как киногод встретишь, так его и проведешь — то начало киногода у меня задалось и даже выдалось.

Питер Берг, который в совсем попкорновом кино как-то не очень удачно выступает, очень хорош, когда надо снимать про кровь и песок и пыль в глаза; вот и тут — история четырех морпехов, которые оказались совсем одни против превосходящих сил противника, визуально сделана так, что не оторваться. И сыграна прекрасно: Тэйлор Китч просто и элегантно доказывает, что ему нужно играть не глянцевых героев, а суровых, Бен Фостер — что ему надо играть вообще везде и всегда, а Марк Уолберг — что у него редкий талант хорошо не только солировать, но и в ансамбле выступать.

Я на самом деле очень долго думала, что еще включить из понравившихся фильмов в свой итоговый перечень. Вот «Из пекла» Скотта Купера была прекрасен, такая ответочка «Охотнику на оленей»; или трагически недооцененный «Внутри Льюина Дэвиса», когда не понимаешь, то ли вешаться, то ли смеяться в голос; или «Патруль времени», который показал, что фантастику австралийцы умеют так, как Голливуду не снилось; или «Фрэнк», или «Зильс-Мария», или «Общак», да тысячи их.

Но «Уцелевший» был первым, так что спасибо ему за хороший киногод. :)

«Несносные боссы 2»

Андрей СмирновЭкспериментировать как можно больше — основной девиз Дженнифер Энистон на нынешнем этапе кинокарьеры. И это у неё получается великолепно! Конечно, артистку Энистон можно не любить, но чего нельзя отнять у неё — так это отличное комедийное чутьё, которое приводит Джен вместе с её друзьями-голливудскими комиками к отличным комедиям. Дженнифер Энистон благополучно освоила новый жанр для своего возраста — adult comedy, в которых предстаёт в очень смелых и радикальных амплуа. Сиквел чумовых «Несносных боссов» показал, на что по-настоящему способна кинозвезда. Джен не просто вернулась к одному из своих любимых образов — похотливой врачихи-дантиста Джулии, а пошла ещё дальше. В оригинальной версии фильма садо-мазо прикид и сплошной нецензурный пошлый слэнг из уст любимицы Америки звучит как настоящий комедийный гротеск! Один только вид актрисы с cock ring уже говорит сам за себя — Дженнифер Энистон упивается этой ролью, в ней она просто отдыхает! Вот оно, настоящее мастерство быть комедийной богиней!

«Патруль времени»

Ольга БеликОчень странное кино. Оля выше написала, что австралийцы утерли этой фантастикой нос Голливуду — и сделали это изящно. Российская локализация обещает нам прыжки во времени и пыщ-пыщ — на деле же перед нами камерная история о себе, себе, и еще раз себе, рассказанная на два лица. Для не читавших рассказ Хайнлайна «Все мы зомби» кино — и вовсе шок, читавшие приятно удивлены тем, как создатели аккуратно обошлись с литературным источником. Кто хочет остаться после просмотра со взорванным мозгом — тому сюда.

«Враг»

Андрей СмирновЭкспериментирует и старый хороший знакомый Дженнифер Энистон — мой любимчик Джейк Джилленхол. Сознательно избегая громких боевиков или откровенных комикс-муви, актёр прочно занял нишу интеллектуальной киноэлиты современного Голливуда в категории 30+. Вся последняя фильмография Джилленхола это подтверждает, и особенно — мистический триллер «Враг» канадца Дени Вильнёва. Автор первоисточника — португальский писатель Жозе Сарамаго — долго не продавал права на экранизацию своего романа «Двойник». Но когда продюсеры всё-таки его заполучили, то выбор Вильнёва в качестве режиссёра оказался правильным. А уж Джилленхол добавил фильму необходимую атмосферность и психологизм. Так по-актёрски профессионально психическое расстройство на экране давно никто не показывал. Если выбирать среди вышедших в прокат исключительно авторских фильмов, то «Враг» для меня стал именно лучшим по итогам года. А неповторимого Джейка Джилленхола хочется почаще видеть в таких «странных» фильмах, где подсознание становится главным героем. Жаль, что «Стрингера» в России так и не выпустили в прокат в этом году.

«Мачо и ботан 2»

Юлия БойцоваКогда я вспоминала, что хорошего было в этом году в кино, то финальные титры сиквела «Мачо и ботана» пришли на ум быстрее, чем сразу. В любом фильме такого жанра уместна самоирония. Но в любой шутке, есть доля правды. Так что ждем Шмидта и Дженко в Школе Парикмахеров. Ну и в России, конечно!

