Восхождение «Левиафана» или заслуги не перед родиной

17 января 2015

Размышления о том, как нравится «Левиафан» им там и как он не нравится нашим чиновникам.

В прошедшее воскресенье фильм Андрея Звягинцева забрал первый «Золотой Глобус» для России (второй, если считать Россию продолжением СССР, где в 1969 году золотая статуэтка досталась фильму «Война и мир» Сергея Бондарчука). 15 декабря в прямом эфире были объявлены номинанты на премию «Оскар», где «Левиафан» значится в разделе «Лучший фильм на иностранном языке».

Удивительную ситуацию создала история про маленького человека: фильм восхваляют за рубежом и демонстративно игнорируют на родине.

Новый фильм Звягинцева киноманы, конечно же, ждали, но настоящей сенсацией он стал на Каннском фестивале, где состоялась его мировая премьера и где фильм был номинирован на главный приз «Золотую пальмовую ветвь». В конечном итоге этот трофей ушел к другому кандидату, зато «Левиафан» получил приз за лучший сценарий и оды критиков.

Так начался фестивальный сезон для главного российского фильма года, который, в свою очередь, на родине отказались показывать из-за обилия нецензурной речи.

Североамериканская премьера состоялась на кинофестивале в Торонто, где Звягинцев частый гость. Еще в августе в личной беседе с программным директором и арт-директором фестиваля они оба восхваляли фильм и говорили о том, как рады, что имеют честь его показывать в Канаде. «Левиафан» шел как обязательный к просмотру в каждой статье местных СМИ и выборе редакции фестиваля. Через час после начала открытой продажи билетов достать билет на премьеру было невозможно — впрочем, через полтора часа уже нельзя было найти билет на дополнительный показ. В день премьеры, несмотря на проливной дождь, люди стояли в длинной очереди в надежде, что еще останутся места в зале. Встречали фильм не хуже, чем громкие премьеры с голливудскими звездами.

Мне посчастливилось попасть на торонтовскую премьеру, моим соседом в зале оказался киноман из Чикаго, который специально приехал на фестиваль и был заинтригован «Левиафаном» еще со времен Канн. В целом, в зале было очень много русскоязычной аудитории, при этом нельзя сказать, что ее было большинство. По окончанию сеанса фильм получил бурные овации, а мой сосед сказал, что ему кино очень понравилось. На самом деле, субтитры были далеко не самого лучшего качества, и во время просмотра мне казалось, что англоговорящая аудитория вряд ли поймет фильм, как задумывалось. Скорее всего, они иначе уловили смысл показанного, чем люди, которые понимали русский и помнили еще страну, в которой происходят события. Но тот факт, что даже в этом случае фильм способен захватить сердца людей, незнакомых с реальной ситуацией, говорит о многом.

Во время «вопрос-ответов» Андрей Звягинцев сказал, что история изначально произошла в Америке и с американским жителем. Режиссеру о ней рассказали на съемочной площадке его предыдущего фильма «Елена», и он решил ее перенести в российскую действительность. В действительности же история маленького человека и противостояния его с властью не нова, но очень актуальна и интернациональна, видимо, поэтому вместе с потрясающими видами северной природы, мастерской режиссурой и великолепной игрой актеров она способна покорить жителей всего мира.

Тем временем «Левиафан» продолжал свое шествие по кинофестивалям планеты, а в России со скрипом разрешили выпустить его на большой экран, но только в переозвученном виде.

Самым неожиданным было выдвижение его на «Оскар». Честно говоря, в разговорах с представителями индустрии, посмотревшими фильм, никто не верил, что вышестоящие лица позволят выдвинуть его на главную кинопремию Америки, но факт остается фактом.

Что дальше? А дальше широкий прокат в России перенесли с ноября на февраль. «Левиафан» забрал «Золотой Глобус» за «Лучший фильм на иностранном языке», государственные каналы сказали об этом вскользь, не привлекая внимания. Сейчас фильм находится на финишной прямой в гонке за «Оскаром» в аналогичной номинации, но вряд ли это событие заставит сменить гнев на милость у вышестоящих органов. Уже сейчас министр культуры Мединский обвиняет Звягинцева в конъюнктуре, а в Мурманске хотят запретить фильм к прокату как порочащее регион кино.

Интересно, чего же так испугался комитет культуры? И, казалось бы, неугодный мат убрали, награды престижных кинопремий, которые призваны работать на повышение рейтинга страны в целом, приносит, любовь мировой аудитории и признание критиков тоже есть, так что же не так? Неужели слишком реалистично изображена российская действительнось, и это вызывает страх?

Лично мне кажется, вряд ли фильм заинтересует массового зрителя. Скорее всего, голливудские новинки, выходящие в это же время, привлекут больше внимания — хотя вот интернет-публика уже воспользовалась утечкой фильма в сеть и массово его скачала-посмотрела, а многие даже пожертвовали деньги картине на специальном сайте. Хочется верить, что у киноманов все-таки будет возможность увидеть главный русский фильм года на большом экране, полюбившийся всему миру, но рискующий остаться неизвестным в своей стране.