Напоминаю, что в оригинале первый фильм называется «Джамп Cтрит 21», а второй уже «Джамп Стрит 22». Именно поэтому следующие порядковые номера серий начинаются с цифры 23.

«Магия лунного света»

Андрей СмирновМилое доброе кино как всегда у неунывающего Вуди Аллена. Его фильмы практически никто никогда не ругает — как-то неприлично осуждать прижизненно забронзовевшего киноклассика. Но, на мой взгляд, при всём конвейерном подходе к кинопроизводству — по фильму в год — мэтр иногда всё-таки даёт осечку. У Вуди Аллена получается кинохит через просто кинофильм. После нашумевшей блестящей трагикомедии «Жасмин» Вуди Аллен не спустил удила и выдал на ура то, в чём ему просто нет равных — комедийную мелодраму в ретро-антураже. «Магия лунного света», как всегда, — типично алленовское кино с его саморефлексией, сатирой, сарказмом, умными диалогами и тонким юмором, то есть всем тем, за что Вуди Аллена обожают и возвели на пьедестал иконы «интеллектуального кино» современной Америки. Вот когда прославленный мастер не берёт деньги у мэрий европейских столиц на производство псевдотуристических видовых кинокомедий, тогда он творит по-настоящему. Хотите понять, почему Аллена чтут все интеллектуалы мира, посмотрите «Магию лунного света», если ещё не видели.


Вторая часть нашего топа — фильмы, которые нас поразили неприятно. Нам очень жалко, но мы потратили на ЭТО пару часов своей жизни, и щадить граждан не собираемся.

«Домашнее видео»

Ольга БеликФильм-ад. Кажется, с него началось падение Sony Pictures, громыхнувшее на днях лютым скандалом с северными корейцами. Студии, увы, изменил вкус: «Домашнее видео» по синопсису звучало как милое кино о супругах, решивших взбодрить семейную жизнь записью домашней порнушки — на деле же получилась адская, безвкусная тягомотина на два часа с антипиаром компании Apple. Забавно, что показанная в фильме трагедия утекания откровенной видяхи в iCloud позже свершилась в жизни со взломом «облаков» знаменитостей и их голыми фотками. Sony, видимо, что-то знали заранее — или же подали кому-то дурную идею.

«Новый Человек-Паук. Высокое напряжение»

Ольга ВолодинаУдивительная штука: Sony достался самый узнаваемый, самый популярный, самый известный марвеловский герой. И они его как-то совсем бездарно используют. Преступно, практически.

Вот, скажем, был рестарт франшизы. Нашли приличного режисера Уэбба, нашли (относительно) молодое новое лицо — Гарфилда, решили вместо Мэри-Джейн взять Гвен Стейси (благо по трилогии Рэйми её почти не помнят). Хорошо, в общем, решили. Правда, второй раз за 15 лет рассказали о становлении героя и убили дядю Бена — ну черт с ним, мы пережили предыдущий фильм и даже с некоторым оптимизмом смотрели на перспективу продолжения.

И тут внезапно не работает НИЧЕГО. В несчастные два часа с хвостиком запихивают вообще всё, что можно, и от желания включить как можно больше элементов начисто забывают о такой важной вроде штуке, как мотивация. Десять минут на Электро, десять на Зеленого Гоблина-джуниора, вот вам трагедия героя, вот сложности в отношениях с тетей, вот вам то, это, пятое, десятое, не дай бог, вы решите, что у нас идей мало. Будто для людей с серьезным дефицитом внимания снимали. То есть это реально стало бы фильмом для самых маленьких (потому что только в пять лет веришь, что если тебя друг не узнал — можно город крушить), но настолько скучным, что самые маленькие заснут минуте на сороковой.

И теперь, когда фильм в прокате не то, чтобы провалился, но собрал меньше предыдущего (Марвел себе такого не позволяет) в интервью все пытаются найти виноватого. И придумать, что теперь с Пауком делать — не отдать ли обратно Marvel от греха подальше.

«Чем дальше в лес»

Ольга БеликКазалось бы, музыка. И сказки. И Джонни Депп в образе волка. И даже Мэрил Стрип! Но коктейль получился какой-то странный, ей-богу. Как будто всех собрали насильно, захотели пошутить, а потом резко передумали. Мюзикл Сондхейма в России неизвестен, так что основная масса зрителей смотрела кино максимально с нуля. И выяснила, что в нем как-то так все разбилось на две части: до «жили они долго и счастливо» и после. Все, что «до» — оно даже веселое, хотя и придурковатое, плюс Disney снова выступает с флагом «лишим Золушку принца, потому что не в мужиках счастье!» Смотреть на разрушение стереотипов про всем известных персонажей забавно, да и поют все хорошо, а уж ария принцев («Agonyyyyy!») и вовсе до колик и истерики. Но авторам изменило чувство меры. Зачем-то взяли и пошли дальше, и началась трагедь, рефлексия и вот это все. И сразу стало скучно, уныло и неинтересно, да еще и с подозрительной моралью. Нельзя так, граждане.

«Черепашки-ниндзя»

Петр ЗайцевПро этот проект с самого начала было понятно, что с ним что-то не так. Сначала в интернет просочились слухи о том, что по новому сценарию черепашки будут пришельцами. Затем на роль Эйприл утвердили Меган Фокс. Фанатское сообщество любую новость о фильме принимало в штыки, но если от идеи с пришельцами, к счастью, отказались, то Меган Фокс никуда не делась. И самое удивительное, что неканоничная Эйприл — самая меньшая из проблем фильма. Невнятный злодей, безвкусные штампы, сюжет, списанный один-в-один с «Нового Человека-паука», и ни грамма обаяния в самих черепашках. Единственное достоинство фильма — несколько минут убойного экшена. Стоило ли ради него гробить любимую с детства франшизу? Определенно, нет. Тем не менее, сиквел уже не за горами, вот только в кино на него не хочется идти даже, если заплатят.

«Другая женщина»

Ольга БеликИ снова плохое кино с Кэмерон Диас — женщине не везло в этом году. История о том, как взрослая тетка узнает, что ее возлюбленный женат, идет знакомиться с женой, и позже уже вдвоем они выясняют, что у мужа-козла есть еще одна молоденькая любовница, знакомятся и с нею и строят коварные планы мести… и строят… и строят… и строят… Это невероятно пошло и скучно, и построено на каких-то совсем уж тупых приемах и стереотипах, и кривляниях Кэмерон. И отвратительный юмор вроде «наблюй в сумочку» или «убери какашки собаки» — нет, я понимаю, что в жизни бывает всякое, но в кино-то хотелось бы подинамичнее и повеселее.

«Трансформеры: Эпоха истребления»

Ольга ВолодинаПомнится, в лучшем-блоге-про-кино (это, конечно, блог «Афиши» с Волобуевым и Зельвенским) отзыв на вторых «Трансформеров» звучал как «Майкл, братик, за что?». Вот это — оно самое.

Я честно скажу — первые «Трансформеры», еще с Шайей ЛаБафом и Меган Фокс, мне очень понравились. Но с тех пор много воды утекло: Шайа сошел с ума стал тонким непонятым художником, Меган Фокс сошла с ума с Майклом Бэем поругалась и вроде помирилась, всех человеков заменили на новых, и только автоботы с десептиконами остались те же… а, нет, они тоже поменялись: пафоса стало еще больше, а вот ума, кажется, меньше.

Главная проблема в том, что это не кино — оно даже не задумано как кино. Вот в интервью сценарист прямо говорит — «Вы должны понять, что большие летние фильмы, особенно в этой франшизе, они по его [Майкла Бэя] мнению конкурируют не с фильмами. Он это рассматривает как „а что мне выбрать, пойти на „Трансформеров“ или в парк развлечений?“» То есть не кино как аттракцион, а просто — парк развлечений. Без кино. Три часа на американских горках, качелях, каруселях, без разбору, шумно, укачивает, домой не пускают.

Майкл, братик, за что?

«Превосходство»

Ольга БеликЯ люблю Джонни Деппа, есть грех — но вот тут нет. И не то, чтобы кино плохое — просто из разряда «прожевал и забыл». Такая биодобавка для спортсменов: тут всего понемножку для правильного пищеварения — и торжество машин, и ученые-гении, и вечная любовь, и страх человечества перед новым. Полный набор: заглотнул, получил калории — но никаких эмоций. А ведь так ждали. Оператор Кристофера Нолана дебютирует, все дела.

«Посвященный»

Петр ЗайцевДжефф Бриджес много лет мечтал экранизировать очередную детскую антиутопию, но некоторые проекты лучше оставлять нереализованными. То ли не стоило слишком дословно следовать первоисточнику, то ли не стоило доверять проект режиссеру, чьим самым ярким достижением последних лет является дичайшая клюква «Солт», но как бы то ни было, «Посвященный» оказался сильнейшим разочарованием года. Ни красивая концепция, ни сильнейший актерский состав не спасают эту лишенную логики историю, которая для детей может показаться слишком жестокой, а для взрослых — безнадежно наивной. И если начало фильма еще можно смотреть без содрогания, то финал напрочь перечеркивает все хорошее, что в нем было. Герой на санках пересек невидимую границу, и к людям в одночасье вернулись эмоции, которые многие годы подавлялись регулярными инъекциями. Кто в здравом уме поверит в такую чушь?

«Охотники за скоровищами»

Ольга БеликДжордж Клуни снял плохое кино и обидел этим меня лично. Потому что я верю в Джорджа-режиссера и это вот было под дых. И все вроде по мотивам реальных событий: да, была команда американских искусствоведов, спасавших мировые сокровища от Гитлера. Но у Клуни, человека большого и острого ума, получился какой-то ура-патриотичный лубок. Открытка в подарок на день рождения президенту Обаме (тому кино понравилось, конечно, устроил себе спецпоказ в белом доме). Интересную историю старина Джордж показал поверхностно и выдал пустышку, забивая микроскопами-прекрасными актерами гвозди. Вроде как можно углядеть попытку трэшануть, но для этого фильму не хватает усердия и лихости. Для серьезного кино здесь нет глубины и веса, да и драматизм хромает. Яркий противовес «Ярости», в которой, напомню, кино без американского пафоса — у Джорджа все ровно наоборот. Жаль.

В Берлине на просмотре атмосферы добавило то, что одному из журналистов — русскому, говорят! — стало плохо с сердцем буквально через полчаса после начала. Сеанс прервали, беднягу увезли в больницу, директор фестиваля лично вышел к прессе успокаивать (было страшно, правда, когда там все свистели: «Остановите показ!» — мы многое передумали). Некоторые мрачно шутили, что бедолага не выдержал пытку искусством. Понимаю его.


Финальную часть нашего труда мы назвали ЧЭБ — «Что Это Было?». Комментарии излишни. Мы еще держали себя в руках.

«Трудно быть Богом»

Ольга БеликФильм, который отечественная киноиндустрия ждала, как Кончита графа Резанова. Нет, не 35 лет, всего 12 — но тем не менее. Обойтись без «ТББ» в списке фильмов года категорически нельзя: это, безусловно, кинематографический шедевр — и по ожиданию его в прокате, и по манере съемок, и по актерской игре-подвигу. Каждый кадр этого фильма можно печатать и — в рамку: чистейшее искусство. Но это фильм не для людей. Это искусство мертвое: сейчас так не снимают даже прожженные приверженцы артхауса. Это фильм-памятник умершей эпохе почище «Гранд Будапешта». Фильм про человеческое скотство в максимально доходчивой манере — единственная мысль, которую зритель понимает почти мгновенно, ибо говно повсюду, в прямом и переносном смысле. Что это было, действительно? Стоило ли так страдать всем участникам процесса ради такого результата? Рассудит только время.

«Люси»

Петр ЗайцевМы все очень ждали, когда же Люк Бессон вернется к фантастике после «Пятого элемента». И, честное слово, лучше бы не дожидались вовсе. Многообещающие трейлеры к «Люси» обманули нас всех. Боевик про Скарлетт Йоханссон, которая обретает сверхспособности и задает всем жару, обернулся псевдофилософским размышлением над смыслом бытия. Бессон на протяжении фильма несколько раз менял жанр, повторяя все лучшее, что он снял или спродюсировал в прошлом (тут вам приветы и «Леону», и «Пятому элементу», и «Такси»), но так и не смог придумать внятный и логичный финал. Скарла превратилась в флэшку, закадровый голос объявил, что смысл жизни найден, но мы так ничего и не поняли — что хотел сказать автор и стоило ли вообще пытаться умничать на старости лет?

«Звездная карта»

Ольга БеликДэвид Кроненберг снял узкоспециальное кино о мерзостях Голливуда. Вот героиня Джулианны Мур — она спятила. Вот семейство Джона Кьюсака — они все психи. Вот герой Роберта Паттинсона — он среди них один нормальный, но скоро тоже двинет мозгом. Разрушительная зараза звездной пыли повсюду. Вопрос в том — хотим ли мы это знать? Фильм поймут лишь те, про кого он снят (и они плюнут в Кроненберга ядом), да киножурналисты, которые вынуждены знать подноготную кинобизнеса и светскую хронику. Простые зрители сбегут из кинозала — ибо невыносимо: скучно и мерзко. Хотя все играют прекрасно — но вот что это и зачем?